Найти тему

Академия Художеств в Санкт-Петербурге. Учебное заведение, подарившее великих русских архитекторов, скульпторов и художников.

Почти про любую достопримечательность Санкт-Петербурга можно сказать, что она родом из Академии Художеств.

Вид Академии художеств с двумя сфинксами... худ. П.С. Иванов.
Вид Академии художеств с двумя сфинксами... худ. П.С. Иванов.

Впервые о создании Национальной художественной школы заговорили еще при Петре I. Новая столица требовала профессиональных зодчих и скульпторов. Европейских мастеров для постройки Санкт-Петербурга катастрофически не хватало. В 1718 году Петр I на одном из проектов создания подобной школы поставил свою царскую визу и впервые употребил в ней слово “Академия”. Слово было заимствовано из античности, так называли ученой общество под руководством древнегреческого философа Платона.

Идеи Петра воплотились лишь через 40 лет в 1757 году. Фаворит императрицы Елизаветы Петровны - граф Иван Шувалов разрабатывает проект Академии Художеств. Это происходит через два года после учреждения Московского университета. Академия в первые годы была филиалом первого вуза империи.

Особняк И. И. Шувалова на Итальянской улице. Здание где первоначально размещалась Императорская Академия художеств.
Особняк И. И. Шувалова на Итальянской улице. Здание где первоначально размещалась Императорская Академия художеств.

В начале 1758 года первые 36 воспитанников учебного заведения приступили к занятиям. Первыми студентами Академии стали: Василий Баженов, Федор Рокотов, Иван Старов. Обучение велось в доме первого президента учреждения Шувалова на Итальянской улице. Но уже через несколько лет граф был уволен Екатериной II.

Академия Художеств получила в подарок от новой императрицы устав и привилегию, то есть независимость, а также нового ректора Ивана Бецкого. Он был одержим идеей создания идеального человека, для этого при Академии было учреждено воспитательное училище. В него набрали более 60-ти пятилетних детей. Им предстояло неотлучно жить при Академии, чтобы ни одно дурное влияние не отразилось на педагогических результатах. Для этого было решено построить огромное здание для учебы и для жизни.

В 1764 году начались строительные работы нового здания Академии Художеств. Над обликом здания работал французский архитектор Жан-Батист Валлен-Деламот и его русский коллега А.Ф. Кокоринов. Зодчие создали деревянную модель академического комплекса.

В здание вписан круглый корпус. Он по легенде символизировал купол собора святого Петра в Риме. Это было пожелание Екатерины II, чтобы ученики соотносили свои будущие творения. Но на самом деле купол собора мог легко поместиться в круглом дворе здания. Его ширина 42 метра, а двор в диаметре 55 метров.

Круглый корпус помогал ученикам удлинять световой день, они могли перемещаться с мольбертами из класса в класс.

Строительство Академии продолжалось многие годы. Ее авторы так и не смогли увидеть свое творение. Валлен-Деламот в 1775 году вернулся во Францию. А Кокоринова обвинили в перерасходе средств, и вскоре архитектор умер от водянки.

Основные работы по возведению здания были завершены в 1788 году.
В середине 18 века давалось ученикам нелегко. По уставу воспитанников делили на три возраста: с 6 до 9 лет, с 9 до 12 и с 12 до 15 лет. Наиболее выдающимся учащимся старшего возраста разрешалось посещать специальные художественные классы. В это время они определялись со специализацией: живопись, скульптура или архитектура.

Будущие мастера сначала набивали руку на геометрических фигурах, потом копировали рисунки и гравюры, затем воспроизводили антики - гипсовые слепки с античных скульптур.

Практически с момента основания, Академия начинает получать подарки. Формируется коллекция будущего музея, состоящая из копий знаменитых античных скульптур и архитектурных форм. Шувалов подарил Академии собрание книг, картин, слепков и гравюр. Его примеру следуют и другие: профессора Академии и просто неравнодушные к искусству люди. Все эти презенты сейчас размещены на первом этаже круглого корпуса.

-3

Еще до окончания строительства уральский горнопромышленник Никита Демидов подарил Академии двери. Это копия золотых врат крестильной, расположенной на площади Дуомо во Флоренции. Бронзовые двери итальянского мастера Лоренцо Гиберти вслед за Микеланджело во всем мире называли “вратами Рая”. Но сцены из Ветхого завета размещаются в ином порядке, чем на оригинале. Андрей Воронихин решил повторить врата и вписать их в строящийся Казанский собор. В Италии архитектор не был и знать об ошибке не мог. Поэтому расположение рельефов на северной двери Казанского собора полностью соответствует копии “райский врат” в Академии Художеств.

Взято с vk.ru / Академия Художеств. Бапстистерий / Восточные ворота (Врата Рая). Флоренция. Гипсовая копия. Подарок Флоренции Академии Художеств в 1774 году. Бронзовая копия украшает Казанский собор с 1805 года.
Взято с vk.ru / Академия Художеств. Бапстистерий / Восточные ворота (Врата Рая). Флоренция. Гипсовая копия. Подарок Флоренции Академии Художеств в 1774 году. Бронзовая копия украшает Казанский собор с 1805 года.

В начале 19 века была сооружена лестница, которая вела из главного здания в воспитательное училище. Благодаря президенту Академии Художеств Алексею Оленину и архитектору Константину Тону парадный вид приобрели центральные интерьеры Академии. Тон был выпускником Академии и получил задание обустроить новый конференц-зал, античную и картинную галерею. Интерьеры Тона сохранились в Академии и по сей день.

Вторая античная галерея (1836)  Г.К.Михайлов
Вторая античная галерея (1836) Г.К.Михайлов

Воспитанники Академии во время учебы постоянно участвовали в творческих состязаниях. Конкурсы проводили каждый триместр. Лучшие работы отмечали наградами, самый талантливый ученик мог рассчитывать на четыре медали: две серебряные - большую и малую и две золотые. Затем в случае успеха был конкурс на большую золотую медаль. Она была одна на выпуск: живописцам, скульпторам и архитекторам. Обладатель большой золотой медали получал право на пенсионерскую поездку заграницу за счет Академии.

Большая золотая медаль (первого достоинства) Императорской Академии художеств Гравер П. П. Уткин (1808-1852)..
Большая золотая медаль (первого достоинства) Императорской Академии художеств Гравер П. П. Уткин (1808-1852)..

Такая практика длилась несколько лет и проходила в Италии или во Франции. Пенсионер должен был отчитываться о своих творческих успехах, то есть отправлять на рассмотрение совета свои картины, чертежи, эскизы и копии произведений западного искусства.

-7

Здание в стиле классицизма Академии Художеств венчает богиня Минерва. Покровительница искусств в окружение гениев художеств была установлена на куполе в 1786 году. Но вскоре деревянная статуя была уничтожена ударом молвии. Ее сменила гипсовая скульптура, но в 1900 году, пострадавшая в пожаре статуя, была разбита при помощи лома. Просто ее снять оказалось невозможно из-за большого веса. В 2003 году на куполе появилась третья по счету Минерва.

Фото взято из открытых источников / vk.ru
Фото взято из открытых источников / vk.ru

Первоначально на третьем этаже Академии располагались жилые помещения. В наше время на третьем уровне музея хранятся макеты знаменитых зданий Санкт-Петербурга. На создание таких миниатюр уходили годы. Здесь можно увидеть нереализованные проекты, например Триумфальную арку, которую Екатерина Великая хотела установить в Санкт-Петербурге в память о победах русской армии. И то, что было разобрано или перестроено.

-9

После революции учебное заведение было упразднено. Вместо Академии открыли Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские. Учебное заведение продолжило обучать мастеров, только теперь пролетарского искусства.

Учеба не прекращалась и в блокадном Ленинграде. Художники вели летопись осажденного города, маскировали Ленинград от бомб и снарядов. Студенты и педагоги вместе с семьями перебрались из своих квартир в холодное здание Академии.

В 1944 году институту присваивают имя его выпускника - Ильи Репина. А после войны в 1947 заведению возвращают прежнее имя и статус - Академия Художеств.

Панорамный вид здания Академии художеств в Санкт-Петербурге Alex 'Florstein' Fedorov / wikipedia.ru
Панорамный вид здания Академии художеств в Санкт-Петербурге Alex 'Florstein' Fedorov / wikipedia.ru

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

И обязательно ознакомьтесь:

Как строили Казанский собор?

Казанский собор. Первый храм и проект крепостного Воронихина.

Легенды Казанского собора: массонский храм и крах династии

История Смольного собора. Как должна была выглядеть колокольня? Почему он считается долгостроем Российской империи?

Сфинксы на Университетской набережной. Самые древние существа Санкт-Петербурга. Какие легенды с ними связаны?

Медный всадник. Первый монументальный памятник в России.