У обских угров отношение к мухомору было строже, чем у народов Чукотки и Камчатки. Практика употреблять гриб, чтобы навестить умерших родственников, не будучи шаманом, не была распространена. Наоборот, мухомор (они его называли «панх» или «пах») и напиток из него чётко ассоциировались у хантов с магическим даром. Шамана так и называли — «мухомороедящий человек».
В мифе васюганских хантов гриб появился из слюны Нуми-Торума — верховного божества. Съевший его чёрт упал и потерял сознание на семь дней и ночей (правда, какое существо было у хантов аналогом чёрта, мы затрудняемся сказать). Но в песнях северных манси, напротив, «одноногий ребристый, семикратный панх» считается лакомством духов.
Особенно у обских угров почитался «королевский мухомор». Он должен был быть маленьким, на высокой ножке, с одним единственным белым пятном в середине шляпки и расти в окружении меньших сородичей.
Другим названием для мухомора было «запевала». Его можно связать с эффектом гриба: он возбуждает вокализацию и вызывает лингвистическую спонтанность. Съевшие панх хотели петь и веселиться, что, естественно, тоже отразилось в фольклоре. Сургутские ханты слишком радостному человеку могут сказать: «Почему смеёшься! Наверное, гриб съела?».
Но поведение шамана, который пробовал мухомор, объясняли, конечно, не действием гриба на организм. Представляли, что в этот момент его окружало множество панхов: они пели, танцевали по направлению к солнцу и были невидимы для остальных зрителей. Слова из песни считали пророческими, и шаман всего лишь повторял их, чтобы непосвящённые тоже услышали.
Из-за подобных обрядов этнографы выделили даже отдельный жанр — «мухоморные песни», в которых гриб занимал роль, по сути, музыкального инструмента. Опьянённого шамана обступали поющие панхи, и он слово в слово повторял за ними и танцевал «с утра до захода солнца».
От соблазна попробовать гриб и запеть не были защищены даже духи. У сургутских хантов есть быличка, которую припоминают, когда хотят предупредить, что с мухоморами нужно быть очень осторожным и не оставлять их где попало. Один мужчина построил себе новый дом и переехал в него. А старый забросил вместе с его духами. Прошло семь лет (в хантыйском фольклоре в заброшенном доме через семь лет заводится нечисть). Мужчина пошёл на охоту мимо старой избы. И вдруг услышал, как из дома, из дальнего угла, раздаётся песня. Тогда он вспомнил, что когда-то оставил там мухоморы. От них оберегавшая дом девушка-дух и пришедшая в него нечисть захмелели и стали петь.
Вообще, в культуре хантов к мухоморам относились с очень большой осторожностью. Существовала куча правил. Все они имели религиозные обоснования, но, по правде говоря, появились для того, чтобы банально не умереть. Мы тоже хотим подчеркнуть, что всё рассказанное нами о мухоморах имеет фольклорный характер. Даже не пробуйте — будет плохо на самом деле.
Источники:
1. Волдина Т. В. «Ритуальные» грибы в традиционной культуре обских угров // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 4. С. 417–427
2. Сподина В. И. Проницаемость миров как отражение процесса космогенеза обско-угорских и самодийских народов // Вестник угроведения. 2011. №4 (7)
3. Csepregi Márta. Szurguti hanti folklore szövegek. Budapest, 2011. 143 P