Найти в Дзене
AutoView

Как менялись размеры автомобилей в рамках своего класса (от А до F) за десятилетия

Оглавление

Представьте себе: вы готовы купить машину и хотите получить максимум за свои деньги. Новый автомобиль? Или подержанный, но классом выше? Этот вопрос мучает почти каждого покупателя. Ведь на вторичном рынке за ту же сумму можно найти машину с большим комфортом, лучшей динамикой и более богатым оснащением.

Но что вообще значит «автомобиль выше классом»? Разделение на категории – вроде привычных А, С или D-класса – кажется логичным, но на деле система далека от идеальной. Более того, единой классификации попросту не существует.

Чаще всего используют систему, предложенную в 1999 году Европейской экономической комиссией. Она делит автомобили на девять категорий:

  • Легковые машины (от компактных A-класса до представительских F-класса).
  • Кроссоверы и внедорожники (J-класс).
  • Минивэны и универсальные модели (M-класс).
  • Спорткары (S-класс).

Основной параметр, определяющий класс, – длина кузова. Но даже в официальных документах сказано: «Границы между сегментами размыты». И это правда. Ведь кроме размеров на позицию автомобиля влияют цена, престиж, оснащение и даже маркетинговые уловки.

Что это значит для вас? Не стоит слепо полагаться на буквы в классификации. Гораздо важнее ориентироваться на реальные характеристики – комфорт, технические возможности и ваши потребности. Иногда компактный и дорогой автомобиль может предложить больше, чем крупный, но бюджетный. А иногда подержанная машина премиум-сегмента окажется выгоднее нового, но более скромного аналога.

Когда речь заходит о классификации автомобилей, кажется, что все должно быть просто: «А-класс, В-класс, С-класс» – всё понятно. Однако на самом деле в мире нет единой системы, и даже в Европе всё не так однозначно. Например, известная программа EuroNCAP, которая оценивает безопасность автомобилей, делит их на категории по-разному, в том числе разделяя кроссоверы и минивэны в зависимости от их размеров.

А в США классификация вообще может удивить. Там, например, крупные европейские седаны, относящиеся к D-классу, могут быть оценены как «среднеразмерные» автомобили. И основной параметр в США – не длина, а общий объём пассажирского и грузового пространства.

И это ещё не всё. В разных странах свои собственные правила. В Индии, Китае, Японии классификация автомобилей строится по разным причинам. Японский класс «кэйдзидося» (кей-кары) – яркий пример. Эти компактные автомобили имеют строгие ограничения по размерам, объему и мощности двигателя. Почему? Всё дело в плотности населения и перегруженности дорог. Но таких машин покупка выгодна – они освобождены от налогов и не требуют наличия личного парковочного места.

Так что вы уже наверняка понимаете: глобальное единство в классификации автомобилей невозможно. И это не просто бессмысленно – это и сложно, и не нужно. Впрочем, давайте взглянем на наиболее известную европейскую классификацию и убедимся, как она «трещит по швам», несмотря на свою кажущуюся простоту.

А-класс

Типичные представители: Fiat 500, Peugeot 108, Chevrolet Spark

Когда мы говорим об А-классе, то чаще всего имеем в виду компактные автомобили, которые идеально подходят для городской жизни. И, на самом деле, это самый «честный» класс. Ведь для него главное – это соблюдение строгих габаритов. Именно компактность в сочетании с достаточно вместительным салоном и хорошим оснащением делает такие машины популярными.

Но вот парадокс: хотя А-класс — это по сути символ миниатюрных автомобилей, в Европе они востребованы, а вот в США и России его не особо понимают. В Америке таких машин попросту нет нужды, а в России покупатель, как правило, не готов платить почти столько же, сколько за «нормальный» автомобиль, за машину такого размера. В Европе же, с её плотной городской застройкой, ограниченными парковками и налогами, маленькие автомобили – это настоящее спасение.

Но если взглянуть на А-класс сегодня, то даже он изменился. Габариты автомобилей этой категории значительно выросли за несколько десятилетий. Например, Fiat 500 – это яркий представитель А-класса, и на первый взгляд он кажется маленьким, но на самом деле его длина составляет 3 546 мм. Для сравнения, его предшественник, Fiat 500, который выпускался с конца 50-х до середины 70-х, был на 50 см короче – всего 2 970 мм! Для автомобиля такого размера это колоссальная разница, а Fiat 500 вырос на 20% за этот период.

-2

Ещё один яркий пример – это Mini. Оригинальный Morris Mini, который появился на свет в 1959 году, был чуть больше чем Fiat 500, но всё равно достаточно компактным – его длина составляла 3 054 мм. Это было идеальное решение для тесных городских улиц и парковок.

Но как только на сцену вышло первое поколение современного Mini в 2000-х годах, его длина уже составляла 3 630 мм. Это на 576 мм больше, чем у оригинала. Важно отметить, что современная, третья версия Mini – это уже машина длиной 3 821 мм, то есть, с годами компакт стал длиннее на целую четверть! И вот тут начинается интересное: фактически Mini уже вышел за пределы своего класса. Ведь 3,8 метра – это уже территория автомобилей сегмента B, то есть чуть более крупных машин.

-3

В-класс

Типичные представители: Ford Fiesta, Volkswagen Polo, Skoda Fabia

Если есть класс, который можно назвать «автомобильной фальсификацией», то это, без сомнений, В-класс. Изначально сюда относились компактные машины длиной до 4,1 метра – такие маленькие, но вполне вместительные хэтчбеки, которые любили в Европе и которые нередко покупали в России для дочерей и жен. Эти автомобили имели всё, что нужно для городской жизни: компактные размеры, пять сидений и даже какой-никакой багажник.

Но на российском рынке В-класс стал постепенно исчезать. Причина проста: по сравнению с недорогими седанами, которые более «престижны», эти машины стали проигрывать в глазах покупателя. В то время как в Европе компактные автомобили остаются популярными, в России предпочтение часто отдаётся седанам, несмотря на их больший размер.

Но всё же В-класс продолжает жить на европейском рынке. Модели вроде Opel Corsa, Peugeot 208, Skoda Fabia, «настоящий» Volkswagen Polo регулярно обновляются и остаются востребованными. Несмотря на своё компактное предназначение, размеры этих автомобилей остаются вполне разумными: например, актуальная Skoda Fabia не превышает 4 метров в длину, а такие модели как Ford Fiesta и Volkswagen Polo лишь на несколько сантиметров длиннее.

Но, как это часто бывает, рынок диктует свои правила. Потребители стали искать недорогие седаны, и производители быстро отреагировали на запросы. Вскоре на рынок высыпались модели, которые казались настоящими «переростками»: это были хэтчбеки вроде Peugeot 206 и Ford Fiesta, к которым приварили отдельный багажник. Модели вроде Hyundai Solaris, Kia Rio, Renault Logan и Volkswagen Polo Sedan, несмотря на свои компактные размеры, начали конкурировать с более крупными автомобилями класса C. Почему? Потому что они почти догнали седаны С-класса по размерам, но маркетологи, не желая ставить их рядом с более дорогими моделями, не пустили их в этот сегмент.

-4

С развитием рынка и изменением запросов покупателей появилось новое, вынужденное понятие – В+. Этот класс объединил автомобили, которые по своим размерам оказались слишком большими для традиционного В-класса, но слишком дешёвыми и непрестижными для более высокого С-сегмента. И среди них есть настоящие «крепыши», которые по размеру могут составить конкуренцию современным машинам С-класса. Например, седаны Ford Focus третьего поколения, которые всё ещё можно найти в салонах, имеют длину чуть больше 4,5 метра (4 534 мм). Skoda Rapid, в свою очередь, чуть короче – 4 483 мм, но тоже близка к этому порогу.

Посмотрев на ретроспективу этого сегмента, легко заметить, как сильно выросли автомобили. На примере Volkswagen Polo видно, как с каждым поколением машина становилась длиннее: с 3,6 метра в первом поколении в середине 70-х до 3,7 в третьем, 3,9 в четвёртом и, наконец, до целых 4 метров в шестом поколении. Это реальный показатель того, как менялись предпочтения и требования потребителей.

Но несмотря на явное увеличение размеров, В-класс всё ещё остаётся в рамках разумного. Компактность по-прежнему является одним из важнейших критериев при выборе автомобиля в этом сегменте. Так что, даже несмотря на тенденцию к росту, автомобили этого класса всё ещё сохраняют ту самую суть – удобство, экономичность и небольшой размер.

С-класс

Типичные представители: Volkswagen Golf, Ford Focus, Toyota Corolla

С-класс автомобилей, с одной стороны, давно стал частью привычной автомобильной картины, а с другой – его история не лишена особенностей, характерных для более молодых сегментов. С одной стороны, С-класс можно считать уже вполне сформировавшимся, и его долгая история лишь подтверждает этот статус. Среднеразмерные автомобили по европейским меркам обычно выпускались как в кузове хэтчбек, так и в традиционном «седане». Однако история американского автомобилестроения дала нам другой взгляд на эти автомобили. В США они были признаны «слишком малыми», чтобы называться среднеразмерными, и именно поэтому в Северной Америке автомобили этого сегмента продолжают оставаться компактными семейными машинами. Специалисты EuroNCAP также поддерживают такой подход, именуя машины этого размера «компактными семейными».

Современные представители С-класса имеют длину около 4,5–4,6 метров, как, например, Ford Focus, Hyundai Elantra, Toyota Corolla и другие. Однако, когда речь идёт о различии между хэтчбеками и седанами, стоит учитывать одну особенность. Несмотря на одинаковую колесную базу, хэтчбеки, как правило, оказываются короче своих седанов. Например, разница между Volkswagen Golf и Jetta составляет целых 40 сантиметров: у хэтчбека длина всего 4 258 мм, а у седана — 4 659 мм. И всё это при том, что колесная база у Jetta всего на 3 сантиметра длиннее. Более того, такая модель, как Skoda Octavia, вообще «заглядывает» в более высокий сегмент D, имея длину 4 670 мм.

-5

Когда-то представление о «среднеразмерном» автомобиле было совсем другим. Вспомните тот же Volkswagen Golf: в первом поколении его длина составляла всего 3,8 метра. Это меньше, чем многие машины нынешнего В-класса! Серьезный рост габаритов пришел лишь с третьим поколением в девяностые годы, когда длина Гольфа впервые преодолела отметку в 4 метра.

Затем, с развитием модели, размеры продолжали расти. Четвертое поколение достигло 4,15 метра, а пятое – уже 4,2 метра. Сегодняшний Volkswagen Golf, с его длиной 4 258 мм, выглядит уже как вполне солидный представитель С-класса. Конечно, Golf — это не абсолютный эталон, но его эволюция наглядно показывает, как в девяностые и двухтысячные годы начали стремительно расти габариты автомобилей, меняя наше восприятие «среднего» размера.

-6

В классе С встречаются довольно необычные автомобили. Например, современный Nissan Almera, который длиной 4 656 мм, больше, чем старые представители класса D, такие как Ford Mondeo первого поколения! Причем машины не только сравнимы по длине, но и по колесной базе: у Ford она составляет 2 704 мм, у Nissan – 2 700 мм.

Интересно, что в первом поколении Almera была значительно короче – всего 4 210 мм, но всё равно оставалась частью С-класса. Современная российская Almera, по сути являющаяся Nissan Sylphy, с момента появления в 2000 году едва не достигла 4,5 метров в длину. Важным изменением стало увеличение колесной базы на 7 сантиметров по сравнению с Renault Logan, что позволило Almera «прыгнуть» в класс В+. Несмотря на это, по цене и оснащению она остаётся типичным бюджетным автомобилем, похожим на Logan, Hyundai Solaris и другие.

-7

Еще один пример разработки машины «на вырост» — французские седаны от PSA: Peugeot 408 и Citroen C4. Платформу PF2, на хэтчбеках которой колесная база составляла чуть больше 2,6 метра, растянули на 10 см, получив 2 710 мм и общую длину седанов свыше 4,6 метра (у Peugeot 408 — почти 4,7 метра).

Дополнительную путаницу в классификацию вносят премиальные бренды. Яркий пример — Mercedes-Benz C-класса. Многие считают, что буква «С» однозначно указывает на сегмент, но существует гипотеза, что она обозначает «Comfortklasse», хотя в немецком языке слово «комфорт» пишется с заглавной «K» (Komfort), что делает эту теорию сомнительной. Впрочем, компактные премиальные седаны, такие как первая «цешка» и её предшественник W201, принадлежат не к С-классу, а к более престижному D-классу, хотя по размерам часто попадают именно в С. И это ещё не вся путаница...

D-класс

Типичные представители: Volkswagen Passat, Toyota Camry, Mercedes-Benz C-class

Дальше – веселее. Сегмент D включает «крупные семейные автомобили» по европейской классификации, которые в США считаются «среднеразмерными». Как американская система воспринимает более мелкие премиальные модели? Пропускает это, ведь разделение здесь основывается не на длине кузова, а на его грузопассажирском объёме. Современные автомобили D-класса обычно длиной 4,7–4,8 метра. Например, Volkswagen Passat имеет длину 4 767 мм.

Но многие стремятся к большему. Skoda Superb — 4 861 мм, а Ford Mondeo ещё длиннее на сантиметр! Примечательно, что новейший Mercedes E-класса длиной 4 932 мм всего на 6 см длиннее «семейного» Форда. Первое поколение Mondeo, в начале 2000-х, было короче 4,5 метров, несмотря на тенденцию к увеличению габаритов.

Наглядный пример даёт Volkswagen. В первом поколении Passat, появившемся в начале 70-х, длина была чуть меньше 4,2 метра – меньше, чем у современных бюджетных седанов B-класса. Во втором поколении Passat стал заметно длиннее, а с каждым последующим поколением габариты продолжали расти. Например, Passat B5 приближался к 4,7 метра, а B6 сразу прыгнул до 4 765 мм. Таким образом, модель за годы увеличила свою длину более чем на полметра!

-8

Премиальные машины всегда играли по своим правилам. Когда-то никто не думал, что одним из лидеров класса D в России станет Kia с моделью Optima, а Mercedes спокойно выпускал свой C-класс. Однако с 1993 года, когда появился первый W202, C-класс вырос с 4 487 мм до 4 686 мм у текущего W205, прибавив 20 сантиметров.

А вот первый E-класс в кузове W124, появившийся в 1984 году, имел длину 4 740 мм, что всего на 5 сантиметров больше нынешнего W205. И самое ироничное — колесная база W205 больше на 4 сантиметра: 2 840 мм против 2 800 мм у W124.

-9

Е-класс

Типичные представители: Audi A6, Mercedes-Benz E-class, BMW 5 series

Фактически флагманский класс для езды без наемного водителя – это сегмент Е, известный у нас как «бизнес-класс». В США его называют «полноразмерным», а в Европе – «executive cars». Эти машины обычно ограничены пятиметровой длиной, хотя встречаются и более крупные седаны, как Chrysler 300C с длиной 5 044 мм. Есть и более странные примеры, как Chevrolet Impala, который, имея 5 113 мм, формально относится к Е-классу, но назвать переднеприводный автомобиль с 200-сильным мотором «представительским» рядом с Mercedes, BMW или Maserati Ghibli можно только фанату марки.

История сегмента Е развивалась по той же стратегии постепенного роста. Например, Mercedes E-класса, начав с 4 740 мм в первом поколении, дошёл до 4 923 мм в пятом, прибавив 4-6 см с каждым поколением. BMW «пятерка» тоже увеличивалась постепенно: начиная с 4 620 мм в E12 в 70-х, она дошла до 4 936 мм в последнем поколении G30.

В США ситуация была другой. Американские автомобили, такие как Cadillac DeVille, до топливных кризисов 70-х годов были гораздо длиннее: DeVille превышал 5,7 метра! Однако в 80-е годы его длина сократилась до 5,25 метра и оставалась такой до конца 2000-х.

F-класс

Типичные представители: Mercedes-Benz S-class, Jaguar XJ, Bentley Mulsanne

Этот сегмент – самый дорогой и самый свободный: нет формальных ограничений по максимальным габаритам, цене или объему внутреннего пространства. С учетом отсутствия верхней границы и известной нижней отметки в 5 метров, трудно отслеживать чёткие тенденции в его развитии, особенно когда они не всегда совпадают с тем, что мы видели в других классах.

В Америке выделить сегмент «ультралакшери» практически невозможно, поскольку всё дорогое и роскошное обычно относилось к обычным фулл-сайзам. Что касается современного сегмента, его развитие было неравномерным. Например, рост мерседесовского S-класса не был постоянным: после первого поколения с длиной 4 960 мм и второго — 5 019 мм, вышел W140, длина которого составила 5,1 метра. Последующие поколения сначала уменьшились в размерах, а затем снова начали расти, оставаясь в пределах 5,2 метра для стандартных версий, а для длиннобазных – превышая эту отметку.

-10

Что будет дальше?

Даже наше поверхностное обзорное изучение прошлого и настоящего автомобильной промышленности показывает, что тенденция к росту размеров автомобилей в пределах класса постепенно снижается. Габариты новых поколений уже не всегда оказываются больше, чем у предшественников – иными словами, мы уже близки к логическому пределу дальнейшего укрупнения машин.

А вот страсть производителей к смешению сегментов, пожалуй, сохранится и в обозримом будущем. Сейчас мы наблюдаем не только рождение новых классов машин, вроде четырёхдверных купе и купе-кроссоверов, но и постепенное проникновение новых моделей на более высокие уровни. Корейские бренды уже прочно обосновались в D-классе и постепенно осваивают сегмент F, хотя пару десятков лет назад это и представить было нельзя. Следующие на очереди – китайцы. Учитывая их прогресс за последние 20 лет, укрепление позиций в массовых сегментах – лишь вопрос времени. А там, глядишь, и в премиум замахнуться можно…

А если Вы хотите быть в курсе последних автомобильных новинок, интересных фактов и практичных советов, обязательно подпишитесь на мой канал. Так же рекомендую ознакомиться с другим моим материалом 👇