Найти в Дзене
ЯКондитер

Про то, как стать домашним кондитером

Оглавление

В начале было, как известно, слово. И слово это было — «у меня никто не заказывает!».

Здарова, обыватели. Сегодня приоткрою тайну того, как же начать работать на себя... И прождать настоящего начала работы ещё три с лишним года.

*это типа мы ждём такие заказов, фото из интернета*
*это типа мы ждём такие заказов, фото из интернета*

Обычно некую информацию по этой теме вам могут предложить купить за некислую сумму в рамках какого-нибудь курса ушлые инфо-шефы из интернетика (от слова «инфо-цыгане).

Заметьте, они все поголовно шеф-кондитеры, не ниже.

Никогда не покупайте подобные курсы в интернете на начальных этапах деятельности! Можете по доброте душевной задонатить автору статей на этом канале любую посильную сумму, но исключительно из своего желания. Спасибо.

Попутно разберём парочку распространённых страхов и уроков, выучить которые рано или поздно придётся.

В терминологии того, кто же такие «домашние кондитеры», кого считать кондитером, а кто формой черепа торта не вышел — разбираемся в отдельной статье, ищите ссылки. Настоятельно рекомендую сперва прочесть её, чтобы понимать о чём вообще пойдёт речь, и почему здесь написано про рынок и каких-то неадекватов, а не про "рекламу на всех возможных платформах", и что там ещё крутые инфо-шефы советуют.

Итак, средняя температура по больнице такая: Марина сидит в декрете/у Марины двое деток и кредиты/у Марины один деток или нет вообще и куча свободного времени, и тут вот оно — надо печь на заказ!

Не надо оно тебе, Марина.

Начнём с того, что старт из всех вышеперечисленных условий — уже большая разница. Если есть больше одного ребёнков — основное время уделяется им. Спихнуть детей на других родственников вряд ли получится на такое количество часов в сутки, чтобы из хобби ваше занятие превратилось в бизнес (ну, либо детей вы будете видеть крайне редко).

Если детей меньше одного или нет вовсе, муж обеспечивает — тут есть возможность на лайтах вкатиться в рынок. Но за отсутствием кровной мотивации и длительного периода постепенного развития можно легко это дело забросить, столкнувшись с первыми трудностями.

Надо оговориться, что бывают счастливые исключения — бабы, которые с 3-5 детьми выдают от 3 до … заказных тортов в день, или которые не живут в особой нужде, и имеют возможность продавать свои изделия по заоблачным ценам пять раз в месяц. Как это происходит и откуда что берётся, пусть они нам расскажут, здесь и далее — не о том.

Чтобы хобби стало бизнесом, оно должно занимать всё вообще время, даже то, которое обычно уходит на удовлетворение базовых потребностей (сон, общение и — ничего себе! — приготовление пищи и её потребление). Иначе на оборот вашего крошечного капитала не выйти.

*ваш слоган на ближайшие годы, бизнес-леди, фото из интернета*
*ваш слоган на ближайшие годы, бизнес-леди, фото из интернета*

Если подытожить кратко — придётся е*ашить. Причём, чем дальше — тем больше.

Ввод в азы экономической теории через торт

После создания условного шыдевра, он попадает на условный рынок. Тут надо обратить внимание на следующие параметры:

  • едят ли в вашей местности сладкое;

Не заказывают ли Торты, а как вообще с потреблением сладкого — с мелкими лавочками торгующими не скоропортящимся сладким, с частными и сетевыми магазинами тортов и пирожных. Оценить, так сказать, спрос и предложение.

  • какова общая состоятельность клиентов;

Читай, чем живет населенный пункт. Это может быть провинция, район, но если есть там хотя бы парочка заводов/предприятий куда гос-во не жалеет бюджетных средств — вы попали по адресу. Сфера услуг в таких местах цветёт и пахнет (порой даже приятно).

  • каков процент сумасшедших на данный час других кондитеров в вашем селе.

Последний параметр можно легко оценить через авито или вк, заодно найти тех самых, «лучших из лучших», с которыми в будущем придётся конкурировать. Оптимальное количество в самом городе безо всяких там пригородов — 20-50 человек на 400-700 тыс. город, то есть условные 10-20 кондитеров на опять же примерные 100-200 тыс. человек населения. Но такое в нынешние времена уже редкость — народ бежит от полу официального трудоустройства, и объявления про домашние тортики звучат всё чаще, из каждого утюга. Миллионники и столицы в расчёт не берём, про них во второй части статьи упомянуто будет мельком (прикрепите ссылку, уважаемая мадам-писатель).

*это типа мы, оцениваем риски, возможности и прибылЯ, фото из интернета*
*это типа мы, оцениваем риски, возможности и прибылЯ, фото из интернета*

После блокировки того-кого-нельзя-называть какая-то часть непритязательной аудитории покупателей перекочевала обратно на авито. В вк люди тоже работают, я лично знакома с такими, но это уже особенность местности.

Помните! Как только ваш товар оказывается на рынке — он автоматически приобретает конкурентов! Ваше хобби может стать бизнесом, только в том случае, если народ уйдёт от конкурентов к вам — это закон рынка.

*конкуренция, отъём прибавочной стоимости, смерть, рыночная аналитика из интернета*
*конкуренция, отъём прибавочной стоимости, смерть, рыночная аналитика из интернета*

Стоит озаботиться и вопросом легальности вашего бизнеса. Если у вас попрёт, люди распробуют, а руки и голова придут к общему знаменателю и начнут выдавать действительно шедевры — вашим конкурентам это может не понравиться. Да много кому и чего может не понравиться. И тогда уже придётся держать ответ, а делать это проще, когда тылы надёжно защищены.

Не позволяйте разводить себя, но и знайте, что покуда торгуете нелегально — зачастую выгоднее сдать позиции, вернуть деньги, уладить конфликт, чем лезть в бутылку. Дорого может обойтись, и от заветной цели отбросить чуть ли не в самое начало. И, конечно же, из ста ваших клиентов обязательно найдётся парочка готовых с радостью этим вашим положением воспользоваться. Отсюда плавно переходим к реальным проблемам начинающих.

Проблема номер раз: отсутствует у нас заказ, атас!

Приняв скоропостижное решение, начинающие кондитеры сталкиваются с вопросом: "Что делать?" Путь ваш лежит на Авито, друзья мои, оставь надежду всяк туда входящий. Однако, создав объявление (или разрекламировавшись везде, где только можно по советам из интернета), вы получаете по два-три заказа в месяц, и так проходит год (в случае самых терпеливых из начинающих), и... Ничего особо не меняется.

*"здесь будет бизнес заложОн на зло бывалой тортоделке", изображение Петьки из интернета*
*"здесь будет бизнес заложОн на зло бывалой тортоделке", изображение Петьки из интернета*

Если это ваш случай, то решение лежит не в плоскости того, где купить рекламу, насколько ещё более фееричный торт сделать, а всё той же экономики.

Момент первый, он же основной: ждать, копить капитал, материальный и не. Если ресурсов на то, чтобы ждать притока заказов нет (то есть вы не можете не работать, либо совмещать вашу основную работу с тортами/ найти подработку, чтобы совмещать было удобно) — значит и на уровень бизнеса вам не подняться. Это так и останется хобби, ну, либо ждать придётся дольше.

Момент второй, постоянно мониторьте рынок, и держите цену чуть ниже средней по рынку. Как? Забудьте про 200-....00000% накрутки на себестоимость, которые рекомендуют инста-гуру. Никто продукт у ноу-нейма с такой накруткой не купит. А если и купят — то очень немногие. И с этими немногими моментально заработает принцип — большие цены = большая ответственность, а она вам на начальном этапе не нать. Потому что не успеете начать, как притязательный клиент, заплатив немалую сумму, начнёт разглядывать ваше произведение под лупой.

Не хотите демпинговать — как хотите, значит пролетаете мимо, ну, либо ждать придётся дольше.

Момент третий — не дерйфьте. Заказы будут, будут удачные и неудачные работы. Это бизнес, это жизнь, всякое бывает. Возможно, в процессе вы обнаружите, что вам больше нравится работать с пряниками, шоколадом или зефиром. Возможно, поймёте, что бизнес и деньги — это не главное для вас в жизни, и переориентируетесь на что-то иное. В любом случае, вы придёте к некоему результату и развитию себя. Это самое ценное.

Проблема номер два: торт — говно/заказчик — хам.

Даже если у вас сами по себе изначально начали получаться аккуратные торты или вы прошли курс и научились делать более-менее ровно/красиво — у вас не появится сотня-другая отзывов на авито, даже за год. А ещё вы будете писать в объявлении: "привет, я Марина, ваш домашний кондитер..."

*вот и Марина наша туда же, фото примеров объявлений с Авито, взято из интернета*
*вот и Марина наша туда же, фото примеров объявлений с Авито, взято из интернета*

Из всего этого легко сделать вывод, что вы — новичок (где-то за кадром слышится крик Лёхи Н.: "неееееет!.."), либо это ваше хобби, вопреки тому, что написано.

Если с самими тортами поделать можно только одно — работать, набивать руку, искать уточняющие советы в интернете и поддержку у тех коллег, кто не является вашими прямыми конкурентами и токсичными комментаторами из интернета, не имеющими никакого отношения к профессии и бизнесу, то со вторым...

Это неизбежное, через что проходит так или иначе каждый. Тут всё зависит от конкретной ситуации и силы вашего характера, умения общаться с людьми. Советы тут противопоказаны, и всё же, мой совет — руководствуйтесь разумом. В первые разы (да и в последующем) это будет довольно сложно, поскольку эмоции будут зашкаливать. Если будет такая возможность — возьмите паузу, хотя бы на несколько часов. Это даст вам возможность успокоиться и обдумать дело как оно есть.

*человеку на фото явно нужно время, чтобы успокоиться, фото из интернета*
*человеку на фото явно нужно время, чтобы успокоиться, фото из интернета*

Также не стоит, не имея опыта в подобных ситуациях, сразу писать о возврате части или всей суммы. Это чревато сожалениями. Правда, сожалеть будете в любом случае: что связались, что не предупредили заказчика, что могут возникнуть нюансы в работе чреватые моментами недопонимания, что вернули деньги сразу/что не вернули деньги сразу, а иногда и что вообще на свет родились, да ещё удумали заниматься всеми этими делами (да, до такого тоже может дойти).

Но в любом случае — держите хвост трубой, *опупистолетом. Где наша не пропадала? Бизнес — занятие не для малодушных.

Проблема номер три: у страха глаза велики.

Сталкивались вы с подобными эксцессами в виде неадекватных/недовольных клиентов или нет — на самом деле не очень важно, потому что первые пару-тройку лет многих преследует так называемый "синдром самозванца". У всех он выражается по-разному.

*это типа мы — очень крутые на самом деле, картинка из интернета*
*это типа мы — очень крутые на самом деле, картинка из интернета*

Кто-то торопится вернуть деньги, едва клиент написал, что торт был суховат. Кто-то съедает мозг себе и окружающим, если клиент пятые сутки молчит после заказа. Третьи безосновательно занижают цену на свои работы. Последнее можно и нужно делать, но только исходя из понимания того, что вообще происходит. Кто-то говорит, что его работы выглядят хуже чужих. Так-то оно так, но не стоит по этому поводу расстраиваться — уровень работ у всех разный, это не делает вас самих хуже других. Отделяйте свои работы от себя.

Страх оставит вас со временем, это просто период в работе, который пройдёт. Сделав порядка тысячи тортов на заказ, делая их по два-три на дню, вам уже становится некогда бояться — и страх забывается.

Забавный момент: если вы уже преисполнились в тортах, но внезапно накатило — это явный признак того, что вы знаете, что какой-то косяк с этим тортом есть, либо может быть. Страх — полезный инструмент, дарованный нам природой. Используйте его во благо!
*минутка самоиронии, картинка из интернета*
*минутка самоиронии, картинка из интернета*

Если страха нет или не было изначально... Это не мой случай, поэтому не берусь судить. Тут может быть либо отсутствие кровного интереса, либо завышенная самооценка (отсюда кривые торты по овер-прайсу), либо высокий уровень развития личности. Опять же, каждому своё.

Вывод такой: если хочется зарабатывать на этом деле, так просто это не даётся. Всё что просто — это хобби, или ещё хлеще: купили «тайтл» у инфо-шефа в интернете, поверили что легко срубите бабла на этом деле и спустя пол годика распродаёте свой инвентарь через авито. Ещё раз — бизнес, это не про легкие деньги. И это в принципе не легко и не быстро, если только не какая-то откровенная спекуляция

В другой статье расскажу, как разводят любителей халявы и кто же такой кондитер.

Еда
6,93 млн интересуются