Перед прочтением рекомендую ознакомиться с:
Строгановский дворец. Часть 1. История дворца и рода Строгановых
Строгановский дворец. Часть 2. Жизнь А.С. Строганова и новые корпуса дворца.
История реконструкций Строгановского дворца остается достаточно неясной. Подлинных чертежей не сохранилось, что затрудняет установление точного соответствия между интерьерами и архитекторами. Начальную перепланировку дворца связывают с именем архитектора Ф.И. Демерцова.
Ф.И. Демерцов, подобно А.Н. Воронихину, родился в семье крепостных. Его отец работал садовником у князя П.Н. Трубецкого. Князь заметил способности молодого человека и направил его на обучение в Школу художеств, которая придавалась к Артиллерийскому и инженерному кадетскому корпусу. Позже он освободил Демерцова от крепостного права и поддерживал его карьерное продвижение.
В 1786 году Демерцов был произведён в штык-юнкеры, что позволило ему стать дворянином. Вскоре после этого он женился на Александре Петровне, дочери князя Трубецкого. Этот брак вызвал много разговоров и князь не признал его. Информация об А.П. Трубецкой отсутствует как в родословной Трубецких, так и в завещании П.Н. Трубецкого.
Потеряв поддержку Трубецкого, Демерцов оказался в затруднительном положении. Однако ему повезло найти нового покровителя — графа Александра Сергеевича Строганова, мужа другой дочери Трубецкого. Демерцов активно трудился на благо графа, и сегодня считается, что интерьеры Строгановского дворца и дачи графа на Черной речке, ранее ошибочно атрибутируемые Воронихину, были спроектированы именно им (Воронихин, обучавшийся у Демерцова и копировавший его чертежи, стал причиной этой путаницы).
После возвращения из Европы А.Н. Воронихин получает свой первый заказ от Строганова - создание комнаты для экспозиции минералов.
Минералогический кабинет стал первой самостоятельной работой архитектора Воронихина. В пространстве под куполом расположены шкафы, где хранились минералогические коллекции. Интерьер кабинета имел сходство с храмовым, что и породило ассоциации графа с масонскими организациями.
А.С. Строганов, еще находясь во Франции, вступил в масонство и стал членом знаменитой ложи Девяти Сестер, в которой начали свою деятельность такие личности, как Франклин и Вольтер.
Минералогический кабинет служил входом в новую Восточную галерею. Посетители могли сначала насладиться экспозицией в Картинной галерее, после чего переходили в Библиотеку, а затем двигались в Физический кабинет.
А.С. Строганов занимал пост президента Академии Художеств и использовал свою Картинную галерею не только как учебное помещение, но и как музей. Здесь студенты Академии имели возможность изучать историю и теорию живописи. По воскресеньям галерея принимала всех желающих и поклонников искусства из Петербурга.
Длина галереи составляет 28 метров. Пространство разделено на три секции, что визуально способствует его расширению. Самая ценная работа в коллекции принадлежат фламандскому художнику Лерессу и называется “Поклонение Волхвов”. В эпоху А.С. Строганова на стенах галереи находились картины таких мастеров, как Рубенс, Ван Дейк, Рембрандт и других известных представителей европейского искусства.
А.С. Строганов организовывал экспозицию, подбирая картины в парах, так чтобы произведения одного и того же художника одинакового формата находились по обе стороны от центральной оси галереи.
У А.С. Строганова в его дворце не было одной фиксированной спальни. Это связано с тем, что он предпочитал спать в различных помещениях – на креслах, диванах или на раскладной походной кровати. Чаще всего его выбор падал именно на Картинную галерею для ночного отдыха.
В настоящее время в Картинной галерее находится один из самых знаменитых портретов Строганова, написанный А.Г. Варнеком. Рядом с портретом располагается зеркало, которое скрывает потайную дверь, ведущую в смежные комнаты.
В библиотеке можно было увидеть не только книги, но и бюсты знаменитых мыслителей. Также были представлены различные научные приборы, такие как астролябии, телескопы и глобусы.
Физический кабинет завершает ряд помещений. В конце XIX века его реконструировали, и он стал вторым залом библиотеки. Из исторического интерьера сохранился лишь бюст Аммона-Юпитера.
Физический кабинет был изначально оформлен как египетский храм. Он выполнял функции алхимической лаборатории и был тесно связан с интерьерами дворца в восточной галерее, оформленными в стилях греческих и римских храмов. Египетский храм добавлял символическое значение в анфиладу, иллюстрируя этапы масонского посвящения.
В центре помещения находилась алхимическая печь, украшенная бронзовыми египетскими статуями, которые удерживали колпак над печью (рефлектор, отражающий тепло).
Стены зала были покрыты иероглифами. Вдоль них находились шкафы с неясными древностями, которые в настоящее время невозможно точно идентифицировать.
В зале присутствовало большое окно, выходившее на выдающееся творение А.С. Строганова - Казанский собор, являясь единственным окном, которое смотрело в сторону этого собора.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Продолжение:
Строгановский дворец. Часть 4. Столовая и знаменитые обеды у графа Строганова.
Строгановский дворец. Часть 6. Последние владельцы и угасание дворца. История с 1845 по 1905 годы.
Строгановский дворец. Часть 7. Дворец после революции
И обязательно ознакомьтесь:
Юсуповский дворец на набережной Мойки. Часть 1. История дворца и рода Юсуповых.
Казанский собор. Первый храм и проект крепостного Воронихина.
Шереметевский дворец. "Фонтанный дом". Часть 1. Предыстория строительства
Зимний дворец при Александре III и Николае II. Личные покои последнего императора.
Усадьба Жерновка, она же дача Безобразовых. Заброшенные усадьбы Петербурга.
Мраморный дворец. Строительство и легенды. Часть 1. Алмаз "Орлов".