10 китайских брендов вошли в европейский топ-50 марок по продажам в 2024 году. Некоторые из них хорошо знают и в России, где уже много лет работают концерны Chery, Geely и GWM. Рассказываем, кто плотно закрепился в Европе, и каких «китайцев» покупают европейцы вместо Volkswagen и Opel.
Тренды автоиндустрии
Специалисты агентства JATO Dynamics подвели итоги года и пришли к двум важным выводам. Во-первых, интерес покупателей в Европе смещается с электромобилей в сторону гибридов. По сравнению с 2023-м, они прибавили на 21%, а чисто электрические модели впервые за много лет показали падение (минус 1,2%).
Во-вторых, Китай занял уже 6 место по объему производства машин для Европы, обогнав Великобританию, Турцию, Южную Корею и даже Японию. И речь в данном случае не только про автомобили исконно китайских брендов, вроде BYD или Omoda, но и про модели западных марок, которые собирают в КНР — вроде нового электрического Mini.
Список лидеров
Рейтинг составлен по объему продаж брендов из Поднебесной — в него входят как подразделения местных концернов, так и компании, в которых китайская сторона владеет как минимум 50% акций или занимается выпуском большей части машин. Первое место занимает как раз такой бренд британского происхождения.
1. MG (243 449 машин)
+5% за год
20 место в Европе
Абсолютный лидер среди «китайцев» — кроссовер MG ZS. Он даже вошел в топ-50 самых популярных моделей, который возглавил хэтчбек Dacia Sandero, хотя сам ZS оказался только на 34-й строчке.
У MG ZS в Европе 3 версии: бензиновая, гибридная и полностью электрическая. Еще есть хэтчбек MG3 и более крупный кроссовер MG HS (оба бывают как бензиновыми, так и гибридными), а также чисто электрические модели: хэтчбек MG4, универсал MG5, кроссовер MG Marvel R и родстер MG Cyberster.
В России бренд MG с прошлого года представлен официально, и у нас модельный ряд даже шире: седан MG5, лифтбеки MG6 и MG7, кроссоверы MG ZS, HS, RX5 и RX9, рамный внедорожник MG RX8 и электромобиль MG4.
2. BYD (50 256 машин)
+216% за год
31 место в Европе
5 лет назад BYD начали продавать в Норвегии. С тех пор бренд появился и в других странах Северной Европы, а в конце 2023-го было объявлено о планах построить завод BYD в Венгрии.
Европейский модельный ряд BYD почти полностью состоит из электромобилей: хэтчбек Dolphin, седаны Han и Seal, кроссоверы Atto 2, Atto 3, Sealion 7, Seal U и Tang. Гибрид только один — кроссовер BYD Seal U DM-i.
К нам бренд BYD возвращаться пока не спешит: после завершения сотрудничества с заводом ТагАЗ в 2013 г. компания не наладила сборку на другой российской площадке.
3. Polestar (30 520 машин)
–15% за год
35 место в Европе
Формально Polestar вырос из Volvo, хотя на самом деле это совместный проект шведов с китайцами из Geely. Электромобили Polestar собирают в Китае, но в августе прошлого года компания запустила завод в американском штате Южная Каролина — там выпускают кроссоверы Polestar 3.
Производство этих кроссоверов продолжается и в Китае, где для Европы также собирают электромобили Polestar 2 и Polestar 4. У нас эти машины никогда не продавали официально, и о планах на Россию в Polestar не заявляли.
4. Smart (24 991 машина)
–13% за год
36 место в Европе
Этот бренд теперь тоже можно считать китайским: он на 50% принадлежит Geely, а производство всех Smart перенесли из Европы в Китай.
От крохотных микрокаров компания давно отказалась — теперь под маркой выпускают 5-дверные электрические кроссоверы Smart # 1, Smart # 3 и Smart # 5.
5. DR (18 623 машины)
–31% за год
40 место в Европе
Компания DR Automobiles работает в Италии, и в России о ней ничего не знают.
Линейка DR состоит из 5 моделей Chery и пикапа JAC. В нее входят:
· электромобиль DR 1.0 (Chery eQ1);
· компактный кросс-хэтчбек DR 3.0 (Chery Tiggo 2 Pro);
· кроссоверы DR 5.0 (Chery Tiggo 4);
· DR 6.0 (Chery Tiggo 7 Pro, Tiggo 7 Pro Max и его гибридная версия);
· большой DR 7.0 (гибридный Chery Tiggo 8 Pro);
· пикап DR PK8 (JAC T8).
6. Omoda (14 254 машины)
дебют в 2024 году
41 место в Европе
В прошлом году концерн Chery пришел в Европу с экспортным брендом Omoda, который почти сразу догнал «итальянский» DR (в России по итогам 2024-го Omoda заняла 6 место по продажам).
Европейский модельный ряд пока скромный: только Omoda 5 (у нас этот кроссовер носит индекс C5) и его электрическая версия Omoda E5. До конца года к ним присоединятся гибридная Omoda 7 (в России такая же Omoda C7 получит обычный бензиновый турбомотор 1.5) и Omoda 9, которую мы знаем как Exeed RX.
Родственный бренд Jaecoo в Европе тоже начал продажи, но он в топ-50 пока не попал.
7. Xpeng (8188 машин)
+304% за год
42 место в Европе
Xpeng в Европе лишь с конца 2023 года, поэтому рост продаж в прошлом году получился 4-кратным. Бренд уже закрепился в Германии, Франции, Нидерландах, Норвегии и Швеции. В этих странах Xpeng продает 3 электромобиля: купеобразный кроссовер G6 и большой G9, а также седан P7.
В Китае Xpeng предлагает еще несколько моделей (седан P5, компактный паркетник G3i и минивэн X9). В Россию компания официально не приходила.
8. EVO (7366 машин)
+1% за год
43 место в Европе
Это вторая марка компании DR Automobiles.
Хэтчбек EVO 3 — это бензиновая версия электромобиля JAC iEV7S, который не так давно даже официально продавали в России. Компактный кроссовер EVO 4 мы знаем как JAC JS3. EVO 5 — это BAIC X35, EVO 6 — Forthing T5 Evo, модель концерна Dongfeng, которая тоже есть у нас на рынке.
Кроссовер EVO 7 нам уже почти родной, потому что это — JAC Sehol X8, брат-близнец флагманского Москвича 8, который скоро станет серийным. Под названием EVO 8 скрывается Kaiyi X7 Kunlun, минивэн Evo Spazio — это семиместный Forthing Yacht. А пикап EVO Cross4 — тот же JAC T8, что и DR PK8.
9. Lynk & Co (5975 машин)
–73% за год
45 место в Европе
Еще один совместный проект Volvo и Geely. В европейской гамме марки сейчас только 1 гибрид — немолодой кроссовер Lynk & Co 01, он дебютировал еще в 2017 году. В конце 2024-го к нему присоединился электромобиль Lynk & Co 02.
10. Ora (3706 машин)
–41% за год
49 место в Европе
Замыкает «десятку» китайских лидеров Европы яркий бренд концерна Great Wall. Под маркой Ora продают электромобили в стиле ретро: к хэтчбеку Ora 03, с которым компания вышла на местные рынки в конце 2022 г., недавно присоединился фастбек Ora 07.
В России у бренда Ora модель пока только одна — все тот же электромобиль Ora 03 и его спортивная модификация GT.
Текст: Кирилл Кадощук