Найти в Дзене

Провалы педали тормоза. Где искать источник проблемы и как избавиться от неисправности?

Оглавление

Привет постоянным читателям и гостям канала!

Признавайтесь, кто любит полихачить за рулём? Надеемся, что вы при этом здраво оцениваете собственную реакцию и возможности машины. Не стоит подвергать себя, пассажиров и других участников дорожного движения неоправданному риску. Эта статья посвящена ключевому аспекту безопасности езды — тормозной системе. Её важность очевидна, исправные механизмы могут спасти вашу жизнь и здоровье в сложной ситуации.

Проблема с проваливающейся педалью довольно распространена. Кто-то при первых признаках неполадок мчит в автосервис, другие так и привыкают ездить, смиряясь с неполадкой. Мы предлагаем вам третий вариант. Иногда исправить регулярные провалы тормозной педали проще, чем кажется. А если не выйдет, вы как минимум сэкономите время и деньги, отказываясь от навязанных услуг в мастерской.

Есть не меньше десятка различных дефектов системы, при которых педаль начинает проваливаться. Для начала нужно проверить, остаётся ли проблема при заглушенном двигателе? Если да, то дело идёт к масштабной замене деталей. Но довести машину до такого состояния ещё нужно постараться. Чаще водители замечают неполадки в тормозах во время езды, а иногда только в характерных ситуациях. Например, при поворотах.

Для начала кратко напомним основные компоненты системы. Под капотом находится главный тормозной цилиндр (ГТЦ). Он состоит из четырёх отсеков, трубками-магистралями соединёнными с тормозными механизмами. Это диски или барабаны, для снижения скорости прижимающиеся к вращающимся деталям колёсных дисков. Ну и сама педаль тормоза служит для управления системой. Это очень упрощённая, но достаточная для понимания схема. Дальше разберём частые причины провала тормозной педали и способы их решения.

Нехватка тормозной жидкости

Для исправного функционирования системы ГТЦ и магистрали должны быть полны тормозной жидкости. Вся суть в гидравлических свойствах — она проводит усилие с тормозной педали на ГТЦ и далее по магистралям. Когда в замкнутом контуре оказывается воздух, он просто сжимается и стопорит движение. В итоге тормоза требуют большего усилия для срабатывания механизмов.

Трогаясь с места, остановитесь через несколько метров и осмотрите место стоянки машины. Если заметите лужицу тормозной жидкости, считайте, что источник проблемы найден. Вам нужно будет внимательнее выяснить точное место протечки и локализовать его самостоятельно или с помощью автомастеров. Иногда протекает ГТЦ, поэтому под капотом также нужно поискать подтёки тормозной жидкости.

Бывает, что воздух попадает в систему и без утечки. Он образует внутри «пробки», двигающиеся по нажатию на педаль. Когда их становится слишком много (или одна, но большая), педаль начинает так же проваливаться. Эта проблема решается прокачкой тормозной жидкости.

Не стоит забывать и про её качество. Специалисты рекомендуют менять ТЖ раз в полтора года или каждые 40-60 тысяч километров пробега, в зависимости от стиля вождения, окружающего климата и качества жидкости. Со временем она начинает впитывать влагу и терять свои свойства. Если качество торможения снижалось постепенно на протяжении месяцев, скорее всего, нужно полностью заменить жидкость.

Износ ГТЦ

Иногда металлический корпус со временем изнашивается, но не настолько заметно, чтобы заметить утечку. В таком случае для обнаружения потребуется целиком разобрать систему. Если герметичность нарушена, он начинает понемногу «зачёрпывать» воздух — к чему это приводит, мы написали выше. Если он сравнительно новый, его можно попытаться отремонтировать. Но проще купить и заменить. Некоторые водители берут б/у цилиндры. Вариант сомнительный, так как определить производителя, гарантийный срок, качество и причину продажи вряд ли выйдет.

Увеличенные зазоры

Если проблема появилась вскоре после ремонта или замены элементов тормозной системы, дело может быть в неправильно настроенном зазоре педали. Здесь у каждой машины своя специфика, нет общего порядка действий. Похожая проблема бывает на авто с барабанными тормозами, только «пробел» уже между колодкой и барабаном. Порядок исправления тоже зависит от модели.

Иногда зазор может появиться со временем. Речь о тормозных колодках. Агрессивный стиль вождения, привычка слегка прижимать педаль при спуске с горы и подобное неаккуратное обращение приводит к истиранию колодок. Характерный признак — педаль идёт слишком мягко в начале пути, а потом возвращается к привычному состоянию. Даже если вы заметили, что стёрлась только одна колодка, лучше заменить весь комплект целиком. Средний срок их службы такой же, как у тормозной жидкости, но ещё сильнее варьируется в зависимости от стиля езды.

-2

Может возникнуть и прямо противоположная ситуация. Новым колодкам требуется время на «притирку». Первые несколько сотен км езды с ними часто сопровождаются биением, реже возможны и провалы. Но это сравнительно быстро проходит, в идеале нужно не забыть прокачать жидкость, когда колодки и машина окончательно привыкнут друг к другу.

Неочевидные проблемы

Есть и более редкие неисправности тормозов, но не стоит списывать их со счетов. Возможно, вы найдёте решение, если все прочие варианты зашли в тупик.

Суппорт — последний элемент между магистралью и тормозным механизмом. Нужно осмотреть их поршни, чтобы убедиться, что они не люфтят и не заклинивают. Точный порядок действий зависит от типа суппорта, здесь будет сложно привести универсальный алгоритм.

Если проблемы с тормозами заметны только во время поворотов, стоит осмотреть ступицы. Возможно, ослабли их крепления. В этой ситуации разболтанная ступица мешает двигаться тормозной колодке. Эту проблему можно устранить самостоятельно, подтянув все болты или заменив их при необходимости.

Тормозные колодки на УАЗ — МЕТАЛПАРТ
Тормозные колодки на УАЗ — МЕТАЛПАРТ

Когда педаль проваливается только после длительной езды (обычно в городском ритме), стоит задуматься о возможном перегреве тормозов. Хорошая новость — ремонт в таких случаях не нужен. Плохая — полностью избавиться от проблемы вряд ли выйдет. Если только целиком заменить тормоза на более качественные.

Заключение

Как видите, проваливающуюся педаль тормоза в большинстве случаев можно исправить самостоятельно. Чаще всего достаточно замены и прокачки тормозной жидкости. С этим может справиться почти любой водитель. Иногда требуется мелкий ремонт или замена деталей, если не усугублять проблему, можно обойтись без поездки в автосервис.

Мы собрали не все, но самые частые неисправности тормозной системы. Опытные водители наверняка найдут, что добавить — ждём вас в комментариях. Если статья понравилась, не забудьте про лайки и подписку, в мире автомобилей ещё много полезных и интересных тем, про которые мы скоро расскажем!

-4