Найти в Дзене
AutoView

Самые странные и необычные допы от дилера для автомобилей прошлого и настоящего.

Оглавление

Как часто нас охватывает гнев, когда при покупке нового автомобиля дилер настаивает на дополнительных опциях, будто сам не верит в их ценность. Сетка в решетку радиатора за 20 тысяч рублей или коврик в багажник за семь — такие предложения порой заставляют подумать, что тебе пытаются продать что-то ненужное, а то и вовсе надувают. Однако стоит признать: продажи «допов» — это не просто бизнес-ход, а целая система, которая всегда приносила дилерам стабильный доход. И пусть не все из этих дополнений вызывали восторг, некоторые были действительно полезными и до сих пор стоят внимания. Так давайте посмотрим, как менялась эта практика: какие аксессуары добавляли в автомобили раньше и чем сегодня можно удивить покупателя у дилера.

А теперь – повышенная

Когда-то, в далёкие годы, трёхступенчатые механические коробки передач были стандартом. Американцы, например, на своих Паккардах и Студебеккерах в 1930-е годы уже использовали синхронизированные коробки, но всё равно, в большинстве случаев, обходились трёхступенчатой трансмиссией. Однако, постепенно владельцы таких мощных автомобилей с восьми- и двенадцатицилиндровыми моторами, объём которых достигал 5-6 литров, начали осознавать, что расход топлива слишком велик для путешествий по бескрайним просторам Штатов. Это привело к появлению необычного дополнительного оборудования, предназначенного для экономии — так, на Паккардах появилась повышающая передача.

Packard 1937
Packard 1937

Но, конечно, это не была просто четырёхступенчатая коробка вместо трёхступенчатой — всё было гораздо сложнее. В дополнение к стандартной коробке устанавливался специальный мультипликатор, который размещался между коробкой передач и сцеплением. Эта система активировалась только на третьей передаче, и если водитель хотел сэкономить топливо, ему нужно было всего лишь нажать кнопку, активируя повышенную передачу. Странная, но интересная опция, не правда ли?

А вот на Паккардах тех лет можно было встретить ещё одну весьма необычную опцию — систему Packard Ride Control. Она позволяла регулировать жёсткость амортизаторов, но в отличие от современных решений, здесь не было кнопочек. Вместо этого водитель должен был тянуть специальный тросик, который ограничивал ход амортизаторов. Технологии прошлого иногда поражают своей изобретательностью, не так ли?

Всем тепла!

Отопитель в автомобилях — это не просто гаджет, который мы воспринимаем как неотъемлемую часть комфорта. На самом деле, он прошёл долгий путь эволюции. Вначале, когда машины использовали термосифонные системы охлаждения, отопитель вообще не мог работать без помпы охлаждения. Тогда водители сталкивались с выбором: либо согреваться за счёт отработанных газов, либо ставить автономный отопитель.

Первая массовая печка появилась почти сто лет назад на американских машинах, но интересно, что она была не встроенным элементом, а опцией, которую можно было установить отдельно. Как правило, это был радиатор с дополнительной помпой, установленный где-то у ног пассажира. Зачем предлагать такую опцию, а не ставить её сразу в стандартную комплектацию? Ответ кроется в климате США того времени. Ведь далеко не во всех штатах требовалось "тепло" в машине. Например, Чикаго, несмотря на холодные зимы, расположено на одной широте с Стамбулом, и для большинства американцев, особенно в южных районах, покупка печки в качестве обязательной опции была экономической ошибкой.

Studebaker Standard Six 1924
Studebaker Standard Six 1924

Кроме того, в отсутствие зимних шин и, порой, металлической крыши на автомобиле, поездки по морозу были для многих настоящим испытанием. Конечно, можно было поставить цепи на колёса и пробираться по снегу или льду, но ощущения были настолько экстремальными, что о печке можно было и не думать. Однако, на севере страны такая опция была гораздо более популярной. Вспомним, что в те годы багажники как таковые только начинали появляться, и багаж перевозился в чемоданах, которые крепились сзади на специальных кронштейнах. И вот этот багажник тоже был дополнительным оборудованием. Так что печка, по сравнению с ним, выглядела как вполне разумное дополнение.

Бесполезно, но хотя бы доступно

Сегодня пепельница в автомобиле — это уже почти артефакт, скорее атрибут ретро, чем практичный элемент. В условиях современных анти-курительных реалий её наличие даже в самых дорогих моделях стало почти невозможным. Однако в былые времена всё было иначе. В те годы каждый уважающий себя автомобиль имел гигантскую пепельницу, которая, по сути, была обязательной деталью интерьера. Для пассажиров на заднем диване это была чуть ли не единственная форма развлечения — ну, разве что ещё и освещение с индивидуальными плафонами на стойках кузова, что тоже появилось давно.

Предложить пепельницу за деньги? Это было бы воспринято как кощунство! Но, как это ни странно, дельцы из Chevrolet решили использовать курильщиков как источник дополнительного дохода. Chevrolet Bel Air, возможно, можно назвать чемпионом по странным опциям, ведь там продавались не только «светофорные линзы» — устройства на основе линзы Френеля, которые помогали водителю разглядеть светофор, если тот висел слишком высоко. В Bel Air даже масляный фильтр был опцией за доплату, потому что инженеры считали, что гораздо проще раз в тысячу миль просто заменить масло. Но и это не предел!

Самая дикая опция в Chevrolet Bel Air — это встроенный пылесос для очистки пепельницы. Это устройство, которое носило название «вакуумный отсасыватель окурков», должно было с помощью вакуума вытягивать бычки из пепельницы и перемещать их в ящик под панелью. И да, «чудо техники» требовало всё равно ручной очистки этого ящика — потому что вакуум, как выяснилось, не мог справиться с задачей полностью. Впрочем, это не мешало Chevrolet предлагать такую опцию за довольно скромные 15 долларов.

Кто-то, наверное, всё-таки согласился доплатить за такую опцию, но факт остаётся фактом: даже в те годы компании пытались найти необычные способы заработать, предлагая порой совсем уж странные решения.

«Плюшка» для эстетов

Следующая опция вряд ли кого-то шокирует — она довольно известна. Но обойти её стороной невозможно, потому что она по-настоящему уникальна. Представьте себе: кофеварка прямо в машине! Именно такую опцию предлагали в Fiat 500L — Lavazza 500 Espresso Machine. За 250 евро владельцы получали не просто стильный аксессуар, а полноценную кофемашину, работающую на капсулах Lavazza A Modo Mio.

Конечно, эстеты могли бы возмутиться: «Капсулы? Какой ужас! Только свежемолотый кофе!» Но в Fiat от зернового кофе отказались принципиально, объяснив это просто: мусор от зёрен в машине — это не комильфо, а Fiat — не передвижной сарай. Поэтому – только капсулы. Причём, в комплекте к кофеварке шли два фирменных стаканчика, держатель для ложек и даже контейнер для сахара. Всё было продумано до мелочей.

Однако есть один нюанс: наслаждаться эспрессо на ходу не получится. Кофемашина блокировалась во время движения, так что пользоваться ей можно было только на стоянке или во время остановок.

Но Fiat не остановился на одной лишь кофеварке. В какой-то момент немецкое представительство марки решило, что продавать автомобили через автосалоны — слишком скучно, и запустило эксперимент: Fiat Stilo продавался через сети кофеен со значительной скидкой!

Жаль, что у нас пока никто не додумался до Lada Samovar, которую можно было бы продавать в пельменных или чайных с хорошими бонусами. Ведь идея вполне рабочая!

«Эта музыка будет вечной…»

Одна из самых любопытных, но, мягко говоря, не самых удачных автомобильных опций – проигрыватель грампластинок. В 1956 году Chrysler попытался совместить любовь к музыке и технологические новшества, представив автомобильную «вертушку» Highway Hi-Fi.

Идея была интересной, но реализация оставляла вопросы. Главной проблемой стала устойчивость иглы, ведь обычные пластинки при движении машины превратились бы в концерт прыгающих звуков. Для этого инженеры придумали специальную систему противовесов и… новый формат пластинок! Вместо привычных 45 оборотов в минуту, Chrysler использовал 16,66 об/мин, что давало рекордное время воспроизведения — до полутора часов на одной пластинке.

Казалось бы, идеальное решение, но судьба у этой опции сложилась не лучшим образом. Highway Hi-Fi продержался на рынке всего один год. Почему?

Во-первых, проигрыватель оказался дорогим и капризным, и со временем дилеры Chrysler устали его чинить.
Во-вторых, у владельцев попросту не было выбор пластинок. Вместе с машиной покупатель получал в комплекте шесть фирменных дисков, но купить новые было почти невозможно – звуковые компании не спешили выпускать записи в уникальном формате. В итоге владелец ездил с теми же пластинками, пока они не стирались до дыр или пока сам проигрыватель не выходил из строя.

Но Chrysler был не единственным, кто пытался адаптировать винил для автомобилей. В США появились проигрыватели Recording Corporation of America, а в Испании в конце 1960-х – Comediscos. Они не стали изобретать свой формат и работали со стандартными пластинками, но это тоже не спасло ситуацию. Иглы всё равно прыгали, звук искажался, а пластинки быстро приходили в негодность. К тому же, большие диски просто некуда было ставить в салоне, поэтому большинство «вертушек» проигрывало лишь компактные синглы – всего по одной песне на сторону.

Слушать музыку в дороге, меняя пластинку каждые 3-5 минут, – не самая удобная перспектива. В итоге проигрыватели в автомобилях исчезли, уступив место магнитофонам, которые оказались куда практичнее: ленты не боялись вибраций и неровностей дороги. Тем не менее, автомобильный винил просуществовал вплоть до конца 1970-х, а теперь воспринимается как настоящий артефакт эпохи.

На радость хозяйке

Эта опция, в отличие от некоторых других, совсем не выглядит экзотикой. С 2014 года в Honda Odyssey версии Elite можно было заказать встроенный пылесос – и это, пожалуй, одно из самых практичных решений, когда-либо придуманных для семейного минивэна.

Никакой фантастики: обычный пылесос с фильтром, отсеком для мусора и набором насадок. Но насколько это удобно! Можно было быстро убраться в машине на любой остановке, не таская за собой переноски и не ища ближайшую автомойку. Главное – не глушить двигатель: на работающем моторе пылесос работал сколько угодно, а если двигатель заглушить – всего восемь минут.

При этом и цена была вполне демократичной: всего 50 долларов доплаты для американского рынка, где Odyssey и был основным бестселлером. Но, несмотря на всю удобность, с 2021 года эта опция исчезла. Почему?

Точного ответа нет. Возможно, версия Elite продавалась слишком плохо, и пылесос просто "пошёл под нож" вместе с ней. А может, стоит поверить официальной версии Honda: мол, подвели поставщики, и теперь без пылесоса как-нибудь обойдёмся.

Как бы то ни было, идея-то была отличной. Жаль, что другие автопроизводители не подхватили эту практичную фишку – ведь даже в наше время уборка салона остаётся не самой приятной задачей.

Разбитое стекло за 55 баксов

Ну вот и вершина эволюции «допов» – прозрачная наклейка с эффектом разбитого стекла за 55 долларов для нового Tesla Cybertruck. Да, это не шутка. Компания Илона Маска, мастерски играющая на хайпе, предлагает владельцам пикапа сделать вид, будто их задние боковые стёкла пострадали в каком-то столкновении… хотя на самом деле – это просто наклейка.

Наверное, это самая абсурдная, но гениальная опция современности, за которую абсолютно не стыдно брать деньги. Ведь Cybertruck изначально построен вокруг идеи брутальности, и в Tesla явно решили подогреть интерес к легендарному фейлу с «непробиваемыми» стёклами, которые в 2019 году разбились прямо на презентации.

Конечно, набор аксессуаров для Cybertruck этим не ограничивается. В списке опций можно найти вполне полезные вещи: дополнительные аккумуляторы, полиуретановую плёнку для защиты кузова, аэродинамические колпаки на колёса, рейлинги, а также полноценную выдвижную палатку за 2975 долларов. Но по сравнению с имитацией разбитого стекла, всё это – скучные и утилитарные штуки.

Ведь что может быть круче, чем заплатить за наклейку, имитирующую повреждение, и при этом чувствовать себя стильным и в тренде? 😁 Только Tesla могла придумать продавать поломку как фишку – и это действительно работает.

А если Вы хотите быть в курсе последних автомобильных новинок, интересных фактов и практичных советов, обязательно подпишитесь на мой канал. Так же рекомендую ознакомиться с другим моим материалом 👇
-11