С наступлением первой недели Великого поста традиционные обряды Масленицы приобретали особое значение. Уже во вторник после обедни во дворец съезжались стряпчие из 35 монастырей, чтобы преподнести государю и каждому чину царской семьи подарки: от каждого монастыря – по хлебу, по блюду капусты и по кружке кваса. Особое место занимал монастырь Антония Сийского (из Холмогорского уезда Архангельской губернии), прославившийся изготовлением кваса при Михаиле Феодоровиче. Государь, получая этот обыкновенный дар, награждал монастырских стряпчих «погребом», то есть разливал им вино, пиво и мед, а аналогичные подношения направлялись и патриарху, и боярам, и даже вкладчикам.
В последующие дни первой недели поста происходили и другие ритуальные мероприятия. Так, в среду или субботу, по окончании обедни, государь в столовой избе сам раздавал «укруги» – ломти калача, фряжское вино и разнообразные сладости: сушёные или варёные в сахаре, меду и патоке фрукты. Царь посылал стольника (а иногда даже боярина) с этим даром к патриарху, а подобные подношения вручались и другим высшим чинам. На пятницу той же недели в Успенском соборе патриарх произносил молитвословие над «коливом» – варёным пшоном, приправленным медом и сладкими ягодами, которое затем аккуратно раскладывалось на серебряных блюдах и отправлялось царю и всем представителям царской семьи.
За день до начала второй недели поста Церковь проводила «действо Православия». Это торжественное событие было посвящено восстановлению благочестия, почитанию святых икон, в ходе которого провозглашалась вечная память православным и анафема еретикам.
Городские гуляния: от берегов Москвы-реки до маскарадов
Места празднества
Масленичные гуляния в Москве имели ярко выраженный территориальный колорит. Празднования традиционно проводились на пространствах вдоль Москвы-реки и на Неглинной, протекающей около западной стены Кремля (где ныне располагаются Александровские, или Кремлёвские, сады). Эти местности, как правило, находились напротив дворцов: на Москве-реке располагался Большой дворец, а на Неглинной – Потешный. До конца XVIII века именно здесь устраивались «катальные горы» для народного увеселения. Кроме того, на Москве-реке нередко проводились конные ристалища и бега рысистых лошадей, а местные старожилы помнили и мощные кулачные бои, в которых принимали участие как купцы, так и чиновники.
Другие известные локации для массовых гуляний включали:
- Бабий городок (ныне место водопроводной башни),
- Пороховый двор и Красный пруд (сегодня – здание Николаевского вокзала),
- Области у Москворецкого и Доргомиловского мостов,
- Крутицы и Красный Холм, где в 1860-х годах даже полиция разгоняла дерущихся бойцов.
Народные забавы и иностранные увеселения
Парадоксально, но наряду с исконно русскими забавами, к Масленице проникали и «заморские» развлечения. Долгое время русский народ называл иностранные увеселения «заморскими»: сюда входили петрушки (традиционные кукольные представления), комедии с паяцами, райки, карусели и шарманки. Первые зачатки этих развлечений датируются царствованием Алексея Михайловича, однако настоящий расцвет и популяризацию иностранных забав обеспечил Пётр I.
Маскарады и пышные шествия эпохи Петра Великого
Пётр I стал главным инициатором карнавальных празднеств, во время которых традиционные представления получили совершенно новый масштаб и размах. Под его началом на улицах Москвы появились балаганы, карусели и целые поезда наряженных участников. Бояре и боярыни, ранее считающие наряжение греховным поступком (известен даже случай боярина Гвоздева, который предпочёл смерть над тем, чтобы надеть маску при Иоанне Грозном), теперь с готовностью переодевались несколько раз в течение дня.
Маскарад 1722 года: фантастическая процессия
Один из самых ярких примеров масштабного празднества датируется 1722 годом, после Ненштадтского мира. Шествие началось в четверг Сырной недели. Из села Всесвятское, где уже вечером собиралось множество судов разного вида и полсотни саней, запряжённых разнообразными зверями, по сигналу, напоминающему о древних временах Олега, выезжал «сухопутный флот». Процессия двигалась длинной вереницей к Тверским триумфальным воротам.
Основные эпизоды шествия включали:
- Арлекин на больших санях, запряжённых шестью лошадьми и украшенных побрякушками, задававший тон празднику.
- Князь-папа Зотов, облачённый в черную мантию из красного бархата, с Бахусом, восседающим на бочке – символ преображения традиций.
- Процессия под предводительством Нептуна, сидевшего на колеснице, запряжённой двумя сиренами, с трезубцем в руках.
- Князь-кесарь Ромодановский, величественно появлявшийся в царской мантии и с короной, в большой лодке, тащимой двумя живыми медведями.
- И, наконец, появление «громады» – 88-пудового корабля, построенного по образцу корабля Фридемакера, с тремя мачтами и полным вооружением. На этом корабле, запряжённом шестнадцатью лошадьми, сам Пётр I, одетый в флотский капитанский мундир, дирижировал праздником, имитируя морские сражения.
После корабля следовала раззолоченная гондола императрицы, ранее переодетой в костюм фрисландской крестьянки, а за ней – представители маскарада, известные как «неугомонная обитель», наряженные в образы волков, журавлей, медведей, драконов – прямо как в баснях Эзопа.
Свидетельства очевидцев
Письмо современника, резидента короля польского Лефорта, дополнительно подтверждает всю пышность и размах этого празднества. В нём говорится, что весь поезд наряженных гостей собрался у князя Меньшикова во дворце Лефорта, расположенного в 8 верстах от города, где жила княгиня Имеретинская, уроженка Грузии. Партия гостей провела ночь вдалеке от столицы, а на следующий день состоялся торжественный въезд в Москву с гуляньями по Тверскому бульвару, великолепными пиршествами, фейерверками и балами. Отмечается, что во время гуляний вино не раздавалось насильно, а порой, наоборот, люди мерзли от зимнего холода, что лишь добавляло контраста в атмосферу праздника. На следующий день князь Меньшиков организовал бал, а затем по Немецкой слободе прошлась новая волна веселья, завершаясь праздником именины Великой Княгини Анны и очередным фейерверком.
Масленичные традиции при императрицах
После кончины Петра Великого маскарадные гуляния в Москве временно прекратились. Однако с воцарением императрицы Елизаветы Петровны они вновь ожили. В её царствование масленичные катания стали постоянным атрибутом, особенно в селе Покровском, где в зимнее время устраивались специальные «катальные горы». Здесь, помимо придворных дам, сама императрица участвовала в катании, демонстрируя свою любовь к народным развлечениям.
Зимние развлечения: катальные горы и уличные забавы
Помимо пышных карнавалов и маскарадов, Масленица знаменовалась и народными зимними забавами. Искусственно сооружаемые «катальные горы» радовали и простых горожан, и представителей знати. Эти горки строились с затейливыми башенками, украшались разноцветными флагами, а вместо обычного ограждения вдоль них высаживались ёлки, между которыми располагались статуи изо льда и снега. Помимо Москвы-речной набережной, подобные развлечения устраивались и на гагаринских Трехгорных прудах (например, на даче «Студенец», принадлежавшей Обществу садоводства).
Наиболее красочные гуляния происходили в районах, известных как Ямские слободки (Тверская, Рогожская, Дорогомиловская), особенно в субботу и в Прощеное воскресенье, когда тройки с «бубенчиками» (так называли глухарей, мчащихся в обгон) создавали атмосферу неподдельного веселья.
Также отмечается, что лучшие гулянья и катания организовывались от Кремля через Маросейку и Покровку, на оживлённом перекрёстке «Разгуляй», где находились трактиры с плясунами, песельниками, гуслистами и торбанистами, а потом празднества продолжались до самого Покровского моста и дальше.
Заключение
Масленица остаётся одним из самых многогранных праздников в русской культуре, совмещая в себе глубокие религиозные обряды и пышные народные гуляния. От торжественных даров, преподносимых монастырями в первые дни Великого поста, до великолепных маскарадных шествий Петра Великого и императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II, – каждая эпоха вносила свои особенности в этот праздник. Народные забавы, уличные состязания, катальные горы и иностранные увеселения создавали уникальное единение духовного и светского, символизируя обновление и радость жизни даже в период строгого поста. Масленица остаётся ярким отражением богатой традиции, объединяющей историю, культуру и народное творчество России.
#масленица #масленица2025 #праздникмасленица #неделямасленицы #традиции #блины #блиннаянеделя