Приближается 78 годовщина Победы в Великой Отечественной войне. Я дите далеко послевоенное. Не видевшая разрухи и голода. И о той страшной войне могу рассказать, что услышала от своей бабушки.
Я слушала ее рассказы, как страшилки. Было страшно, но мы просили рассказать еще. Ее уже нет, но моя память хранит ее рассказы. Постараюсь описать один из них.
После военное время было таким, что многие не думали выжить. Был голод. У людей были отекшие лица. Как говорила бабушка, синюшность под глазами говорила о скорой смерти. Все старались ее избежать. А как? Соседские дети умерли один за другим. Рассказывала, что животы были круглые и большие. А ноги словно налитые свинцом. Ходить они уже не могли.
Утро начиналось с одного и того же – где найти еду. Бабушка жила в деревне. Пришла весна, праздновали Победу, а как жить дальше не знал никто. Весной можно было сеять огород. Да сажать было нечем.
В столовой забирала очистки от картофеля. Часть шла в еду, а часть посадили на огороде. Вдруг вырастит хоть что-то.
Младшие дети ели все, что найдут в лесу. Но по весне там тоже поживиться было не чем. Пошла зелень. Так называла бабушка траву. Из лебеды делали что-то похожее на котлеты. Но есть их было невозможно. Говорила, что их горький вкус преследовал ее очень долго.
Крапиву и одуванчики добавляли всюду. Кислица и щавель, собранные в лесу просто разъедали пустой желудок. Поэтому у детей часто болели животы. У маленького ее сыночка началась дизентерия. Понос с кровью унес ребенка буквально за пару дней.
В казане из печи она готовила своим детям жижу. Это мало было похоже на еду. Но они ждали ее с нетерпением.
Соли в доме не было. Зато была пустая кадка из-под нее. Бабушка порубила ее на мелкие части. И когда варила похлебку, то кидала щепку от бочки, чтобы хоть как-то подсолить ее.
Бабушка говорила, что дети бегали на коровник. Сердобольные доярки давали глоток молока. Это был праздник. Но делать они это не имели права. Если бы кто-то увидел, то доярке грозил расстрел.
Как можно было выжить? Все, что можно было обменять на базаре, бабушка обменяла давно на еду. Нести снова туда было уже нечего.
Бабушка говорила, что особенно боялась первую зиму. Если летом хоть что-то можно положить в рот, то что же делать зимой?
Часто приходили люди и побирались. Думали, что в деревне на земле люди получше живут. Да где там. Люди умирали как мухи. Были такие семьи, где за день могли схоронить двух человек. А когда возвращались с кладбища, то готовились к новым похоронам.
Вот так и жили. Жизнь рядом со смертью. Бывало смерть зайдет в одну семью и не уйдет, пока всех не заберет.
Бабушка и дети брались за любую работу. Если в доме тепло, да есть что поесть больше ничего и не надо было.
Пришла осень. Немного выросло картошки. Она говорила, что картошкой это было трудно назвать, просто горох. Но и этому были рады. Сама устроилась на ферму. Выращивали птицу. Иногда падеж председатель украдкой отдавал женщинам. Бабушка рассказывала, что из одного цыпленка она варила бульон целых две недели.
Слава богу остальные дети и бабушка выжили. Они дождались того времени, когда поля заколосились. Появилась скотина во дворах. Немного подросли дети.
Но о голоде она помнила всю жизнь. Когда мы детьми приезжали к ней, она всегда старалась накормить нас.