Перед прочтением рекомендую ознакомиться с:
Павловский дворец. Часть 1. История дворца. Египетский вестибюль, Итальянский зал и Библиотека
Павловский дворец. Часть 2. Парадная анфилада Павла I и Греческий зал.
Павловский дворец. Часть 3. Парадная анфилада Марии Федоровны.
Из Фрейлинской в Картинную галерею ведут два небольших кабинета - их называют Первый и Второй проходные кабинеты. Архитектор Бренна создает эти кабинеты в 1797-1799 годах, когда Павловский дворец расширяли.
Эти два помещения служат плавным переходом из центрального корпуса дворца в полуциркульную Картинную галерею и далее в большой зал Южного квадратного корпуса.
Картинная галерея была спроектирована специально для экспозиции картин европейских художников, которые великокняжеская чета привезла из европейского путешествия.
Картинная галерея отделана довольно просто - с двух сторон она освещена окнами, а стены выкрашены в спокойный зеленый цвет. Потолок украшают три панно художника Якоба Меттенлейтера. Центральный плафон повторял композицию итальянского художника XVII в. Гвидо Рени "Триумф Аполлона" (римское палацио Роспильози). Два боковые панно - Суд Париса и Три грации.
Из произведений фламандской школы особый интерес представляют «Оплакивание Христа» мастерской П.-П.Рубенса и «Изгнание Илиодора из храма» ученика Рубенса Б.Флемаля. Прелестью местного колорита отличается картина П.Боута «Пейзаж с конькобежцами».
Любимой художницей Марии Федоровны была Ангелика Кауфман, которую супруги посетили в Венеции. По заказу Марии Федоровны художница написала диптих - «Отравленная Элеонора» и «Спасенная Элеонора». Их сюжет это вольная трактовка английской легенды о короле Эдуарде и его жены.
Павел Петрович был поклонником творчества Юбера Робера. Современники его называли “романтичный и поэтичный певец руин”. С Робером великокняжеской чете также удалось познакомиться лично. Павел заказал художнику серию картин, которые некоторое время спустя были доставлены в Павловск.
За Картинной галереей следует Третий проходной кабинет. Стены кабинета отделаны розово-сиреневым мрамором и украшены медальонами с росписью по синему стеклу. Средний медальон, выполненный Меттенлейтером, изоражает Триумф Амфитриты, боковые - танцующие женские фигуры. Плафон заполнен перспективной росписью по эскизу Гонзаго.
Самый просторный зал первоначально задумывался как Большая парадная столовая, но Бренна перестроил южный полутораэтажный флигель Камерона. По окончанию строительных работ зал превратили в Тронный. В нем был установлен трон, который специально заказали для Павловска.
В этом зале давались пышные обеды. Гости трапезничали под аккомпанемент оркестра, который располагался в смежном зале.
Архитектурное оформление зала очень пластично. Углы квадратного помещения срезаны, в них сделаны ниши с лепными печами.
Арки окон “поддерживают” скульптуры кариатид, который выполнены по рисункам Бренны. Они были созданы известным скульпторами - Иваном Матросом и Михаилом Козловским.
Для приближения к классическим пропорциям высота зала зрительно увеличена росписью плафона. Гонзаго выполнил роспись с уходящими в перспективу от периметра к центру колоннами и аркадами. Они образуют круговую лоджию с балюстрадой в виде ротонды с верхним светом.
Сейчас в зале стоят три стола, которые сервированный посудой времен Павла I и Марии Федоровны. На центральном столе Парижский сервиз, который был изготовлен на Севрской мануфактуре. Это был самый любимый сервиз императорской четы.
Рядом с Тронным залом находится Оркестровая и Буфетная. Это небольшие помещения утилитарного назначения. В Оркестровой находились музыканты во время банкетов, а из Буфетной официанты подавали блюда на стол.
Один из главных парадных залов во дворце - это Кавалерский зал. Он был решен, как галерея античной скульптуры. Кроме мраморных изваяний здесь располагались еще и древнеримские пеплохранильницы, привезенные из европейского турне Марии Федоровны и Павла Петровича.
В 1798 году Кавалерский зал стал символом обретения Павлом I нового статуса - он был избран главой Мальтийского ордена. Именно поэтому потолок в зале украшен Мальтийским крестом.
Название “Кавалерский зал” появилось намного позднее. При Павле Петровиче этот зал назывался “Предцерковная галерея”.
За Кавалерским залом располагалась небольшая Кавалергардская - это комната для караула, который во дворце несли офицеры Кавалергардского полка. А за ней маленькая Передняя.
Домовая церковь в Павловском дворце освящена во имя Святых Петра и Павла. Роспись плафона выполнена Я. Меттенлейтером. Она изображает “Обращение Савла”, который является ключевым эпизодом в жизни апостола Павла. Тогда он уверовал в Христа.
Первоначальное убранство во многом отличалось от классического оформления русских церквей. Павел Петрович был православным, но на протяжение всей своей жизни он вынашивал идею о примерении и объединение всех христианских религий. Именно поэтому убранство в Дворцовой церкви сочетает в себе традиции и православной, и католической культуры.
В интерьере была использована многочисленная скульптура. Скульптуры располагались в нишах стен, на хорах - статуи, символизирующие Веру (с крестом и потиром) и Религию (с книгой). Скульптор Михаил Козловский расположил на иконостасе фигуры двух ангелов.
Стены церкви украшают копии картин западноевропейских художников. В них прослеживаются две темы - апостола Павла и Богоматери.
Особенное место в Павловском дворце занимает Галерея Гонзаго. Фрески на стенах так искусно имитировали реальность, что обманывались даже птицы и животные пытаясь попасть в нарисованное пространство.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Продолжение:
Павловский дворец. Часть 5. Жилые покои первого этажа и комнаты Марии Федоровны
И обязательно ознакомьтесь с:
Замок с интересным названием БИП. Удивительная крепость в Павловске.
Летний сад. Первый парк Санкт-Петербурга
Михайловский замок. Самый необычный и мистический дворец Петербурга.
Александровский парк в Пушкине. История создания. Китайский театр. Крестовый мост.
Екатерининский парк. Регулярный парк: Эрмитаж, Камеронова галерея, Грот, Мыльни
Екатерининский дворец в Царском селе. Часть 1 - предыстория, фасад и лестница.
Александровский дворец в Царком Селе. Мрачная история великолепного дворца в Пушкине.
Вилла К.К. Шмидта в Павловске. Прекрасная дача в стиле модерна. Павловская городская электростанция.