Мы уже писали о первой в России железной дороге общего пользования, подробнее об этом можно прочесть в нашей статье. Царскосельская дорога вела из Санкт-Петербурга в его пригороды - Царское село и Павловск.
Главный инженер Царскосельской дороги Франц Герстнер в первую очередь хотел заинтересовать жителей столицы в железнодорожных путешествиях. Для этого в конечном пункте маршрута, в Павловске, он решил построить вокзал
Слово “вокзал” тогда не имело никакой связи с транспортом, а являлось измененным названием Лондонского увеселительного сада - Vauxhall Gardens. И Павловский вокзал в первую очередь был рестораном, в котором играла живая музыка. Иногда в стенах вокзала выступали не только профессиональные музыканты, но и хор цыган.
Вокзал был построен по проекту молодого архитектора А.И. Штакеншнейдера в 1838 году. План сооружения архитектор взял от Павловского дворца: центральный корпус и две боковые галереи.
В 1839 году в Павловском вокзале впервые был исполнен вальс “Фантазия” Михаила Глинки. Концерты стали привлекать все больше внимания совершенно разной аудитории. Так вокзал из ресторана стал превращаться в концертный зал.
На лето в Павловск съезжались аристократы, чиновники, военные, а также творческая интеллигенция. Случалось, что на местные поезда столичные вельможи грузили даже свои кареты.
Летний сезон 1856 года открылся в Павловске выступлением оркестра под управлением австрийского композитора Иоганна Штрауса (сына). В течение 16 лет он с небольшими перерывами выступал в стенах вокзала. Штраус часто включал в программу оркестра произведения русских композиторов. Именно под его руководством в 1865 году состоялось одно из первых публичных исполнений сочинений Чайковского.
В хорошую погоду концерты проводились на улице, для этого была сделана небольшая беседка рядом с вокзалом. В 1860 году по проекту архитектора А. В. Петцольта была сделана перепланировка здания. Вместительность концертного зала была доведена до 3 тыс. человек. Появились читальня и зал для игры в кегли. А ресторан убрали в боковой флигель.
Павловский вокзал обрел славу первой русской филармонии. В его стенах выступали не только великие дирижёры, здесь также пел и сам Федор Шаляпин, Л.В. Собинов, скрипач Яша Хейфец и так далее.
Позже рядом с вокзалом был построен небольшой театр, в котором давались драматические спектакли с участием именитых актеров. Выступать в Павловске среди артистов почиталось за честь.
В мае 1938 года было широко отмечено 100-летие Павловского вокзала. Но история этого места была прервана событиями Великой Отечественной Войны. Павловск был занят немцами и здание вокзала исчезло. Вокзал был деревянным и скорее всего его просто разобрали. К сожалению, пока о восстановлении вокзала ходят только разговоры, но надеемся, что в скором времени мы увидим его во всей роскоши.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
И обязательно ознакомьтесь с:
Замок с интересным названием БИП. Удивительная крепость в Павловске.
Витебский вокзал (Царскосельский вокзал). История строительства.
Вилла К.К. Шмидта в Павловске. Прекрасная дача в стиле модерна. Павловская городская электростанция.
Музей Железных Дорог России. Куда обязательно стоит сходить в Петербурге. История поездов в России.
Вокзал станции Новый Петергоф (Вокзал в Петергофе)