Найти тему
Minsknews.by

Чихай, кто хочет, или Что показал рейд санэпидслужбы в одну из торговых сетей

Оглавление

Нужно ли накрывать продукты на открытой витрине целлофаном? Какой должна быть температура в холодильных камерах, где хранятся торты? Чтобы выяснить нюансы размещения продуктов на прилавке и узнать, какие нарушения допускают торговые сети столицы, корреспонденты агентства «Минск-Новости» отправились в рейд.

-2

Невозможно молчать

Признаемся честно, мы провели в одном из гипермаркетов на пр. Дзержинского около двух часов. Ехали в магазин не для галочки, а чтобы действительно выявить недостатки, на которые то и дело обращают внимание наши читатели. Да, недавно торговые объекты с подачи представителей власти вроде бы разобрались с безумием цен. Но резко дорожающие продукты – не единственное нарушение ритейла.

-3

С нами – заведующая отделением гигиены питания Минского городского центра гигиены и эпидемиологии Ольга Тимошенко и председатель Минского городского Совета депутатов Андрей Бугров. К слову, А. Бугров уже 15 лет живет в доме недалеко от станции метро «Малиновка», поэтому частенько навещает этот гипермаркет. Кто, как не он, может рассказать о достоинствах и недостатках торговой точки?

Первый изъян, о котором нельзя молчать, обнаружил наш фотокорреспондент, воспользовавшийся, простите за подробности, кабинкой для уединения.

– Какой в туалете отвратительный запах, причем здесь я не впервые. Ощущение, что убирают там очень редко, – предположил коллега.

Надеемся, что руководство торгового объекта сделает необходимые выводы.

Монетка и пленка

Но пройдемте в торговый зал. Здесь, чтобы взять большую тележку для продуктов, покупатель должен оставить в замочке 2 рубля.

-4

– Сегодня время информационных технологий, и мы все рассчитываемся пластиковой картой, поэтому воспользоваться корзинкой я в данный момент не могу, – обращает внимание председатель Мингорсовета. – И это действительно проблема. Все крупные торговые сети отказались от использования монет, потому что понимают – это бизнес, и для покупателя нужно создавать условия. Но в этом магазине – очередное неудобство.

-5

Хлеб, как известно, голова, поэтому и нашу инспекцию мы начинаем с хлебного отдела.

– Как видите, нижние полки накрыты пленкой. А верхние, на уровне органов дыхания любого покупателя, – в открытом состоянии, что не исключает риска загрязнения или заражения продукции, – комментирует О. Тимошенко. – Необходимо всю хлебную продукцию накрывать пленкой, поскольку пыль и грязь идут не только с пола. Люди чихают, тем самым оставляя микроорганизмы на продукции, которая, заметьте, не подвергается дальнейшей термической обработке.

-6

По словам гигиениста, многие торговые сети отказались от щипцов, которые вынуждены использовать покупатели этого торгового объекта. Вместо них – одноразовые перчатки, позволяющие проверить свежесть продукта и переложить товар в тележку.

– По температурному режиму здесь нарушений не вижу – хлебобулочные изделия не требуют особых условий хранения, но все-таки защита должна быть, – добавляет О. Тимошенко.

Дата изготовления, сроки годности – все прописано на товаре, и здесь нарушений мы не обнаруживаем.

Тест с термометром

– Смотрите, мы подошли к отделу кондитерских изделий. По нормам здесь должна быть температура от +2 до +6 градусов, – указывая на витрину с тортами, говорит А. Бугров. – Однако она выполнена с огромным открытым пространством посередине, удобным для покупателя, который может достать нужный товар, но позволяет ли такой холодильник держать необходимую температуру?

-7

Смотрим на термометр – он показывает +4,2 градуса, что соответствует нормам. Но это показатели нижней полки, которая соседствует с холодильным агрегатом. Проводим эксперимент и оставляем термометр на верхней, где, по нашему мнению, температура будет куда выше. К нему вернемся в конце нашего ревизорского раута.

– К нам иногда поступают обращения, что из-за недолжного хранения товара продукцию приходится потом выбрасывать. А это деньги, – говорит А. Бугров и ведет нас к суши-бару.

Витрина здесь открытая, без специальных стеклянных заслонок. Но все блюда традиционной японской кухни заботливо накрыты целлофаном.

-8

– Я постоянный покупатель этого магазина, но впервые вижу, чтобы суши были накрыты пленкой. Скорее всего, это было сделано в связи с появлением журналистов, – улыбаясь, предполагает председатель Мингорсовета и, уже обращаясь к директору магазина, спрашивает:

– Послушайте, почему вы закрыли их пленкой только сегодня? Почему не делали этого раньше? За 15 лет посещения магазина я ни разу не видел, чтобы суши были накрыты.

Подозрительная скидка

Идем в отдел кулинарии. Ассортимент хороший, но нас интересует иное – должен ли быть указан подробный состав на продуктах собственного изготовления?

– Нет, состав может быть не указан, но в доступном для потребителя месте информация должна присутствовать, например на специальных информационных буклетах. Если бы продукция была упакована, то данные о составе продукта нужно было бы нанести на маркировку, – поясняет О. Тимошенко.

-9

Еще один объект, вызывающий вопросы даже у неспециалистов, – развал аппетитной мясной кулинарной продукции, покоящейся в открытой витрине. Как говорится, приходи и бери, но что скажут наши специалисты?

– Я всегда против такого открытого размещения продуктов, поскольку здесь можно, облокотившись верхней одеждой, случайно что-то уронить на пищу. Наверное, здесь не хватило целлофана, чтобы накрыть товар, как на суши. Думаю, что это нарушение, – считает А. Бугров.

– Конечно, мясо необходимо накрыть, и такой товар я бы покупать не стала, – подтверждает завотделением гигиены питания. – Обычно кулинарная продукция реализуется либо в упакованном виде, либо продавцом через прилавок. Поскольку потребитель имеет свободный доступ, предполагаю, что он самостоятельно подходит и берет товар. Такого быть не должно.

-10

Отправляемся в кондитерский отдел. Здесь на один из видов конфет установлена впечатляющая скидка – 50 %. Подходит срок годности товара?

– Нет, указано, что его можно употреблять до 8 декабря 2023 г. Но если здесь установлена столь впечатляющая скидка – вопрос по порядку ценообразования. Как магазин устанавливает такую первоначальную цену, чтобы потом сбросить ее наполовину? Это нужно спросить у маркетологов и не совсем честных представителей бизнеса, – говорит А. Бугров.

Почему «седеют» конфеты

В этом же отделе мы обращаем внимание на условия хранения.

– Натуральный шоколад нужно хранить при 16–20 градусах. Если температура будет выше, то увидим так называемое «поседение» продукции. В этом случае масло какао проступает наружу. Продукт будет безопасен, но согласитесь, не очень приятно есть конфеты с налетом. Также кондитерские изделия требовательны к влажности воздуха – не выше 75 %. В противном случае может завестись пищевая моль, или, как выражаются потребители, «в конфете появились червячки». Не любят высокой влажности также крупа и мука, – поясняет О. Тимошенко.

Не забыли еще про наш оставленный градусник? Мы вернулись к нему. Удивительно, но он показывал 2 градуса – значит, все в норме.

Торговые сети – на прицеле

Итак, что же в заключение скажут наши проверяющие? По словам О. Тимошенко, санэпидслужба всегда уделяет особое внимание предприятиям торговли, особенно тем из них, где существует собственное производство: кулинарные, мясные и кондитерские цеха. Там тщательно проверяются показатели безопасности, особенно микробиологические.

-11

В январе – феврале ведомство проинспектировало торговые сети «Соседи» и «Санта-Ритейл», в марте – «Евроторг». Каждый месяц его специалисты планируют посещать и другие ритейлы.

По словам О. Тимошенко, как правило, выявляются следующие недостатки: например, неполная информация, которая содержится на маркировочном ярлыке продукции, расфасованной непосредственно на предприятиях торговли. Зафиксированы единичные случаи реализации пищевых продуктов с истекшим сроком годности. Частично выявляются факты нарушения температурного режима при хранении продуктов. Иногда вызывает вопросы санитарно-техническое состояние некоторых производств, технологического оборудования.

-12

За реализацию пищевых продуктов с истекшим сроком годности предусмотрена статья КоАП, которая влечет административное взыскание – штраф до 100 базовых величин. За подобные нарушения привлекаются к ответственности и должностные лица.

Фото Сергея Лукашова

Смотрите также: