Найти в Дзене
Журнал Авито Авто

Какие китайские автомобили на самом деле популярны в Европе

Оглавление

Omoda E5 (на переднем плане) и Omoda 5 (на заднем плане). Фото: Omoda
Omoda E5 (на переднем плане) и Omoda 5 (на заднем плане). Фото: Omoda

10 китайских брендов вошли в европейский топ-50 марок по продажам в 2024 году. Некоторые из них хорошо знают и в России, где уже много лет работают концерны Chery, Geely и GWM. Рассказываем, кто плотно закрепился в Европе, и каких «китайцев» покупают европейцы вместо Volkswagen и Opel.

Тренды автоиндустрии

Специалисты агентства JATO Dynamics подвели итоги года и пришли к двум важным выводам. Во-первых, интерес покупателей в Европе смещается с электромобилей в сторону гибридов. По сравнению с 2023-м, они прибавили на 21%, а чисто электрические модели впервые за много лет показали падение (минус 1,2%).

Во-вторых, Китай занял уже 6 место по объему производства машин для Европы, обогнав Великобританию, Турцию, Южную Корею и даже Японию. И речь в данном случае не только про автомобили исконно китайских брендов, вроде BYD или Omoda, но и про модели западных марок, которые собирают в КНР — вроде нового электрического Mini.

Mini John Cooper Works Electric. Фото: MINI
Mini John Cooper Works Electric. Фото: MINI

Список лидеров

Рейтинг составлен по объему продаж брендов из Поднебесной — в него входят как подразделения местных концернов, так и компании, в которых китайская сторона владеет как минимум 50% акций или занимается выпуском большей части машин. Первое место занимает как раз такой бренд британского происхождения.

1. MG (243 449 машин)

+5% за год

20 место в Европе

Абсолютный лидер среди «китайцев» — кроссовер MG ZS. Он даже вошел в топ-50 самых популярных моделей, который возглавил хэтчбек Dacia Sandero, хотя сам ZS оказался только на 34-й строчке.

MG ZS Hybrid+. Фото: MG
MG ZS Hybrid+. Фото: MG

У MG ZS в Европе 3 версии: бензиновая, гибридная и полностью электрическая. Еще есть хэтчбек MG3 и более крупный кроссовер MG HS (оба бывают как бензиновыми, так и гибридными), а также чисто электрические модели: хэтчбек MG4, универсал MG5, кроссовер MG Marvel R и родстер MG Cyberster.

В России бренд MG с прошлого года представлен официально, и у нас модельный ряд даже шире: седан MG5, лифтбеки MG6 и MG7, кроссоверы MG ZS, HS, RX5 и RX9, рамный внедорожник MG RX8 и электромобиль MG4.

2. BYD (50 256 машин)

+216% за год

31 место в Европе

5 лет назад BYD начали продавать в Норвегии. С тех пор бренд появился и в других странах Северной Европы, а в конце 2023-го было объявлено о планах построить завод BYD в Венгрии.

Европейский модельный ряд BYD почти полностью состоит из электромобилей: хэтчбек Dolphin, седаны Han и Seal, кроссоверы Atto 2, Atto 3, Sealion 7, Seal U и Tang. Гибрид только один — кроссовер BYD Seal U DM-i.

BYD Dolphin. Фото: BYD
BYD Dolphin. Фото: BYD

К нам бренд BYD возвращаться пока не спешит: после завершения сотрудничества с заводом ТагАЗ в 2013 г. компания не наладила сборку на другой российской площадке.

3. Polestar (30 520 машин)

–15% за год

35 место в Европе

Формально Polestar вырос из Volvo, хотя на самом деле это совместный проект шведов с китайцами из Geely. Электромобили Polestar собирают в Китае, но в августе прошлого года компания запустила завод в американском штате Южная Каролина — там выпускают кроссоверы Polestar 3.

Производство этих кроссоверов продолжается и в Китае, где для Европы также собирают электромобили Polestar 2 и Polestar 4. У нас эти машины никогда не продавали официально, и о планах на Россию в Polestar не заявляли.

Polestar 2. Фото: Polestar
Polestar 2. Фото: Polestar

4. Smart (24 991 машина)

–13% за год

36 место в Европе

Этот бренд теперь тоже можно считать китайским: он на 50% принадлежит Geely, а производство всех Smart перенесли из Европы в Китай.

От крохотных микрокаров компания давно отказалась — теперь под маркой выпускают 5-дверные электрические кроссоверы Smart # 1, Smart # 3 и Smart # 5.

Smart # 1 (в центре), Smart # 3 (справа) и Smart # 5 (слева). Фото: Smart
Smart # 1 (в центре), Smart # 3 (справа) и Smart # 5 (слева). Фото: Smart

5. DR (18 623 машины)

–31% за год

40 место в Европе

Компания DR Automobiles работает в Италии, и в России о ней ничего не знают.

Линейка DR состоит из 5 моделей Chery и пикапа JAC. В нее входят:

· электромобиль DR 1.0 (Chery eQ1);

· компактный кросс-хэтчбек DR 3.0 (Chery Tiggo 2 Pro);

· кроссоверы DR 5.0 (Chery Tiggo 4);

DR 5.0. Фото: DR
DR 5.0. Фото: DR

· DR 6.0 (Chery Tiggo 7 Pro, Tiggo 7 Pro Max и его гибридная версия);

· большой DR 7.0 (гибридный Chery Tiggo 8 Pro);

· пикап DR PK8 (JAC T8).

6. Omoda (14 254 машины)

дебют в 2024 году

41 место в Европе

В прошлом году концерн Chery пришел в Европу с экспортным брендом Omoda, который почти сразу догнал «итальянский» DR (в России по итогам 2024-го Omoda заняла 6 место по продажам).

Европейский модельный ряд пока скромный: только Omoda 5 (у нас этот кроссовер носит индекс C5) и его электрическая версия Omoda E5. До конца года к ним присоединятся гибридная Omoda 7 (в России такая же Omoda C7 получит обычный бензиновый турбомотор 1.5) и Omoda 9, которую мы знаем как Exeed RX.

Omoda E5 (слева) и Omoda 5 (справа). Фото: Omoda
Omoda E5 (слева) и Omoda 5 (справа). Фото: Omoda

Родственный бренд Jaecoo в Европе тоже начал продажи, но он в топ-50 пока не попал.

7. Xpeng (8188 машин)

+304% за год

42 место в Европе

Xpeng в Европе лишь с конца 2023 года, поэтому рост продаж в прошлом году получился 4-кратным. Бренд уже закрепился в Германии, Франции, Нидерландах, Норвегии и Швеции. В этих странах Xpeng продает 3 электромобиля: купеобразный кроссовер G6 и большой G9, а также седан P7.

Xpeng P7. Фото: Xpeng
Xpeng P7. Фото: Xpeng

В Китае Xpeng предлагает еще несколько моделей (седан P5, компактный паркетник G3i и минивэн X9). В Россию компания официально не приходила.

8. EVO (7366 машин)

+1% за год

43 место в Европе

Это вторая марка компании DR Automobiles.

Хэтчбек EVO 3 — это бензиновая версия электромобиля JAC iEV7S, который не так давно даже официально продавали в России. Компактный кроссовер EVO 4 мы знаем как JAC JS3. EVO 5 — это BAIC X35, EVO 6 — Forthing T5 Evo, модель концерна Dongfeng, которая тоже есть у нас на рынке.

EVO 5. Фото: EVO
EVO 5. Фото: EVO

Кроссовер EVO 7 нам уже почти родной, потому что это — JAC Sehol X8, брат-близнец флагманского Москвича 8, который скоро станет серийным. Под названием EVO 8 скрывается Kaiyi X7 Kunlun, минивэн Evo Spazio — это семиместный Forthing Yacht. А пикап EVO Cross4 — тот же JAC T8, что и DR PK8.

9. Lynk & Co (5975 машин)

–73% за год

45 место в Европе

Еще один совместный проект Volvo и Geely. В европейской гамме марки сейчас только 1 гибрид — немолодой кроссовер Lynk & Co 01, он дебютировал еще в 2017 году. В конце 2024-го к нему присоединился электромобиль Lynk & Co 02.

Lynk & Co 01. Фото: Lynk & Co
Lynk & Co 01. Фото: Lynk & Co

10. Ora (3706 машин)

–41% за год

49 место в Европе

Замыкает «десятку» китайских лидеров Европы яркий бренд концерна Great Wall. Под маркой Ora продают электромобили в стиле ретро: к хэтчбеку Ora 03, с которым компания вышла на местные рынки в конце 2022 г., недавно присоединился фастбек Ora 07.

Ora 03 GT. Фото: GWM
Ora 03 GT. Фото: GWM

В России у бренда Ora модель пока только одна — все тот же электромобиль Ora 03 и его спортивная модификация GT.

Текст: Кирилл Кадощук