Найти тему
Тракторист-Моторист ☑️

💥 Страницы истории СССР: 60 лет трактору Т-40А производства Липецкого завода 🏭

Базовый трактор Т-40 (с задним приводом) выпускался на ЛТЗ с 1961 года
Базовый трактор Т-40 (с задним приводом) выпускался на ЛТЗ с 1961 года

===

Липецкий тракторный завод (ЛТЗ), построенный в 1937 году (в то время он назывался завод «Станкострой») и с 1944 года выпускавший тракторы, в 1963 году начал производство трактора повышенной проходимости Т-40А.

Универсальный колёсный трактор Т-40А (тягового класса 0,9 тонны) был создан на базе трактора Т-40 (выпускался с 1961 года) и отличался от него полным приводом 4х4.

Трактор Т-40А предназначен для пропашных работ в междурядьях и сельскохозяйственных работ общего назначения, а также для выполнения транспортных работ.

Полноприводный трактор ЛТЗ Т-40А
Полноприводный трактор ЛТЗ Т-40А

===

На трактор Т-40А устанавливался дизельный четырёхцилиндровый двигатель Д-37М с воздушным охлаждением (производства Владимирского тракторного завода) объёмом 4,2 литра.

Номинальная мощность двигателя Д-37М составляет 40 лошадиных сил при 1600 об/мин, максимальный крутящий момент – 160 Нм при 1200 об/мин. Удельный расход топлива составляет 185 г/л.с. в час, ёмкость топливного бака – 74 литра.

---

На базовую модель трактора Т-40А устанавливался двигатель с электрическим стартером, а для регионов с холодным климатом тракторы оснащались запуском от пускового карбюраторного двигателя ПД-8 мощностью 7 л.с.

Двигатель Д-37 в Музее истории трактора (город Чебоксары)
Двигатель Д-37 в Музее истории трактора (город Чебоксары)

===

Муфта сцепления – сдвоенная и состоит из главной муфты и муфты вала отбора мощности (ВОМ). В задней части муфты установлен механизм привода и управления заднего и бокового ВОМ с независимым и синхронным приводом.

Коробка передач – механическая восьмискоростная, с реверсом на все передачи (причём одна передача – замедленная).

Кроме того, устанавливался ходоуменьшитель, что обеспечивало минимальную скорость трактора 0,6 км/ч.

Трактор ЛТЗ Т-40А на ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства) Москва, 1960-е годы
Трактор ЛТЗ Т-40А на ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства) Москва, 1960-е годы

===

Передний ведущий мост трактора Т-40А включается и выключается автоматически – в зависимости от дорожных условий, как передним, так и задним ходом.

Размер колёс: передних – 8/20, задних – 11/38 дюймов (для узких междурядий устанавливались задние колёса размерностью 9/42) , дорожный просвет под передним мостом составляет 540 мм.

Готовая продукция ЛТЗ: тракторы Т-40А на выезде с завода (1967 год)
Готовая продукция ЛТЗ: тракторы Т-40А на выезде с завода (1967 год)

===

Максимальная скорость полноприводного трактора Т-40А составляет 27 км/ч, при конструкционной массе 2,5 тонны (без кабины).

Трёхточечная гидравлическая задняя навесная система трактора имеет грузоподъёмность до 900 кг, для транспортных работ устанавливался гидрофицированный прицепной крюк.

Тракторы ЛТЗ Т-40АМ работают в поле
Тракторы ЛТЗ Т-40АМ работают в поле

===

Одноместная кабина трактора Т-40А имеет жёсткий каркас безопасности и оснащалась освещением, вентиляцией и стеклоочистителем.

Сиденье тракториста – подрессоренное, с гидравлическим амортизатором, регулируется в продольном направлении. Рулевое управление – с гидроусилителем.

Конечно, кабина, по современным меркам, не очень просторная и комфортабельная, но есть решение, которое устраняет эту проблему (читайте до конца 😉).

Продукция Липецкого завода готова к отгрузке (тракторы Т-40АМ и Т-40М)
Продукция Липецкого завода готова к отгрузке (тракторы Т-40АМ и Т-40М)

===

Тракторы Т-40 и Т-40А выпускались на Липецком заводе до 1978 года, а затем их сменили на конвейере тракторы с добавочным индексом «М»: модернизированные, мощностью 50 л.с. и с новым капотом двигателя.

Всего за годы производства – с 1961 по 1995 годы, на ЛТЗ было выпущено более 1,2 миллиона универсальных колёсных тракторов Т-40 различных модификаций.

В 1981 году на ЛТЗ был произведён миллионный трактор
В 1981 году на ЛТЗ был произведён миллионный трактор

===

Если вы внимательно прочитали характеристики трактора Т-40А, то он ни в чём не уступает импортным современным китайским и индийским тракторам, аналогичным по классу и техническим характеристикам, а кое в чём и превосходит их. 🤠

Поэтому тракторы Т-40 различных модификаций до сих пор трудятся в сельской местности России, а единственный недостаток – тесная кабина, легко устраняется путём приобретения вполне современной кабины.

На фото: современная кабина для трактора Т-40.
На фото: современная кабина для трактора Т-40.

===

Эти кабины для трактора Т-40 сейчас производят в России небольшие компании, которые дают вторую жизнь популярным советским тракторам ЛТЗ.

===

Рекомендуем почитать:

💥 Возрождение производства: Липецкий тракторный завод 🏭 будет жить – с помощью Беларуси
Тракторист-Моторист20 марта 2023

-----