Найти в Дзене
FAQ Business

Бизнес по франшизе для начинающих франчайзи: что такое франшиза, как выбрать?

Оглавление

Что такое франшиза?

Франшиза, франчайзинг - вид бизнеса, когда владелец компании (франчайзер) дает право другой компании (франчайзи) использовать свой бренд, делится бизнес-моделью и процессами организации бизнеса. Франчайзер масштабирует бизнес и получает пассивный доход, а франчайзи быстро запускают собственное дело, даже не имея опыта в бизнесе.

Какие бывают франшизы?

  • товарная франшиза – объектом бизнеса для франчайзи являются готовые товары. Франчайзером выступает напрямую производитель товара либо дистрибьюторы. Примеры: магазин одежды Befree, магазины Fix Price.
  • сервисная франшиза – объектом бизнеса становится услуга, а не товар. Франчайзер продает и масштабирует свой коммерческий опыт, а франчайзи получает готовую модель запуска и ведения бизнеса. Самые популярные сферы – образовательные, бьюти, медицинские, юридические, развлекательные франшизы. Пример: клиника Invitro, квиз Мозгобойня, студия маникюра 4hands;
  • производственная франшиза – франчайзер передает франчайзи технологию производства товара и право на использование технологии. Пример: Coca-Cola
  • франшиза в сфере общепита – чаще всего франчайзер имеет как минимум одну успешную точку и масштабирует бизнес на другие регионы с помощью франшизы, передавая франчайзи право пользование брендом, технологические карты приготовления блюд, стандарты обслуживания и т.д. Пример: рестораны быстрого питания Вкусно и точка, кофейни Cofix.

Как выбрать франшизу?

При выборе франшизы ответьте себе на следующие вопросы:

  • понятна и аргументирована ли бизнес-модель. Содержит ли финансовый план помимо объема вложений информацию по срокам окупаемости, расчет периодических расходов и доходов, просчет рисков, не содержит ли скрытых платежей. Узнайте, какими данными подкрепляются расчеты, учитывают ли опыт франчайзи, в том числе неуспешных;
  • какие преимущества продукта выделяет франчайзер, что позволяет ему отличаться от конкурентов в своей сфере;
  • что говорят люди о продукте: изучите отзывы в Яндекс.Картах, 2GIS и соцсетях. Прочтите отзывы о действующих филиалах франчайзера, и о филиалах, которые уже работают по франшизе;
  • будете ли вы единственным представителем франшизы в регионе или франчайзер создает внутреннюю конкуренцию для франчайзи;
  • предоставляет ли франчайзер на аутсорсинг услуги сопровождения бизнеса или вам придется искать собственного бухгалтера, юриста, маркетолога и самостоятельно выстраивать все вспомогательные процессы. Чаще всего, централизованная поддержка со стороны франчайзера стоит дешевле найма отдельных сотрудников и предоставляется всем партнерам по единым стандартам. Но при этом не предполагает свободы, например, для тестирования новых гипотез в маркетинге;
  • как выстроена коммуникация: как общается и насколько компетентен менеджер франчайзера, есть ли информационные ресурсы для общения и обмена опыта с другими франчайзи, насколько открыто франчайзер отвечает на вопросы и делится информацией в процессе переговоров;
  • условия выхода из франшизы. Всегда есть вероятность, что бизнес даже по готовой и проверенной модели «не взлетит». Посчитайте, какие расходы вы понесете и какие санкции со стороны франчайзера получите, закрыв бизнес по франшизе.

Если у вас есть вопросы по франчайзингу, оставьте их в комментариях. На самые популярные мы ответим в других публикациях.

Еда
6,93 млн интересуются