Привет!
Это ВелоСтрана — сеть велосипедных магазинов и мастерских.
В этой статье мы помогаем вам выбрать велосипед, который выдержит большой вес.
Если вам интересно разобраться во всех компонентах, от которых зависит прочность велосипеда, то прочитайте статью целиком. Мы подробно разобрали все самые важные узлы, материалы и особенности конструкции.
Если вы не готовы разбираться во всех нюансах, то в конце статьи вы можете найти подборку велосипедов, которые подойдут под вашу задачу.
Потребуется консультация — мы с радостью поможем! Все контакты ВелоСтраны вы можете найти там же, в самом низу странички.
Какой вес выдерживает велосипед?
Максимальный вес, который выдерживает велосипед, производители указывают в паспорте велосипеда.
Обычно велосипеды выдерживают до 110-120 кг.
Вот пара примеров из паспортов велосипедов известных брендов:
А что делать, если:
– вы собираетесь в велопоход и нужно хорошенько нагрузить велосипед?
– вы крепкий человек с весом более 120 кг?
Для этой задачи нужен прочный велосипед!
Прочность велосипеда определяется его компонентами
Компоненты велосипеда можно разделить следующим образом:
- Рама велосипеда
- Навесное оборудование:
– колеса
– вилка
– трансмиссия
– кокпит (руль, вынос, подседельный штырь)
Рама велосипеда может быть стальной, алюминиевой или карбоновой
От материала рамы зависит ее прочность.
Большинство велосипедов на рынке – это сталь (hi-ten) и алюминий.
Реже встречаются рамы из карбона и хром-молибденового сплава стали (Cro-Mo).
Также в природе существуют рамы из титана и даже бамбука, но такие редкие варианты мы не будем рассматривать в этой статье.
Стальная (Hi-ten) рама не подойдет для тяжелого велосипедиста
- Сталь — относительно мягкий материал
При интенсивном вращении педалей стальная рама заметно «гуляет» и съедает часть ваших усилий.
Жесткость — это важная особенность материала рамы велосипеда. При вращении педалей, особенно стоя, нагрузка на велосипед приходится неравномерная, поэтому рама реагирует на эти усилия по-разному, в зависимости от материала.
Именно поэтому для шоссейных гонок используются алюминиевые или карбоновые велосипеды. Они жестче и эффективнее передают усилия.
Приятный эффект мягкости стали — это гашение вибраций, которые приходят от колёс. На стальной раме вы будете меньше ощущать неровности, чем на алюминиевой.
Если ваш вес менее 80 килограмм, вам будет достаточно комфортно кататься на стальном велосипеде. Даже с багажниками и сумками вы можете не переживать за прочность.
Если ваш вес более 100 кг, стальная рама будет заметно отнимать ваши усилия при вращении педалей. Это не очень критично для неспешного катания в парке, но если вы планируете ездить на работу, то алюминиевая рама заметно сэкономит ваши усилия в пути.
- Качество сварки стальных рам зачастую низкое, поэтому есть риск образования трещин
- Сталь (Hi-ten) подвержена коррозии, что может привести к поломке рамы
Кстати, велосипеды из стали самые тяжелые и весят от 17 кг.
Стальная (Cro-Mo) рама подойдет под задачу, но это достаточно дорогой вариант
Рамы из хром-молибденового сплава (Cro-Mo) имеют схожие свойства с Hi-ten сталью, но они прочнее, легче и устойчивее к коррозии.
Прочность хром-молибденового сплава в 2,5 раза выше, чем стали (Hi-ten). Такая рама устойчива к нагрузкам, поэтому без проблем выдержит большой вес велосипедиста.
Хром-молибден, как и Hi-ten сталь, хорошо гасит вибрации и прост в ремонте. Поэтому рамы из него делают чаще для туристических велосипедов, BMX и MTB для экстремального катания. Для массового сегмента горных велосипедов Cro-Mo — слишком дорогой материал, поэтому такие велосипеды встречаются только в высоких ценовых сегментах.
Если вы рассматриваете BMX или MTB для экстремального катания, то выбирайте велосипед именно из Cro-Mo стали. Причем все элементы велосипеда должны быть из хром-молибдена: рама, вилка, руль, оси втулок, шатуны, оси педалей.
Велосипед на Cro-Mo раме обладает высокой прочностью и небольшим весом, что хорошо подходит для тяжелого ездока. Единственный минус: стоимость таких велосипедов примерно в 1,5 раза выше алюминиевых при равном оснащении.
Алюминиевая рама хорошо подойдет велосипедистам с большим весом: она жестче и легче стальной
Алюминиевые рамы легче и жестче стальных, меньше подвержены коррозии.
Жесткий алюминий в сравнении с мягкой сталью практически не гасит вибрации от колес, зато не съедает усилия.
Но в сравнении со сталью алюминий быстрее накапливает усталость.
Усталость металла – процесс постепенного накопления повреждений материала под действием переменных напряжений. Приводит к изменению свойств, образованию трещин, их развитию и разрушению детали.
К алюминиевым рамам применяются современные технологии для увеличения их прочности: формовка труб и баттинг. Такие инженерные решения позволяют усилить раму в нагруженных узлах и при этом не утяжелить её.
Велосипеды на алюминиевой раме хорошо подходят райдерам с большим весом: они жестче и легче стальных. Широкий выбор в разных ценовых сегментах позволит подобрать велосипед под вашу задачу и планируемый бюджет.
Для выбора прочной алюминиевой рамы обратите внимание на следующие узлы: стакан рулевой колонки, элементы усиления, крепление колеса
- Стакан рулевой колонки конической формы прочнее, чем прямой
Прямой стакан — это просто труба (цилиндр) диаметром 1 дюйм, 1 ⅛ дюйма или 1,5 дюйма.
Конический стакан отличается тем, что диаметр снизу больше, чем сверху. Благодаря такой конструкции увеличивается площадь соединений труб, что повышает прочность узла. Поэтому конический стакан будет лучшим вариантом для экстрима или большой нагрузки.
- Перемычки между перьями рамы — элементы ее усиления, которые добавят прочности раме велосипеда
Перемычки находится между перьями заднего треугольника рамы велосипеда.
- Крепление колеса может быть на эксцентрик или на сквозную ось
Оба варианта подходят для тяжелого райдера, но применяются для разных стилей катания.
Сквозная ось имеет диаметр 15 мм для переднего и 12 мм для заднего колеса. Такая конструкция жестче эксцентрика и подойдет для агрессивного катания.
Оси втулок под эксцентрик имеют диаметр 9 мм спереди и 10 мм сзади. Этот тип крепления подойдет для прогулочного катания или поездок по городу и легкой пересеченной местности.
Карбоновая рама – отличный вариант, но самый дорогой
Карбоновые рамы сочетают в себе все плюсы стали и алюминия. Они легкие, прочные, хорошо гасят вибрации и не поддаются коррозии.
Для крупного человека карбоновая рама будет хорошим решением. Но цена карбонового велосипеда будет в 2 раза выше алюминиевого при равном оснащении.
Такой велосипед будет актуален для спортивных задач. Для простого катания по парку это станет не самым оправданным вложением средств.
Стоит учитывать, что карбоновый велосипед лучше приобретать от известного производителя, чтобы не столкнуться с некачественным карбоном.
Навесное оборудование влияет
на прочность и надежность велосипеда
не меньше, чем рама
Навесное оборудование — это:
- колеса
- вилка
- трансмиссия
- тормоза
- кокпит (руль, вынос, подседельный штырь)
Колеса. Чтобы выбрать велосипед с прочными колесами, обратите внимание на каждый компонент колеса
Прочность колеса зависит от качества основных компонентов: обода и втулки.
Не менее важно и натяжение спиц: именно они принимают на себя нагрузку и удерживают правильную форму колеса.
Также на прочность колеса косвенно влияет его диаметр.
- Обод должен быть из алюминия и иметь двойной профиль
Чем обод шире, тем он будет прочнее.
- Втулки лучше выбирать из алюминия
Втулки велосипеда со стальными корпусами мы не рекомендуем, потому что они по многим параметрам менее надежны, чем литые алюминиевые.
Подробно про втулки: «Как устроены втулки велосипеда: типы и стандарты»
Отличить стальную клепаную втулку можно по наличию щелей между корпусом и фланцем:
- Прочность колеса определяет натяжение спиц
Не забывайте периодически проверять натяжение. Это можно сделать вручную, прощупав пальцами каждое перекрестие. Для точного замера и протяжки обратитесь в мастерскую.
Адреса мастерских
- Диаметр колеса косвенно влияет на его прочность
На данный момент актуальны колеса диаметром 27,5 и 29 дюймов (обозначается — ″).
Популярный ранее размер колес 26″ встречается на подростковых и некоторых горных велосипедах начального класса.
Колеса диаметром 29″ легче преодолевают препятствия, обладают большим пятном контакта и накатом, но уступают в маневренности 27,5” и 26”.
Рекомендуем колеса диаметром 27.5”. При одинаковом качестве комплектующих 29” колеса будут менее устойчивы к боковой нагрузке, которую испытывает колесо при поворотах и проезде препятствий. Это свойство называют торсионной жесткостью.
При нагрузке на велосипед до 150 кг вполне можно рассматривать велосипеды на 29″ колесах, стоимостью от 35-40 тысяч рублей (актуально на май 2023 года).
Если нагрузка на велосипед более 150 кг, рекомендуем выбирать колеса с широкими ободами. Такие обода ставят на велосипеды, к примеру, для трейлового катания.
Чек-лист для выбора велосипеда с прочными колесами:
- алюминиевый обод с двойным профилем
- втулки с литым алюминиевым корпусом
- диаметр 27,5 приоритетнее, чем 29 дюймов
Вилка для тяжелого велосипедиста: мягкая (амортизационная) и жесткая (ригидная)
Важные параметры, которые влияют на надежность и корректную работу амортизационной вилки – конструкция штанов, диаметр ног, тип пружины и настройки.
- Вилка должна иметь монолитные алюминиевые штаны
В простых моделях горных велосипедов можно встретить амортизационные вилки со сварными стальными штанами. «Горилла» (перемычка между штанами вилки) будет к ним попросту приварена.
Сварная конструкция обладает меньшей жесткостью и устойчивостью к нагрузкам, чем монолитная деталь.
- Оптимальным выбором будет вилка с воздушной пружиной и масляным демпфером.
Воздушная пружина, в отличии от стальной витой пружины, позволяет настроить вилку под свой вес за счет подкачки специальным насосом.
Подробнее про насосы для вилок и амортизаторов:
«Воздушная вилка и амортизатор велосипеда — чем накачать? Чем насос высокого давления отличается от насоса для колёс велосипеда?»
Кроме воздушной пружины в вилке должен быть масляный демпфер, который имеет настройку отскока. Эта настройка будет важна для корректной работы вилки под большой нагрузкой.
Если ваш выбор пал на велосипед с жесткой (ригидной) вилкой, то предпочтение стоит отдавать стальным и карбоновым моделям.
Стальные и карбоновые вилки будут лучше гасить вибрации, чем алюминиевые.
Чек-лист для выбора велосипеда с надежной амортизационной или ригидной вилкой:
- монолитные алюминиевые штаны
- воздушная пружина
- регулировка отскока
- жесткую (ригидную) вилку выбирайте из стали или карбона
Трансмиссия. Выбираем велосипед с прочными компонентами трансмиссии
При выборе велосипеда особое внимание нужно уделить шатунам, цепи, кассете, диапазону трансмиссии и педалям.
- Рекомендуем выбирать алюминиевые шатуны с полой осью
Алюминиевые шатуны прочнее, чем стальные. Отличить их можно по форме: стальные обычно более тонкие. Ну и магнитик — лучший друг на такие случаи.
Конструкция шатунов с интегрированной полой осью диаметром 24 мм жестче и надежнее, чем, к примеру, шатунов со стандартом оси «под квадрат».
Будьте внимательны:
иногда производители маскируют стальные шатуны под алюминиевые, «оборачивая» стальной шатун пластиком.
Такой пример — на последнем фото в галерее ниже
- Цепи встречаются разного качества. Лучшим выбором будут цепи от производителей KMC, Shimano и Sram.
Дешевые цепи лучше обходить стороной. При нагрузке они могут рваться или быстрее растягиваться, изнашивать ведущие звезды и звезды кассеты. Их замена выйдет дороже, чем качественная цепь.
- Задний блок звезд бывает двух видов: кассета и трещотка.
Трещотка — менее надежный механизм, чем кассета.
Кроме того, из-за конструктивной особенности втулки под трещотку значительно уступают в прочности втулкам под кассету.
Подробнее в видео: «КАССЕТА или ТРЕЩОТКА? Как отличить? Что лучше?»
Строго рекомендуем выбирать велосипед с кассетой. Трещотки для тяжелого ездока не подходят.
- Диапазон трансмиссии должен быть широким, чтобы при катании снизить нагрузку на колени
Лучше рассматривать варианты с 2-мя, 3-мя звездами спереди и не менее 8-9 звезд сзади. Или системы с 1 ведущей звездой, но с большой кассетой сзади: на 10, 11 или 12 скоростей.
- Педали на велосипедах устанавливаются очень низкого качества: из хрупкого пластика, с маленьким размером платформы и плохим зацепом
Хорошие педали заметно меняют ощущения от велосипеда.
Выбирайте педали с широкой платформой из алюминия или нейлона, на пром подшипниках и с осью из Cro-Mo стали.
Подробнее о выборе педалей: в нашем Телеграм канале
Чек-лист для выбора велосипеда с прочными компонентами трансмиссии и привода:
- шатуны алюминиевые с полой осью
- цепь от ведущего производителя
- кассета, а не трещотка
- широкий диапазон передач
- педали из алюминия или нейлона на промах и Cro-Mo оси
Тормоза. Дисковые гидравлические тормоза эффективнее и безопаснее для тяжелого велосипедиста
Гидравлические тормоза эффективнее механических. В гидравлических тормозах усилие передается от тормозной ручки к колодками с кратным увеличением за счет свойств гидравлической системы.
Дисковые тормоза любого типа безопаснее ободных тормозов, потому что их работа не зависит от погодных условий.
Выбор бренда тормозов также важен, потому как не все производители делают качественную гидравлику. Обратите внимание на Shimano или Tektro.
Механические тормоза менее эффективны, чем гидравлика. Однако отказываться от механических тормозов не стоит, потому что есть мощная механика, например Avid BB7 или TRP Spyre/TRP Spyke.
Тормозные диски (роторы) диаметром 180 мм или 203 мм меньше подвержены перегреву, чем 160-е. Выбор тормоза с диском большего диаметра повысит безопасность езды.
Кокпит. Руль, вынос и подседельный штырь велосипеда должны быть прочными
Кокпит велосипеда, а именно: руль, вынос и подседельный штырь, должны быть из алюминия или карбона. Такие компоненты будут прочнее и легче стали.
Обратите внимание, чтобы рамки седла крепились к подседельному штырю одним или двумя болтами. Среди бюджетного сегмента распространены крепления на двух гайках — это ненадежная конструкция.
Длина подседельного штыря велосипеда зависит от размера рамы. Если рама велосипеда вам мала, то вам придется поднимать седло на всю длину подседельного штыря. Это может привести к поломке рамы велосипеда и травмам.
Обратите внимание, что обычно на подседельном штыре нанесена отметка, выше которой его поднимать нельзя.
Велосипед для человека с большим весом может быть любого типа, но подобран с учетом рассмотренных выше компонентов
В статье мы разобрали все критерии выбора велосипеда для человека с большим весом.
Опираясь на них, вы сможете выбрать желаемый тип велосипеда: это могут быть горные, шоссейные, городские, комфортные или экстремальные байки.
Самой большой концентрацией необходимых компонентов будут обладать горные велосипеды. В частности: кросс-кантрийные, трейловые велосипеды и фэт-байки.
Велосипед Format 5232 29 (2023) — хороший пример, где собраны все необходимые компоненты и технологии:
• Cro-Mo рама с коническим рулевым стаканом и перемычками между задними перьями
• Cro-Mo вилка
• колеса 29″ на двойных алюминиевых ободах с креплением на ось
• алюминиевые шатуны на полой оси
• втулки с литым алюминиевым корпусом
• удобный диапазон трансмиссии, чтобы забраться в горку и разогнаться на прямой
• подседельный штырь с зажимом рамок седла на 2 болта
Дисковые механические тормоза могут оказаться слабоваты для нашей задачи, поэтому со временем их можно будет заменить на гидравлику или более мощную механику Avid BB7 или TRP Spyke.
Если вы планируете приобрести двухподвес,
не рассматривайте варианты до 100 тысяч рублей
Стоимость двухподвеса в необходимом оснащении превышает 100 тысяч рублей (по состоянию на май 2023).
Но встречаются и двухподвесы по привлекательной цене – от 20 до 100 тысяч рублей. Такие велосипеды не подходят для экстремального катания или тяжелых людей потому что собраны на менее прочных и надежных компонентах.
Подборка хороших велосипедов для крупного велосипедиста
Городской велосипед
Шоссейные велосипеды
Гравийные велосипеды
Туристические велосипеды
Горные велосипеды
Велосипед можно купить у нас со скидкой по промокоду для наших подписчиков.
Подробные условия здесь: промокоды на скидки
Над статьёй работали:
Трухин Семён, эксперт ВелоСтраны — поделился знаниями
Зятькова Екатерина, автор ВелоСтраны — исследовала и написала
Ермаков Игорь, SMM и редактор ВелоСтраны — отредактировал
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить классные статьи и новости из велосипедного мира!
Стараемся быть полезны для вас,
Сеть магазинов велосипедов: ВелоСтрана.ру
Сеть веломастерских: ВелоМастерская.ру
на связи с вами по телефону
8(800)100-22-33
и в мессенджерах:
Телеграм
WhatsApp
ВКонтакте
Присоединяйтесь к нам на других площадках: