В 1502 году в «Переписной окладной книге по Новгороду Водской пятины» впервые упоминаются земли, которые сейчас называются Царским Селом. В начале XVII века шведы захватывают Новгородские территории и называют их Сарицнгоф.
На языке коренного населения (финно-угорского) название звучало “Саари-мойс”, что в переводе означает “место на возвышенности”. В России за территорией закрепилось название “Сарская мыза”, которое позднее трансформировалось в “Саарское Село”. В свою очередь простые люди по созвучию названий и по факту проживания здесь царей стали называть “Царское Село”.
Отвоеванные у Швеции Новгородские земли Петр I раздаривал приближенным для благоустройства, и в 1710 году хозяйкой охотничьих угодий становится его будущая супруга - Екатерина Алексеевна. Угодья включили в разряд дворцовых земель и начали застраивать.
Главной доминантой парка является Екатерининской дворец - подробно о нем Вы можете прочитать тут.
Перед дворцом был разбит парк известным садовым мастером - Яном Роозеном и его помощником Иоганном Фохтом. Использовав пологий склон, они разбили его на террасу и уступ и соединили их лестницами.
Екатерининский парк выполнен во французском регулярном стиле.
Такие парки предполагают обилие скульптур, фонтанов (их в Царском Селе нет из-за проблем с водой), стриженные деревья, боскеты, шпалеры, прямые дорожки и геометрические пруды.
Перед дворцом расположены партеры, узор которых напоминает дворцовый паркет. Они составлены из битого кирпича, каменного угля, зеленого газона и песка.
Для придания шарма парку Елизавета Петровна распорядилась доставить из Петербурга, в основном из Летнего сада (подробнее можно прочитать тут) скульптуры. Первые статуи прибыли в 1743 году.
Павильон Верхняя Ванна или Мыльни Их Высочеств и Зеркальные пруды
Зеркальные пруды имеют четкую геометрическую форму и расположены друг напротив друга. Они были созданы в естественных рудниках. Окружающая природа и архитектура отражается в них, как в зеркале.
Переходя к Ванне и Мыльне - это обычная баня с парилкой. Внутри было шесть помещений, отделанных в стиле римских терм. Автор этого строения в стиле классицизм архитектор В.И. Неелов. Этим павильоном пользовался старший внук Екатерины Великой - Александр, будущий император Александр I и его младший брат Константин. Позже для него была построена ванна в Александровском парке, а эту мыльню отдали в распоряжение великих княжон.
Когда в Россию при Екатерине II приезжал в 1780 австрийский император Иосиф II, который любил останавливаться в трактирах, специально для него баню превратили в трактир. Комнату с ванной заперли, привезли необходимую мебель, повесили вывеску, назначили трактирщика. Гость прожил в этой мнимой гостинице пять дней и остался доволен, не заметив «подвоха».
Чуть дальше находится Кавалерская мыльня, автором которой также является В.И. Неелов. Она предназначалась для придворных. Она чуть больше Верхней Ванны, но из-за своего утилитарного назначения спрятана в глубине парка.
Вода в Верхнюю и Нижнюю ванну изначально поступала из Зеркальных прудов, а потом был проведен водопровод.
Далее впереди Эрмитажная роща и павильон Эрмитаж. В переводе с французского Эрмитаж означает “место уединения”. Обычно Эрмитаж - это небольшой двухэтажный павильон, как в Петергофе (подробнее можно прочитать тут), со всех сторон он окружен рвом с водой, и через него переброшен разводной мостик. В Екатерининском парке Эрмитаж чуть больше. Когда в нем собирались гости императрицы мосты поднимались, и все оказывались на изолированном острове.
Первоначальный проект Эрмитажа принадлежал М.Г. Земцову. А продолжали работу архитекторы А.В. Квасов, С.И. Чевакинский и Франческо Растрелли.
Центрального входа в павильон не было, и гостям приходилось решать задачу как войти в здание. В результате они попадали внутрь через боковые двери, оказывались в вестибюле, где их ждал еще один сюрприз. Дело в том, что лестницы в XVIII веке не существовало. Первая появилась только в начале XIX века.
А при Елизавете Петровне в вестибюле находились подъемные платформы с диванчиками.
В Эрмитаже нельзя было говорить на иностранных языках, только по-русски. Для того чтобы слуги не слышали о чем говорят гости, их обслуживали при помощи механизма подъемного стола. Столов в Эрмитаже было пять - помимо большого (на 18 персон) было несколько маленьких: два стола на пять персон, маленький треугольный на троих и стол на четыре персоны.
Центральная часть столов опускалась, были даже механизмы для каждой тарелки. Любой участник мог заказать конкретное блюдо, для этого нужно было написать пожелание на дощечке и дернуть за веревочку.
Неподалеку находилась Эрмитажная кухня. Это было красное одноэтажное здание, которое соединялось с Эрмитажем подземным ходом. Павильон был построен при Екатерине II по проекту В.И. Неелова.
Чтобы не смущать гостей запахом, готовили на кухне и несли эти блюда в Эрмитаж. Повара были очень искусные и могли приготовить разнообразные блюда.
Но однажды повара не справились с заказом, пришел один гость и заказал хитрые блюда - щи и гречневую кашу. Их в Эрмитажной кухне не оказалось. Этим гостем был А.В. Суворов.
Около Большого пруда находился павильон Грот. Это было место, где можно было спрятаться от дождя в непогоду или просто отдохнуть во время прогулки по парку. Павильон построен при Елизавете Петровне архитектором Ф.Б. Растрелли в стиле барокко в последние годы ее царствования.
Екатерина II очень любила этот павильон, часто проводила в нем вечера или работала с утра с документами и занималась государственными делами. Сейчас в Гроте расположен памятник Екатерине II. При самой императрице здесь стояла скульптура Вольтера. Но в 1791 году она велела спрятать Вольтера, потому что во Франции были революционные события.
Рядом с Екатерининским дворцом находится Камеронова галерея. Она является частью дворца. Название произошло по имени архитектора - Чарльза Камерона. Она включает в себя висячий сад, бассейны и пандус.
Екатерина II решила построить здание в стиле античности, которая была очень популярна в XVIII веке. Камерон предложил построить римские термы. В Древнем Риме - это были огромные общественные культурные сооружения. Они были предназначены для отдыха большого количества людей.
Пандусом, ведущим в Камеронову галерею часто пользовалась Екатерина II в старости. Ей было тяжело ходить, у нее была кресло-каталка, которую катали по парку. Украшен пандус масками античных богов. А на самом пандусе стояли статуи Аполлона и муз. Когда Павел становится хозяином Царского Села, то эти статуи он перемещает в Павловский парк.
Частью комплекса были холодные бани с Агатовыми комнаты - это были комнаты для отдыха, отделанные яшмой. Яшма ярко красного цвета, которую в XVIII веке называли агатом.
Название холодных бань связано с тем, что на первом этаже находился бассейн с холодной водой, бассейн с горячей водой и русская баня.
Дворец, Агатовые комнаты и Камеронову галерею соединяет Висячий сад. В качестве гидроизоляции внизу был положен слой свинца, а сверху насыпали землю. При Екатерине Великой здесь росли цветы и деревья.
После принятия ванн можно было прогуляться в галереи. Ее украшают бюсты с изображением великих людей - Аристотель, Платон, Сократ, Гомер, М.В. Ломоносов и так далее. В галереи 44 колонны с ионическими капителями.
Галерею украшают две большие скульптуры - Геракла и Флоры. Статуи бронзовые. Во время войны они были похищены, но их нашли в немецком городе на медеплавильном заводе и вернули на историческое место.
Рядом с Камероновой галереей находился фрейлинский садик. Екатерина II говорила, что фрейлины гуляют в этом саду, как нимфы среди цветов. Цветы в нем меняются весь сезон.
Внизу Камероновой галереи жили фрейлины.
Продолжение:
Екатерининский парк. Пейзажная часть. Башня-руина, Орловские ворота, Концертный зал, Кухня-руина
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
И обязательно ознакомьтесь:
Особняк Кокорева в Пушкине. "Обитель прокаженного"
Императорский гараж в Царском Селе (Пушкин)
Дворцовая электростанция в Царском Селе (Пушкин)
Куда пропало эхо в Большом зале Екатерининского дворца?
Екатерининский дворец в Царском селе. Часть 1 - предыстория, фасад и лестница.
Екатерининский дворец. Часть 4. Жилые покои.
Екатерининский дворец. Часть 5. Жилые покои Марии Федоровны и кабинет Александра I
Церковь Воскресения Христова Екатерининского дворца. История церкви
Янтарная комната в Екатерининском дворце