Перед прочтением рекомендую ознакомиться с:
Строгановский дворец. Часть 1. История дворца и рода Строгановых
Строгановский дворец. Часть 2. Жизнь А.С. Строганова и новые корпуса дворца.
Строгановский дворец. Часть 3. Интерьеры Восточной анфилады при А.С. Строганове
Строгановский дворец. Часть 4. Столовая и знаменитые обеды у графа Строганова.
Судьба единственного сына А.С. Строганова - Павла Александровича, сложилась совсем не так, как у отца, но она тоже напоминала авантюрный роман. Почти всю свою молодость Павел Александрович провел на родине - в Париже. Там его застала Французская революция. Молодой дворянин проникся свободолюбивыми идеями и даже участвовал в работе Якобинского клуба. Там он использовал псевдоним Поль Очер, скрывая свое происхождение.
Правда о его новых увлечениях быстро узнали в Петербурге, так Императрица Екатерина II была очень возмущена и велела Павлу Александровичу срочно возвращаться в Россию. По приезду императрица отправила его в ссылку в Братцево, где проживала его мать. Это было сделано, чтобы разделить Павла Александровича со столичными приятелями, которые могли набраться от него вольнодумства.
Вернуться в Петербург Павел Александрович смог только после смерти императрицы в 1796 году. При дворе он сблизился с великим князем Александром Павловичем, будущим Александром I. Будущий император разделял идеи молодого Строганова и тоже хотел проведения в стране реформ, введения конституции и так далее.
Став императором, Александр I делает Строганова членом негласного комитета, который разрабатывал реформы. Вместе с комитетом разрабатывались и первые шаги нового царствования, например: амнистия для 12 тысяч человек; открытие границ; разрешение свободно ввозить западноевропейские книги; ликвидация Тайной политической полиции; ввод запрета на продажу крепостных без земли; появление в 1803 году указа “О вольных хлебопашцах”, который стал шагом к отмене крепостного права.
Позднее в отношениях Александра I и Павла Александровича наступило охлаждение. Павел Александрович был разочарован нерешительностью императора, и решил кардинально изменить свою жизнь, поступив на военную службу. Он сражался против шведов, против турков, против французов, отличился при Бородино, а в “Битве народов под Лейпцигом” возглавлял одно из соединений армии.
Вскоре случилась трагедия - в марте 1814 года, в битве под Краоном, погибает единственный сын и наследник - Александр Павлович, которому было всего 19 лет. Два дня Павел Александрович искал тело сына. Он отказался от наград за победу и отправился в Петербург, чтобы с отцом и дедом похоронить своего сына.
Павел Александрович так и не пережил постигшее его горе. Он стал угасать на глазах и скоропостижно умер через три года после произошедшего.
У Павла Александровича осталось четыре дочери. Чтобы не дробить родовые имения между наследниками, граф Строганов незадолго до смерти позаботился о том, чтобы все земли и имущество оставалось неделимым и переходило по наследству старшему в династии. Таким образом после смерти Павла Александровича все имущество перешло его вдове - Софье Владимировне, урожденной княгини Голицыной, дочери той самой Пиковой дамы. Подробнее можно прочитать тут.
Софья Владимировна привела Строгановские имения в блестящее состояние. Для обучения управляющих она создала специальную школу. Для обычных крестьянских детей в каждой деревне строились школы. Все служащие и мастеровые по достижению определенного возраста получали пенсии. В имениях имелись врачебные пункты.
Именно Софья Владимировна приобрела дома 19 и 23 по Невскому проспекту, на их месте были построены здания, которые предназначались для сдачи помещений в наем. В них также располагались магазины, банки, часовой салон Буре, и даже был трактир “Строганов”. Все это приносило Строгановым хорошие доходы, которые шли на содержание резиденции в Петербурге.
Непосредственно Строгановский дворец (западный корпус здания) претерпел серьезные изменения, так как был перестроен в конце 19-ого века.
До нашего времени во дворце сохранилась Малая гостиная, которую создал архитектор А.Н. Воронихин, которая является редчайшим примером стиля директории в оформлении петербургских дворцов. В декоре присутствует искусственный мрамор, тонкая лепка, скульптурные рельефы.
В 1842 году Петр Садовников - ученик Воронихина и бывший крепостной князей Голицыных, создает в южном корпусе дворца ряд интерьеров для Софьи Владимировны.
В том числе был создан Большой кабинет, который сохранился только частично. В кабинете не было окон, и он освещался только верхним светом. В нем был сооружен специальный световой потолок.
Рядом находился Малый кабинет, он отлично сохранился до наших дней. Кабинет был создан в 1804 году Воронихиным и был похож на небольшой античный храм. Племянником Воронихина - Алексеем Воронихиным был выполнен барельеф, который называется “Иван Грозный поит своего воина”. На барельефе герои изображены в античных одеждах. В 19-ом веке ранняя история России воспринималась, как своеобразная национальная античность, поэтому героев 16-ого века изображали в античных одеяниях.
С интерьерами дворца работал еще один известный архитектор К.И. Росси, но интерьеров его работы во дворце не сохранилось. На рубеже 1810-1820-ых годов он спроектировал ряд комнат, в которые поселились дочери Софьи Владимировны со своими мужьями. Об этой работе архитектора долгое время никто не догадывался, но недавно в одном альбоме Строгановых были обнаружены 18 миниатюр комнат.
Комнаты были сделаны в стиле ампира. Среди драпировок, тонких росписей, барельефов, Росси расположил предметы искусства и мебель.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Продолжение:
Строгановский дворец. Часть 6. Последние владельцы и угасание дворца. История с 1845 по 1905 годы.
Строгановский дворец. Часть 7. Дворец после революции
И обязательно ознакомьтесь:
Юсуповский дворец на набережной Мойки. Часть 1. История дворца и рода Юсуповых.
Казанский собор. Первый храм и проект крепостного Воронихина.
Шереметевский дворец. "Фонтанный дом". Часть 1. Предыстория строительства
Зимний дворец при Александре III и Николае II. Личные покои последнего императора.
Усадьба Жерновка, она же дача Безобразовых. Заброшенные усадьбы Петербурга.
Мраморный дворец. Строительство и легенды. Часть 1. Алмаз "Орлов".