Найти в Дзене

Шум, толчки, зависания: главные признаки проблем с коробкой передач

Оглавление

Любая коробка передач рано или поздно выходит из строя, но это редко происходит бессимптомно. И даже неопытный автомобилист может заметить признаки надвигающейся или уже случившейся поломки, причём независимо от того, какой тип трансмиссии установлен на машине. Рассказываем об основных причинах неисправностей и их симптомах.

Законы и штрафы, обслуживание и эксплуатация — подписывайтесь на канал и не пропускайте полезные для автомобилистов посты!

Механическая коробка передач

Коробка шумит при работающем двигателе и нейтральном положении рычага КПП. Это может означать сильное загрязнение масла или попадание в него воды — в этом случае достаточно промыть коробку и обновить смазку. Но чаще шум говорит о неисправности коробки передач, а, если точнее, износе одного или нескольких подшипников — их придётся менять. Ещё одна причина постороннего звука на «нейтрали» — износ выжимного подшипника сцепления. В этом случае шум заметно усиливается при выжиме педали сцепления.

Шум (скрежет) в момент переключения передачи. Обычно он говорит о не до конца выключающемся сцеплении или поломке муфт синхронизаторов в коробке. В первом случае можно попытаться обойтись регулировкой привода сцепления, во втором придётся ремонтировать КПП. И если с этим затянуть, детали будут продолжать интенсивно изнашиваться, а результатом станет затруднённое, а то и вовсе невозможное переключение передач.

Коробка ведёт себя как обычно, но после стоянки под автомобилем остаются капли трансмиссионного масла. Это свидетельствует о потере герметичности сальников или прокладок коробки. Если долго не замечать проблему, уровень масла упадёт до критического, а следом быстро появятся описанные выше симптомы и их причины — из-за недостатка смазки выйдут из строя подшипники и муфты переключения.

При включённой передаче обороты мотора растут, а скорость не увеличивается. Это верный признак критического износа ведомого диска сцепления. Помимо неудобств в езде, затягивать с ремонтом не стоит и по той причине, что изношенный диск сцепления может повредить маховик двигателя — и счёт за ремонт станет значительно больше.

Самопроизвольное выключение одной или нескольких передач (в просторечье — «выбивает скорость»). Причинами могут быть поломки или необходимость регулировки привода переключения — механизма, соединяющего тросами или тягами КПП с рычагом в салоне. Увы, могут быть и более дорогостоящие причины внутри коробки — например. износ вилок переключения передач или шестерён.

Вибрации кузова при работающем двигателе. Помимо проблем у самого мотора, причиной этому может быть и неисправность КПП — в это могут быть виноваты ослабшие болты крепления коробки передач к двигателю или её изношенные опоры.

Автоматическая коробка передач

-2

Толчки и даже удары при переключении ступеней. Пожалуй, самая часто встречающаяся проблема. В гидромеханической трансмиссии они могут быть следствием как износа фрикционов, так и начинающихся проблем с гидроблоком и соленоидами.

Неадекватная работа «автомата» — например, «зависания» на одной передаче, несвоевременные переключения и тому подобное. Она может быть вызвана сбоями в работе блока управления (ЭБУ) или «глюками» иного электронного оборудования, в первую очередь любого из многочисленных датчиков.

Гул при работе «автомата». Как и в МКПП, это в первую очередь свидетельствует об износе подшипников — в «автомате» их тоже хватает. В качестве его лечения подшипники нужно будет заменить.

Отказ автомобиля переключать режимы и начинать движение. Проблема нередко кроется в селекторе коробки передач, установленном в салоне. В случае с механическим рычагом поломка может заключаться в износе подвижных деталей или отказе выключателей, из-за чего он не работает должным образом. А там, где режимами «автомата» управляет джойстик, спектр возможных проблем дополняется выходом из строя их электронных компонентов и программными сбоями.

Режимы движения включаются, но автомобиль не едет. Это может говорить о проблемах с гидротрансформатором, масляным насосом, соленоидами или клапанами гидроблока. В любом случае не избежать вызова эвакуатора или буксира и визита на сервис, где и будут произведены диагностика КПП и ее ремонт.

Потёки масла на «автомате» или под машиной. Как и в случае с механическими коробками передач, автоматические трансмиссии могут терять рабочую жидкость через негерметичные сальники и прокладки. Однако в их случае низкий уровень масла помимо выхода из строя подшипников может привести и к более дорогостоящим последствиям. Например, перегреву и подгоранию накладок фрикционов, выходу из строя масляного насоса, проблемами с соленоидами и гидроблоком управления.

Вибрации при движении автомобиля. Они могут указывать не только на возможные проблемы с креплением и опорами, как у «механики», но и на неисправный гидротрансформатор.

Вариатор

-3

Автомобиль плохо разгоняется и не набирает скорость выше определённого предела. Такое происходит, когда при самодиагностике коробка выявляет существенные неполадки — и блок управления переводит агрегат в аварийный режим. Попутно обычно выводится предупреждение на панель приборов.

Вариатор буксует подобно «механике» с изношенным сцеплением. Пробуксовка вариатора может быть связана с износом ремня (или цепи, в зависимости от конструкции коробки), проблемами с механизмом сжатия конусов или недостатком давления в гидросистеме — в частности, по вине масляного насоса.

Рывки во время набора скорости. Чаще всего они связаны с неправильной работой модуля управления или электромагнитных клапанов.

Автомобиль дёргается не только во время разгона, но и при равномерном движении. Это может говорить о выходе из строя ремня (или цепи в зависимости от конструкции вариатора) и конусов.

Трансмиссия не желает менять передаточное отношение. В этом случае под подозрением электроника — следует проверить модуль управления, датчики, электропроводку и соединительные разъёмы.

Гул и вибрации при работе коробки. Как правило, они вызваны износом подшипников, которые необходимо менять.

Течь рабочей жидкости через негерметичные сальники и прокладки. Она возможна и у вариатора, при этом понижение уровня масла до критического приведёт к переходу в аварийный режим и потере работоспособности агрегата.

Роботизированная коробка передач

-4

Толчки при переключениях, а также подёргивания при начале движения. В первую очередь они говорят об износе сцеплений или сбое в адаптации их актуаторов.

При нажатии педали газа обороты двигателя увеличиваются, но автомобиль набирает скорость медленно. Как и у «механики», это признак пробуксовки чрезмерно изношенного сцепления.

Проблемы с переключением передач — задержки, зависания на одной ступени. Обычно они связаны с неисправностями в блоке управления, совмещающем электронику с гидравлической или электромеханической частью. Такой блок, называемый мехатроником, в силу сложности его конструкции бывает очень трудно отремонтировать, и остаётся только менять целиком.

Утечка масла через сальники и прокладки. В отличие от остальных коробок, у «робота» могут быть два контура смазки, в которых используются разные масла. Снижение уровня в одном из них приводит, как у МКПП, к износу подшипников, шестерён и т.п., а потери масла во втором вызывают нарушения в работе системы управления коробкой.

Повышенный шум при работе «робота». Обычно говорит об уже износившихся подшипниках или шестернях, которые требуют замены.

Вибрации при движении. Могут быть следствием ослабления крепления коробки передач к двигателю или износа её опор.