Впервые кофе попал в Непал в 1938 году. Зерна привез туда из Мьянмы фермер . Новшество заинтересовало соседей, которые захотели повторить его опыт посадки кофейных деревьев и на своих участках. Постепенно кофе распространился по всему Непалу, однако большую часть посадок погубила кофейная ржавчина. Их заменили на чайные кусты, а кофейный бизнес в стране практически перестал развиваться.
В начале 1980-х годов кофе вновь привезли в Непал из Индии. Кофейные деревья посадили, чтобы повысить устойчивость почвы и уменьшить поверхностный сток воды. Однако для успешной деятельности у местных фермеров не хватало знаний.
Со временем зрелые кофейные деревья заменили другими культурами. Их убрали даже из районов, где удавалось получать хороший урожай. Основная причина такого решения заключалась в низкой доходности и трудностях с продвижением продукта: Непал считался исключительно чайной страной.
Сегодня 32 000 ферм Непала отдали часть своих хозяйств под посадку кофе. В основном они небольшие — 10–50 деревьев. Располагаются фермы в 40 районах страны. В половине из них кофе выращивают с коммерческой целью. В Непале выращивают арабику: 65 % составляет бурбон, 25 % — типика и 10 % — пакамара.
Из-за низкого достатка фермеры не используют современные химические удобрения и пестициды, а отдают предпочтение натуральному компосту и навозу. И хотя официальной сертификации не проводилось, непальский кофе может считаться органическим.
Крупнейшей непальской компанией, которая занимается выращиванием и поставкой высококачественного кофе, является Nepal Coffee Company. Обрабатывает арабику, выращенную на средних холмах Гималаев, для трех своих брендов: Necco, HimCafe и Belizi. Их кофе является органическим и имеет все необходимые сертификаты.
Удачным примером продвижения непальского кофе на американский рынок стала компания Himalayan Coffee Importers. Это семейный бизнес, который базируется в США. Основала его Эрия Тархен, муж которой родом из Непала. Благодаря его семье, женщина познакомилась с высокогорным гималайским кофе и организовала его импорт на американский рынок. Сегодня компания поставляет высококачественный гималайский кофе, выращенный в тени, во все 50 штатов США.
Удачные бизнес-примеры подталкивают руководство страны, зарубежных инвесторов и местных агрономов обратить на непальский кофе пристальное внимание. В частности, отрасль нуждается в финансовой и технической поддержке. Также необходимо освоить опыт зарубежных стран в кофейной индустрии и адаптировать его под местные условия.
В 2018 году в столице Непала прошел национальный каппинг, который организовала National Coffee Academy. Это первая организация в стране с собственной школой бариста, аккредитованным Coffee Quality Institute и учебным центром по обжарке. Занятия здесь проводят профессиональные авторизованные тренеры SCA. На базе этого учебного заведения регулярно проходят обучающие семинары и тренировочные каппинги, в том числе и для людей с ограниченными возможностями. Основное внимание при их проведении уделяется качеству непальского зерна.
Кофейная академия Непала также проводит курсы для людей, которые просто хотят больше узнать о спешелти кофе.
Здесь же ведутся экспериментальные работы по поиску новых вкусоароматических сочетаний. Так, в марте 2020 д-р Радж Кумар Банджара, основатель NCA и кофейного бренда HimalayanArabica, получил Гималайский аюрведический кофе — зерно, прошедшее углекислотную мацерацию. Вкус кофе усилили за счет ферментации с добавлением особых ингредиентов: местных дрожжей и сахарной патоки. Напиток из такого зерна имеет аромат, похожий на винный, но игристый и более интенсивный, со сложными вкусовыми нотами и ароматом аюрведических трав и специй.
Чтобы продвигать непальский кофе, мелкие фермеры объединились в Ассоциацию производителей (NCPA), которая вывела на мировой рынок национальную марку — «Кофе из Непала». Сейчас это микс зерна из различных участков страны. В перспективе к торговому наименованию марки собираются добавлять название региона, где вырастили кофе.
Несмотря на все сложности, кофейный бизнес Непала стремительно развивается, а тема спешелти набирает популярность. Если удастся воплотить в жизнь запланированные меры поддержки, то кофе из этой страны сможет заявить о себе на мировой арене.
Кофейные напитки от ведущего вендиногового оператора России «Uvenco» уже давно заявили о высоком качестве и доступности для широких слоёв любителей кофе. 16 лет мы развиваем отечественный рынок автоматизированной торговли, более чем в 70 городах России и на протяжении всего этого времени, неизменно используем в своей работе только лучший кофе от ведущих мировых брендов!