По мнению россиян, рыба занимает второе место в рейтинге продуктов, составляющих основу здорового питания, уступая только овощам. Две трети россиян едят рыбу несколько раз в месяц или 1 раз в неделю, а наиболее популярными видами рыб стали скумбрия, сельдь и горбуша.
Расскажите про покупки
Рыба — не только традиционное в России блюдо, но и источник полезных для организма веществ. Специалисты рекомендуют регулярно употреблять рыбные блюда и взрослым, и детям. А сегодняшний рынок рыбной продукции отличается как ценовым, так и ассортиментным разнообразием. Исследование установило, что доля россиян, покупающих рыбу и рыбную продукцию, остается стабильно высокой в последние пять лет, с разной периодичностью такие покупки совершают 93% (2018 — 95%). В то же время фиксируется снижение частоты покупок: если в 2018 г. доля ежемесячных покупателей рыбы и рыбной продукции достигала 81%, то сегодня она чуть ниже — 75%.
- Более четверти россиян покупают рыбу и рыбную продукцию примерно раз в неделю и чаще (29%, 2018 г. — 33%), этот показатель достигает 39% среди жителей Северо-Западного федерального округа.
- Покупка рыбы напрямую связана с уровнем материального благополучия: среди тех, кто «едва сводит концы с концами», 19% не покупают рыбу; в группе тех, кто «может позволить себе купить автомобиль», и тех, кто «может позволить себе практически все», раз в неделю и чаще покупают рыбу 40% и 48% соответственно.
- Не покупают рыбу и рыбную продукцию 7% россиян (+3 п.п. к 2018 г.), показатель выше среди мужчин (10% vs. 4% среди женщин), россиян 25-34 лет (10%) и жителей села (12%).
Вместе со снижением частоты покупок рыбы и рыбной продукции снижается и интенсивность ее потребления: сегодня едят рыбу раз в неделю и чаще 42% россиян, это в 1,6 раза меньше, чем пять лет назад (в 2018 году — 68%). Среди молодежи показатели еженедельного потребления рыбы не только ниже, но и быстрее снижаются, за пять лет — в 2,5 раза (55% в 2018 г., 31% в 2019 г. и 22% в 2023 г.).
- Чаще других еженедельно потребляют рыбу и рыбную продукцию россияне старше 45 лет (47%), жители Северо-Западного (50%), Центрального (46%) и Дальневосточного (47%) федеральных округов, а также граждане с высоким уровнем дохода (те, кто «может позволить себе купить автомобиль», и те, кто «может позволить себе практически все», — 55% и 60%).
- Не едят рыбные блюда 4% россиян, среди молодежи 18-34 лет — 8%.
Ключевая мотивация включения рыбы в рацион — польза для здоровья (потребление витаминов и питательных веществ, содержащихся в рыбе), так ответили 49% от числа употребляющих рыбу (сторонники здорового образа жизни называют этот мотив чаще — 61%). На втором месте — вкусовые свойства (29%), а на третьем — любовь к рыбным блюдам (25%). Женщины едят рыбу из-за ее полезных свойств гораздо чаще, чем мужчины (57% vs. 40%), а старшее поколение — из-за любви к рыбным блюдам (30% vs. 15% среди 25-34-летних).