Kia Rio третьего поколения и его собрат Hyundai Solaris стали настоящими бестселлерами на российском рынке, потеснив не только более дорогой и солидный Ford Focus, но и бюджетных одноклассников вроде Volkswagen Polo или Renault Logan. Соответственно, сегодня на вторичном рынке тысячи Rio тех лет. Как же выбрать в этом море машин оптимальный экземпляр? Рассказываем об особенностях различных версий, их болячках и сегодняшних ценах.
Особенности
Технически Rio III и Solaris — практически идентичные модели, отличающиеся в основном внешним оформлением и салоном. Но есть одна существенная разница: Kia появился почти на год позже (в 2011-м) и позиционировался как более солидный автомобиль со строгим дизайном. Поэтому базовый Rio был дороже, чем Hyundai, но при этом лучше оснащён.
В третьем поколении Kia Rio доступен в двух вариантах кузова — классический седан и пятидверный хэтчбек. Для повседневной эксплуатации предпочтительнее четырёхдверка с внушительным багажником объёмом 500 литров. Хэтчбек выглядит более молодёжным и, с точки зрения практичности, хорош только при перевозке крупногабаритных грузов. В штатной конфигурации у него всего 389-литровый отсек, зато со сложенными задними сиденьями он вмещает 1062 литра. У седана тоже можно сложить второй ряд, но крупногабаритные предметы в нём не перевезёшь.
Плановый рестайлинг Rio провели в 2015 году, но это было не самое серьёзное событие в жизни модели — обновление затронуло только оформление передка (в дорогих версиях появились линзованные фары), руля, передней панели. Также были немного изменены комплектации и скорректирован список опций.
А вот конструкцию автомобиля модернизировали, не дожидаясь рестайлинга. Во-первых, уже по ходу производства дорабатывали подвеску, не слишком хорошо показавшую себя на первых партиях машин: меняли пружины и амортизаторы, опоры стоек, ступичные подшипники. Во-вторых, в 2014 году в паре со «старшим» мотором 1.6 стали устанавливать 6-ступенчатые коробки передач — до этого, как и у версии 1.4, «механика» имела пять передач, а АКПП — и вовсе четыре.
К слову, двигатели за всю карьеру «третьего» Rio оставались неизменными. Седаны и хэтчбеки комплектовались агрегатами серии Gamma — базовым был мотор G4FA, который при объёме 1,4 литра развивает 107 л.с. и 135 Нм. За старшего выступал двигатель G4FC объёмом 1,6 л, выдающий 123 л.с. и 155 Нм.
Шасси у всех версий Kia одинаковое. На передней оси — стойки McPherson, сзади — скручивающаяся балка. Независимо от типа двигателя на Rio используются дисковые тормоза «по кругу».
Цены
Дореформенных и рестайлинговых Rio третьего поколения на вторичном рынке примерно поровну. Подавляющее большинство из них — седаны (свыше 80% предложений). Около трети машин оснащены 1,6-литровым двигателем в паре с «автоматом», чуть реже встречаются экземпляры с тем же мотором, но с механической коробкой передач. 1,4-литровые Rio, напротив, чаще обладают «механикой». С АКПП таких машин почти вдвое меньше.
Что до цен, то низ рынка сегодня — это 400–500 тысяч рублей. Цены на самые свежие автомобили доходят до 1,5 миллиона, однако основная масса предложений укладывается в диапазон до 1,2 миллиона рублей.
Слабые места
Кузов. ЛКП Rio не отличается прочностью, поэтому сколы и мелкие царапины скорее правило, чем исключение. Появлению вмятин способствует и тонкий металл, который охотно гнётся от любого воздействия. Зато у небитого Rio не должно быть проблем с внешней коррозией. Исключение — это передняя кромка крыши, которая, в отличие от крыльев и дверей, не оцинкована. Сколы в этом месте, если их вовремя не залечить, активно корродируют.
Бамперы — тоже в числе потенциальных проблем. С них легко слезает краска, к тому же они хрупкие и не отличаются хорошим крепежом. Провисая, они нередко повреждают краску в зоне стыка с кузовом. Нужно также внимательно присмотреться к двери багажника, особенно к месту крепления номерного знака и швам в районе багажного проёма.
На кузове Rio стоит поискать признаки прошлой работы в такси. К таковым относятся следы от оклейки плёнкой и излишне затёртые дверные ручки. Заменённое лобовое стекло — не всегда признак аварии. У Rio оно довольно быстро затирается, легко трескается от удара камнем и нередко лопается в районе зоны подогрева дворников. Из других фирменных «болячек» — потеющие фары и слабые ограничители дверей.
Салон страдает от невысокого качества материалов. Сломанные противосолнечные козырьки, скрипящий очёчник, потёртые кресла и засаленный руль — в порядке вещей даже на не очень больших пробегах. Из салонного оборудования стоит проверить подогрев передних сидений, а также управление бортовым компьютером и аудиосистемой. Чаще всего именно они выходят из строя.
Моторы. Оба бензиновых двигателя близки по конструкции. У них чугунные гильзы в алюминиевом блоке, цепной привод ГРМ, обычный распределённый впрыск и нет гидрокомпенсаторов. При грамотном обслуживании и эксплуатации моторы Rio способны преодолеть более 350 тыс. км пробега. Сложностей с обслуживанием не будет.
И слабых мест у агрегатов почти нет. Относительно невелик ресурс цепи ГРМ и, в особенности, её натяжителя. Чтобы выявить проблему с ним, стоит послушать работу двигателя при холодном пуске. Есть риск встретить мотор с задирами в цилиндрах, особенно если прошлый владелец экономил, заправляясь 92-м бензином на дешёвых АЗС. Причина кроется в слабом катализаторе — при его разрушении керамическая крошка попадает в цилиндры и царапает стенки. Данная проблема для Rio не является такой массовой, как у Kia cee’d, но проверить двигатель эндоскопом не повредит.
Трансмиссия. Как ни странно, но наиболее проблемной является самая простая из коробок — 5-ступенчатая «механика» M5CF1. Эта МКПП неплохо ходит только с младшим мотором 1.4, а для версии 1.6 оказалась слабовата, особенно в руках активного водителя. Если коробка шумит — это прозрачный намёк на скорые проблемы.
Сменившая её 6-ступенчатая «механика» M6CF1 заметно прочнее и ломается куда реже. Но, как и в случае с «пятиступкой», у неё есть склонность к течам смазки. Для счастливой жизни коробки стоит регулярно проверять состояние сальников и уровень масла. Замена жидкостей тоже не повредит, причём смазку лучше подобрать по допускам Hyundai-Kia.
Старый 4-ступенчатый «автомат» A4CF1 надёжен. Его основные проблемы связаны с перегревом и износом соленоидов гидроблока при длительной эксплуатации на грязном масле. При регулярном обновлении смазки эта коробка способна пройти до первого вскрытия 200 тыс. км и даже больше. Расплачиваться за надёжность придётся неважной динамикой и высоким расходом топлива.
Более современная 6-ступенчатая АКПП A6GF1, которая с 2014 года ставилась на Rio с мотором 1.6, в целом тоже хороший вариант. Особенно на экземплярах поздних лет выпуска, потому что эта коробка постоянно дорабатывалась в процессе производства. Регулярная замена масла здесь также важна, если хочется проехать 200 и более тысяч беспроблемных километров. Не повредит установка внешних радиатора и маслофильтра. Это позволит уменьшить количество проблем со стороны гидроблока.
Шасси. Ходовая часть у Rio очень простая и довольно надёжная. В городском режиме эксплуатации ресурс шаровых опор и сайлентблоков передней подвески составляет 100–150 тыс. км. С задней балкой проблем ещё меньше. Среди немногочисленных слабых мест — втулки стабилизатора и передние ступичные подшипники. На необходимость замены последних намекнёт гул на ходу, который будет усиливаться по мере набора скорости. С заменой и подбором запчастей на любой вкус и кошелёк проблем не будет.
Рулевое управление у Rio простое, с обычным гидроусилителем. Рулевые тяги и наконечники чуть слабоваты и не любят ударов, но серьёзные поломки случаются редко. На ранних экземплярах периодически скрипел рулевой вал с карданным шарниром, впоследствии проблему устранили.
С тормозами тоже ничего сложного. Недостатков нет, но есть особенность — суппорты задних дисковых тормозов склонны закисать, особенно у тех, кто ездит аккуратно. Поэтому при замене колодок их надо обязательно обслуживать.