Найти тему
История в Dеталях

В облаке любви и страсти. Кто и когда придумал духи

Французские духи – это словосочетание ласкает слух, вызывает ассоциации с драгоценными произведениями искусства. Как бы ни складывалась жизнь, люди во все времена готовы платить за них немалые деньги. Кажется, сам путь этих волшебных ароматов в изящных флаконах был усыпан розами и жасмином.

     Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Древнее искусство

Придумали духи не французы. Благовония активно использовались в древнем мире, когда ни французов, ни Франции ещё и в помине не было, а искусством создания ароматов владели древние египтяне, греки и римляне. Но не только они – известно, что смеси ароматических смол и эфирных масел были в ходу в древнем Китае и Аравии. Ароматы являлись весомой частью культа гармонии здорового тела и духа и были призваны подчёркивать их свежесть и чистоту. Их применяли для демонстрации личного статуса, а также для соблазнения и стимуляции сексуального влечения. Особое значение благовония имели как атрибуты богослужений, с помощью которых жрецы управляли духовным настроем своей паствы.

Сырьё для ароматических композиций применялось исключительно растительного происхождения – масла, отжатые из семян и корневищ, древесные смолы, лепестки цветов, стебли трав.

Почему европейскую парфюмерию развили французы

В Европе духи, эфирные масла и цветочные воды, а также технология дистилляции оказались благодаря возвращавшимся из крестовых походов рыцарям-крестоносцам. Теперь перед приятными ароматами стояла несколько иная задача: перебить ужасный смрад, исходящий от немытых тел и естественных выделений человеческого организма. Гигиена в Европе была не в чести, о канализации никто не слышал.

     Дастин Хоффман в экранизации романа П. Зюскинда "Парфюмер" (2006). Так выглядела средневековая парфюмерная мастерская. Фото из открытого источника
Дастин Хоффман в экранизации романа П. Зюскинда "Парфюмер" (2006). Так выглядела средневековая парфюмерная мастерская. Фото из открытого источника

Европейские парфюмеры задались целью сделать ароматы более устойчивыми, чтобы они дольше «работали» на теле и одежде. Для этого начали использовать вещества животного происхождения – мускус, выделяемый специальными железами некоторых животных, и амбру – жироподобное вещество, которое содержится в пищеварительном тракте кашалотов.

Требования к средневековым духам были невысокие: резкий сильный запах и стойкость. Удивительна причина, по которой «отцами» современной европейской да и мировой парфюмерии стали именно французы. Они начали с чистого листа, не скованные догмами, правилами и традициями, решая, по сути, бытовой вопрос избавления людей от сильного зловония. А вот у конкурентов-итальянцев было богатое наследие, оставшееся от древних римлян, во многом тормозившее прогресс отрасли.

     Производство цветочных масел духов во Франции. Кадр из экранизации романа П. Зюскинда "Парфюмер" (2006). Фото из открытого источника
Производство цветочных масел духов во Франции. Кадр из экранизации романа П. Зюскинда "Парфюмер" (2006). Фото из открытого источника

Откуда в современных духах взялась нота кожи

Изящество средневекового стильного образа особо подчеркивали кожаные перчатки, непременно щедро надушенные. Под ними подчас прятались немытые руки с неухоженными ногтями, да и кустарно выделанная кожа перчаток пахла, мягко говоря, не розами. Идея моментально завоевала огромную популярность, богатые дамы и господа обзаводились сотнями пар надушенных перчаток. Отсюда родилась традиция привносить в парфюмы ноту телячьей кожи, с успехом дожившая до наших дней. Такая нота придаёт духам удивительное магнетическое животное звучание.

Кстати, в течение нескольких веков в Европе существовал профессиональный цех (его можно сравнить с современной отраслью), объединявший парфюмеров и перчаточников.

Как духи победили блох

Известный факт: в жестоких эпидемиях чумы, «чёрной смерти», веками терзавших Европу, работники парфюмерных мастерских погибали намного реже, чем другие жители городов и деревень. Объясняется это тесным контактом с эфирными маслами, уксусами и ароматными травами, которые очень не любят насекомые, в том числе и блохи, способные переносить страшные инфекции. Людей, пропахших парфюмерией, они избегали.

     Флаконы для духов были и остаются произведениями искусства. Фото из открытого источника
Флаконы для духов были и остаются произведениями искусства. Фото из открытого источника

Ароматы тела духами больше не перебивают

Настоящим ароматным раем стал Галантный XVIII век. Парфюмерией начинают активно пользоваться мужчины, под гигиеническими процедурами теперь понимают необходимость регулярно тщательно мыться, а не перебивать естественные ароматы несвежего тела резкими сильными духами. Ароматные продукты добавляют в воду при стирке одежды, мытье тела и волос, появляются средства для полоскания рта. Сильные духи больше не в моде, ароматы становятся более утончёнными и роскошными. Теперь их стараются наносить на одежду, а не на тело. Появились особые парфюмы для интерьера, которыми напитывали обивку мебели, портьеры, гобелены и ковры.

     XVIII век. Духами тогда щедро пропитывали обстановку и одежду. Фото из открытого источника
XVIII век. Духами тогда щедро пропитывали обстановку и одежду. Фото из открытого источника

К концу XIX века духи разделяются на фруктово-цветочные дамские и хвойно-древесно-цитрусовые мужские. Позже появится разделение по сезонности и времени суток. Гендерные признаки парфюмы сохраняют и теперь, но стоит признать, что они всё больше утрачивают свои границы.

Еда
6,93 млн интересуются