Найти в Дзене

Строгановский дворец. Часть 3. Интерьеры Восточной анфилады при А.С. Строганове

Перед прочтением рекомендую ознакомиться с:

Строгановский дворец. Часть 1. История дворца и рода Строгановых

Строгановский дворец. Часть 2. Жизнь А.С. Строганова и новые корпуса дворца.

История реконструкций Строгановского дворца остается достаточно неясной. Подлинных чертежей не сохранилось, что затрудняет установление точного соответствия между интерьерами и архитекторами. Начальную перепланировку дворца связывают с именем архитектора Ф.И. Демерцова.

Ф.И. Демерцов, подобно А.Н. Воронихину, родился в семье крепостных. Его отец работал садовником у князя П.Н. Трубецкого. Князь заметил способности молодого человека и направил его на обучение в Школу художеств, которая придавалась к Артиллерийскому и инженерному кадетскому корпусу. Позже он освободил Демерцова от крепостного права и поддерживал его карьерное продвижение.

В 1786 году Демерцов был произведён в штык-юнкеры, что позволило ему стать дворянином. Вскоре после этого он женился на Александре Петровне, дочери князя Трубецкого. Этот брак вызвал много разговоров и князь не признал его. Информация об А.П. Трубецкой отсутствует как в родословной Трубецких, так и в завещании П.Н. Трубецкого.

Потеряв поддержку Трубецкого, Демерцов оказался в затруднительном положении. Однако ему повезло найти нового покровителя — графа Александра Сергеевича Строганова, мужа другой дочери Трубецкого. Демерцов активно трудился на благо графа, и сегодня считается, что интерьеры Строгановского дворца и дачи графа на Черной речке, ранее ошибочно атрибутируемые Воронихину, были спроектированы именно им (Воронихин, обучавшийся у Демерцова и копировавший его чертежи, стал причиной этой путаницы).

После возвращения из Европы А.Н. Воронихин получает свой первый заказ от Строганова - создание комнаты для экспозиции минералов.

Минералогический кабинет. Автор фото неизвестен
Минералогический кабинет. Автор фото неизвестен

Минералогический кабинет стал первой самостоятельной работой архитектора Воронихина. В пространстве под куполом расположены шкафы, где хранились минералогические коллекции. Интерьер кабинета имел сходство с храмовым, что и породило ассоциации графа с масонскими организациями.

А.С. Строганов, еще находясь во Франции, вступил в масонство и стал членом знаменитой ложи Девяти Сестер, в которой начали свою деятельность такие личности, как Франклин и Вольтер.

Минералогический кабинет служил входом в новую Восточную галерею. Посетители могли сначала насладиться экспозицией в Картинной галерее, после чего переходили в Библиотеку, а затем двигались в Физический кабинет.

Картинная галерея. Фото 1913 г.
Картинная галерея. Фото 1913 г.

А.С. Строганов занимал пост президента Академии Художеств и использовал свою Картинную галерею не только как учебное помещение, но и как музей. Здесь студенты Академии имели возможность изучать историю и теорию живописи. По воскресеньям галерея принимала всех желающих и поклонников искусства из Петербурга.

Картинная галерея. Автор фото неизвестен
Картинная галерея. Автор фото неизвестен

Длина галереи составляет 28 метров. Пространство разделено на три секции, что визуально способствует его расширению. Самая ценная работа в коллекции принадлежат фламандскому художнику Лерессу и называется “Поклонение Волхвов”. В эпоху А.С. Строганова на стенах галереи находились картины таких мастеров, как Рубенс, Ван Дейк, Рембрандт и других известных представителей европейского искусства.

А.С. Строганов организовывал экспозицию, подбирая картины в парах, так чтобы произведения одного и того же художника одинакового формата находились по обе стороны от центральной оси галереи.

Воронихин А.Н. Картинная галерея графа А.С.Строганова, 1794 г
Воронихин А.Н. Картинная галерея графа А.С.Строганова, 1794 г

У А.С. Строганова в его дворце не было одной фиксированной спальни. Это связано с тем, что он предпочитал спать в различных помещениях – на креслах, диванах или на раскладной походной кровати. Чаще всего его выбор падал именно на Картинную галерею для ночного отдыха.

В настоящее время в Картинной галерее находится один из самых знаменитых портретов Строганова, написанный А.Г. Варнеком. Рядом с портретом располагается зеркало, которое скрывает потайную дверь, ведущую в смежные комнаты.

Портрет А. С. Строганова. Он изображён сидящим с архитектурным планом Казанского собора в руках на фоне величественного вида из окна на Казанский собор в Санкт-Петербурге (Невский проспект). Сзади бюст с латинской надписью.
Портрет А. С. Строганова. Он изображён сидящим с архитектурным планом Казанского собора в руках на фоне величественного вида из окна на Казанский собор в Санкт-Петербурге (Невский проспект). Сзади бюст с латинской надписью.

В библиотеке можно было увидеть не только книги, но и бюсты знаменитых мыслителей. Также были представлены различные научные приборы, такие как астролябии, телескопы и глобусы.

Библиотека.
Библиотека.

Физический кабинет завершает ряд помещений. В конце XIX века его реконструировали, и он стал вторым залом библиотеки. Из исторического интерьера сохранился лишь бюст Аммона-Юпитера.

Физический кабинет
Физический кабинет

Физический кабинет был изначально оформлен как египетский храм. Он выполнял функции алхимической лаборатории и был тесно связан с интерьерами дворца в восточной галерее, оформленными в стилях греческих и римских храмов. Египетский храм добавлял символическое значение в анфиладу, иллюстрируя этапы масонского посвящения.

В центре помещения находилась алхимическая печь, украшенная бронзовыми египетскими статуями, которые удерживали колпак над печью (рефлектор, отражающий тепло).

Стены зала были покрыты иероглифами. Вдоль них находились шкафы с неясными древностями, которые в настоящее время невозможно точно идентифицировать.

В зале присутствовало большое окно, выходившее на выдающееся творение А.С. Строганова - Казанский собор, являясь единственным окном, которое смотрело в сторону этого собора.

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Продолжение:

Строгановский дворец. Часть 4. Столовая и знаменитые обеды у графа Строганова.

Строгановский дворец. Часть 5. Дворец при Павле Александровиче и Софьи Владимировне. Что во дворце делал архитектор Росси?

Строгановский дворец. Часть 6. Последние владельцы и угасание дворца. История с 1845 по 1905 годы.

Строгановский дворец. Часть 7. Дворец после революции

И обязательно ознакомьтесь:

Юсуповский дворец на набережной Мойки. Часть 1. История дворца и рода Юсуповых.

Академия Художеств в Санкт-Петербурге. Учебное заведение, подарившее великих русских архитекторов, скульпторов и художников.

Казанский собор. Первый храм и проект крепостного Воронихина.

Особняк Мясникова (Варгунина) на улице Восстания. Особняк, в котором собирался высший свет Петербурга.

Шереметевский дворец. "Фонтанный дом". Часть 1. Предыстория строительства

Николаевский дворец. Часть 1. Почему Великие Князья Михаил Николаевич и Николай Николаевич не захотели жить по-соседству?

Зимний дворец при Александре III и Николае II. Личные покои последнего императора.

Дворец Великого Князя Михаила Александровича. История владельцев. Как выглядит дворец Великого Князя в наши дни?

Усадьба Жерновка, она же дача Безобразовых. Заброшенные усадьбы Петербурга.

Усадьба Демидовых "Тайцы".

Мраморный дворец. Строительство и легенды. Часть 1. Алмаз "Орлов".