Найти тему

Павловский дворец. Часть 4. Картинная галерея, Тронный зал, Дворцовая церковь, Кавалерский зал, Галерея Гонзаго

Перед прочтением рекомендую ознакомиться с:

Павловский дворец и парк. Предыстория и первые постройки. Колоннада Аполлона, Собственный Садик, Холодная баня

Павловский дворец. Часть 1. История дворца. Египетский вестибюль, Итальянский зал и Библиотека

Павловский дворец. Часть 2. Парадная анфилада Павла I и Греческий зал.

Павловский дворец. Часть 3. Парадная анфилада Марии Федоровны.

Из Фрейлинской в Картинную галерею ведут два небольших кабинета - их называют Первый и Второй проходные кабинеты. Архитектор Бренна создает эти кабинеты в 1797-1799 годах, когда Павловский дворец расширяли.

Первый проходной кабинет 1970-ые годы
Первый проходной кабинет 1970-ые годы

Эти два помещения служат плавным переходом из центрального корпуса дворца в полуциркульную Картинную галерею и далее в большой зал Южного квадратного корпуса.

1968-1972 год Картинная галерея
1968-1972 год Картинная галерея

Картинная галерея была спроектирована специально для экспозиции картин европейских художников, которые великокняжеская чета привезла из европейского путешествия.

-3

Картинная галерея отделана довольно просто - с двух сторон она освещена окнами, а стены выкрашены в спокойный зеленый цвет. Потолок украшают три панно художника Якоба Меттенлейтера. Центральный плафон повторял композицию итальянского художника XVII в. Гвидо Рени "Триумф Аполлона" (римское палацио Роспильози). Два боковые панно - Суд Париса и Три грации.

Из произведений фламандской школы особый интерес представляют «Оплакивание Христа» мастерской П.-П.Рубенса и «Изгнание Илиодора из храма» ученика Рубенса Б.Флемаля. Прелестью местного колорита отличается картина П.Боута «Пейзаж с конькобежцами».

Любимой художницей Марии Федоровны была Ангелика Кауфман, которую супруги посетили в Венеции. По заказу Марии Федоровны художница написала диптих - «Отравленная Элеонора» и «Спасенная Элеонора». Их сюжет это вольная трактовка английской легенды о короле Эдуарде и его жены.

Павел Петрович был поклонником творчества Юбера Робера. Современники его называли “романтичный и поэтичный певец руин”. С Робером великокняжеской чете также удалось познакомиться лично. Павел заказал художнику серию картин, которые некоторое время спустя были доставлены в Павловск.

Третий проходной кабинет
Третий проходной кабинет

За Картинной галереей следует Третий проходной кабинет. Стены кабинета отделаны розово-сиреневым мрамором и украшены медальонами с росписью по синему стеклу. Средний медальон, выполненный Меттенлейтером, изоражает Триумф Амфитриты, боковые - танцующие женские фигуры. Плафон заполнен перспективной росписью по эскизу Гонзаго.

-5

Самый просторный зал первоначально задумывался как Большая парадная столовая, но Бренна перестроил южный полутораэтажный флигель Камерона. По окончанию строительных работ зал превратили в Тронный. В нем был установлен трон, который специально заказали для Павловска.

В этом зале давались пышные обеды. Гости трапезничали под аккомпанемент оркестра, который располагался в смежном зале.
Архитектурное оформление зала очень пластично. Углы квадратного помещения срезаны, в них сделаны ниши с лепными печами.

-6

Арки окон “поддерживают” скульптуры кариатид, который выполнены по рисункам Бренны. Они были созданы известным скульпторами - Иваном Матросом и Михаилом Козловским.

Для приближения к классическим пропорциям высота зала зрительно увеличена росписью плафона. Гонзаго выполнил роспись с уходящими в перспективу от периметра к центру колоннами и аркадами. Они образуют круговую лоджию с балюстрадой в виде ротонды с верхним светом.

-7

Сейчас в зале стоят три стола, которые сервированный посудой времен Павла I и Марии Федоровны. На центральном столе Парижский сервиз, который был изготовлен на Севрской мануфактуре. Это был самый любимый сервиз императорской четы.

Рядом с Тронным залом находится Оркестровая и Буфетная. Это небольшие помещения утилитарного назначения. В Оркестровой находились музыканты во время банкетов, а из Буфетной официанты подавали блюда на стол.

-8

Один из главных парадных залов во дворце - это Кавалерский зал. Он был решен, как галерея античной скульптуры. Кроме мраморных изваяний здесь располагались еще и древнеримские пеплохранильницы, привезенные из европейского турне Марии Федоровны и Павла Петровича.

-9

В 1798 году Кавалерский зал стал символом обретения Павлом I нового статуса - он был избран главой Мальтийского ордена. Именно поэтому потолок в зале украшен Мальтийским крестом.

-10

Название “Кавалерский зал” появилось намного позднее. При Павле Петровиче этот зал назывался “Предцерковная галерея”.

За Кавалерским залом располагалась небольшая Кавалергардская - это комната для караула, который во дворце несли офицеры Кавалергардского полка. А за ней маленькая Передняя.

-11

Домовая церковь в Павловском дворце освящена во имя Святых Петра и Павла. Роспись плафона выполнена Я. Меттенлейтером. Она изображает “Обращение Савла”, который является ключевым эпизодом в жизни апостола Павла. Тогда он уверовал в Христа.

-12

Первоначальное убранство во многом отличалось от классического оформления русских церквей. Павел Петрович был православным, но на протяжение всей своей жизни он вынашивал идею о примерении и объединение всех христианских религий. Именно поэтому убранство в Дворцовой церкви сочетает в себе традиции и православной, и католической культуры.

В интерьере была использована многочисленная скульптура. Скульптуры располагались в нишах стен, на хорах - статуи, символизирующие Веру (с крестом и потиром) и Религию (с книгой). Скульптор Михаил Козловский расположил на иконостасе фигуры двух ангелов.

Стены церкви украшают копии картин западноевропейских художников. В них прослеживаются две темы - апостола Павла и Богоматери.

1901-1910 г. Галерея Гонзаго
1901-1910 г. Галерея Гонзаго

Особенное место в Павловском дворце занимает Галерея Гонзаго. Фрески на стенах так искусно имитировали реальность, что обманывались даже птицы и животные пытаясь попасть в нарисованное пространство.

-14

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Продолжение:

Павловский дворец. Часть 5. Жилые покои первого этажа и комнаты Марии Федоровны

Павловский дворец. Часть 6. Дворец в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945гг. Восстановление дворца и директор музея А.И. Зеленова.

И обязательно ознакомьтесь с:

Замок с интересным названием БИП. Удивительная крепость в Павловске.

Летний сад. Первый парк Санкт-Петербурга

Михайловский замок. Самый необычный и мистический дворец Петербурга.

Павловский музыкальный вокзал. Как выглядел вокзал во времена Российской империи? Первая русская филармония в стенах вокзала.

Александровский парк в Пушкине. История создания. Китайский театр. Крестовый мост.

Екатерининский парк. Регулярный парк: Эрмитаж, Камеронова галерея, Грот, Мыльни

Петергоф. Малые дворцы и павильоны. От любимого дворца Петра I до дворца, откуда Екатерина II планировала дворцовый переворот.

Екатерининский дворец в Царском селе. Часть 1 - предыстория, фасад и лестница.

Как перестраивался Большой Петергофский дворец. От Нагорных палат Петра I к разрушению в годы войны и восстановлению после нее

Александровский дворец в Царком Селе. Мрачная история великолепного дворца в Пушкине.

Вилла К.К. Шмидта в Павловске. Прекрасная дача в стиле модерна. Павловская городская электростанция.

Церковь Марии Магдалины в Павловске. Первое каменное здание города. Куракинская богадельня. Госпиталь и школа