Почему портер, который суть пиво, выделялся в отдельную строку для меня загадка, тем не менее, до революции, существовала формулировка портер, пиво, полупиво и мед... Слово в переводе с английского обозначает "носильщик" – напиток появился в Лондоне в начале 18 века и особой популярностью пользовался среди собственно носильщиков. Говорят, что это даже не особый сорт, а особый стиль пива.
В России, субя по переписке Петра 1 с Екатериной 1, блитанское пиво уже употребляли, Елизавета Петровна тоже его любила и вполне возможно, портер появился как раз в те времена. Причем, , спасибо ярмаркам, почти в каждой деревне.
Как выглядела портерная представить непросто, были они двух видов - с продажей портера в собственных стеклянных запечатанных бутылках, непременно с этикеткой, на вынос, с запретом распивать на месте, то бишь, магазин; и распивочные портерные, в которых также разрешалось продавать на вынос. В распивочных портерных нельзя было торговать другими напитками – вином и водкой – только портер, пиво и мед. И никакой съестной продажи, подавать закуски запрещалось.
Регламентировалось все строго и совершенно мне непонятно. Например, в портерных можно было продавать портер, пиво и мед, а медоварам на пиво и портер был запрет и на производство и на продажу чужого изделия. Бутылки не должны были быть меньше 1/16 ведра, если вспомнить, что казенное ведро это 12,299л, то разливали в тару типа нынешнего шампанского - по 0,767л.
Загадочная статья в "Уставе о питейном сборе и акцизе" 1842 об ингридиентах: "На варение пива и портера на подобие Английских, равно прочих родов пива, портера и всех сортов меда кроме так называемого воронка, который вовсе запрещается (что за воронок запрещается, поди сейчас узнай), употреблять хлеб и прочие припасы по усмотрению самих пивоваров и содержателей питейных сборов, по роду сортов каждого напитка, с тем однако, чтобы сии припасы были свежие и добротные и чтобы не было вредной для здоровья примеси". Про солод, как видите, не слова.
Как пиво продавалось - отдельная песня. Объем оптовой продажи регламентировался строго - он исчислялся варями, полуварями и четветьварями (мы все, само собой помним, что есть такое "варя") и ящиками. Ящик равнялся 96 бутылкам, сразу так и представляешь ящик с 96 бутылками шампанского, это уже какие-то контейнерные перевозки, жутко интересно, как это выглядело, кто и как тот ящик грузил, но минимум к продаже все же был четверть ящика, по божески. Странно, но продавать пиво и портер можно было не во все губернии - Вильно, Гродно и Прибалтика были закрыты для великоросского пива.
Самое интересное – устройство портерных. Просто портерная, читай, магазин, это прежде всего теплый (???) склад со стелажами для бутылок. Распивочная портерная – это только один (!!!) зал, чистый, с пристойной мебелью, в котором нельзя есть, но только пить. За нарушения штрафовали, отрадно, что не только за "вредные примеси", а и за скисшее пиво. Кроме отечественного, употреблялось и импортное пиво, и то, и другое, в поражающих воображение количествах.
Ну и последнее, напомню, что "варя" – это просто емкость, чан для варки пива, как можно догадаться. Вмещала одна варя 110-112 ведер, то бишь, 1353-1377 л. А воронок - старинный среднеалкогольный напиток, род медовой браги, почему его запрещали трудно даже предположить.