Найти в Дзене
Книга про КВ

Танки 25-й танковой бригады в боях на Минском шоссе

В одной из предыдущих записей было высказано предположение о том, что на снимках одной из подборок фотографий немцев, которые двигались по нашей территории на можайском направлении, запечатлены тяжелые танки КВ из 25-й танковой бригады. Эта бригада потеряла безвозвратно два танка КВ в районе располагавшегося в 25 км к востоку от Можайска поселка Дорохово Рузского района Московской области в конце октября 1941 года.
     Скорее всего, вышеупомянутое предположение не оправдается, так как на те снимки нашелся другой более подходящий эпизод с танками 17-й танковой бригады, в котором, возможно, принял участие и один из танков КВ из 25-й танковой бригады.

Поэтому о тяжелых танках КВ из 25-й танковой бригады приведу всю известную информацию в этой записи.

Танк КВ-1 производства ЧКЗ выпуска октября 1941 год (коллекция автора)
Танк КВ-1 производства ЧКЗ выпуска октября 1941 год (коллекция автора)

А проиллюстрирую записи фотоснимками двух танков КВ-1 с пушками ЗИС-5. На Ebay на моей памяти эти снимки продавали дважды. И оба раза снимки шли парой.
     И с большой вероятностью на этих фотоснимках мы видим одни из самых первых танков производства вновь образованного Челябинского Кировского завода выпуска октября 1941 года.

     Напомню, что Челябинский Кировский завод был организован путем переименования 4 октября 1941 года Челябинского тракторного завода. А его директором был назначен прибывший из Ленинграда бывший директор Ленинградского Кировского завода Исаак Моисеевич Зальцман.
     И так совпало, что на танки КВ переименованного завода начали устанавливать танковые пушки ЗИС-5. Замена орудия была произведена из-за прекращения выпуска в Ленинграде танковой пушки Ф-32.
     В связи с этим из числа принятых Военпредом на Челябинском тракторном заводе в сентябре 1941 года 27 танков КВ-1 19 танков не имели вооружения. И 18 из них на 1 октября 1941 года находились на заводе в ожидании установки артсистемы.

     Первый эшелон с танками еще сентябрьского выпуска с новой пушкой сумели отправить только 10 октября 1941 года. Семь танков КВ-1 с зав. №№
6738, 6739, 6729, 6730, 6731, 6732 и 6734 поехали на станцию Кубинка в составе маршевой роты под командованием лейтенанта Денисова Петра Алексеевича.

Лейтенант Денисов Петр Алексеевич (снимок 30-х годов)
Лейтенант Денисов Петр Алексеевич (снимок 30-х годов)

Танковая рота лейтенант Денисова была полностью укомплектована кадрами бывшего 21-го танкового полка 11-й танковой дивизии Южного фронта, за исключением трех командиров танков КВ, которые были выпускниками Чкаловского танкового училища. Рота прошла программу подготовки к 10 сентября 1941 года, но из-за неготовности материальной части еще месяц совершенствовала свои знания в 24-м отдельном учебном танковом батальоне.
     К моменту отправки на танках КВ роты Денисова было выверено и пристреляно оружие, но не было ни одного бронебойного снаряда за отсутствием таковых в учебном батальоне.

     Однако до Кубинки рота Денисова не доехала. Эшелон разгрузили в городе Горький, а танки роты Денисова пошли на укомплектование спешно формируемых в нем Горьковским учебным бронетанковым центром 24-й и 25-й танковых бригад. В 25-ю танковую бригаду попали три танка КВ вместе с командиром роты.

     Уже 19 октября 1941 года 25-я танковая бригада, в которой вместо танкового полка из-за нехватки матчасти был сформирован только "усиленный" танковый батальон, получила приказ грузится в эшелоны для отправки в окрестности города Истра на волоколамское направление. Где и разгрузилась 21 октября, поступив в резерв командующего Западным фронтом.
     Всего в 25-м танковой батальоне 25-й ТБР было 29 танков, в том силе 3 танка КВ и 11 танков Т-34.

     Однако уже поздним вечером 22 октября бригада получила приказ срочно совершить 60-километровый марш в район станции Кубинка. К вечеру 23 октября 25-я ТБР вышла в указанный район. При этом на маршруте по техническим неисправностям от колонны бригады отстали шесть танков Т-34 и пять танков Т-60.
     В этот же день 10-я немецкая танковая дивизия захватила поселок Дорохово, через который проходила основная рокадная дорога Западного фронта, однако немцы на следующий день не двинулись дальше на восток вдоль Минского шоссе, а ушли на север в направлении Рузы.

Карта района боевых действий
Карта района боевых действий

Утром 24 октября по приказу командующего 5-й армией генерала Говорова танковый батальон 25-й ТБР выдвинулся на запад и занял оборону к югу от села Крымское, перехватывая Минское шоссе и старую Можайскую дорогу. Где и оборонялся до вечера 25 октября. Немцы особой активности в восточном направлении не проявляли и вели перегруппировку своих сил в Дорохово, куда подошли части 7-й пехотной дивизии.
     Вечером 25 октября командующий 5-й армией уведомил штаб 25-й танковой бригады о том, что утром 26 октября
возможно наступление на Дорохово. После этого командир бригады приказал произвести разведку возможных направлений атаки, которая в связи с наступившей темнотой никаких результатов не дала.
     Ближе к ночи был получен приказ, по которому танки 25-й танковой бригады утром 26 октября должны были обойти через Брыкино, Анашкино и Хомяки немецкую группировку в Дорохово с юга и отрезать её в районе перекрестка дорог к юго-западу от Дорохово путь отступления на запад. Вдоль Минского шоссе должна была действовать вновь прибывшая 82-я мотострелковая дивизия.

     "Хитрый" план генерала Говорова по разгрому немцев в Дорохово, к сожалению, реализовать не удалось. Об этом и перипетиях ввода в бой танков 25-й танковой бригады чуть позже сделаю отдельную запись.
     Танки 25-й танковой бригады в количестве семнадцати единиц, в том числе все три КВ, удалось ввести в бой вдоль Минского шоссе только в 16.30 26 октября. Танки прорвались через деревню Копани и поселок Дорохово в район перекрестка юго-западнее поселка, но пехота из 601-го мотострелкового полка из-за отсутствия увязки взаимодействия дальше деревни Копани за танками не пошла и их успех не закрепила.
     Поэтому танковый батальон получил приказ возвращаться на исходные позиции, оставив для обороны перекрестка два танка Т-34. При возвращении на исходные позиции в Дорохово пропал без вести танк КВ капитана Синяговского. Оставленные у перекрестка два экипажа танков Т-34 во главе с комиссаром 25-го танкового полка батальонным комиссаром
Гринченко Дмитрием Егоровичем также пропали без вести.

     27 октября 25-й танковый батальон увязывал взаимодействие со штабом 601-го МСП и атаковал в направлении Дорохово, однако в этот день танки от пехоты не отрывались и удалось обойтись без потери. Продвинутся, правда, тоже не удалось.
     Позже за бои 26 и 27 октября механик-водитель
Роднов Петр Владимирович и командир орудия Козодаев Станислав Сергеевич одного из танков КВ 25-й танковой бригады были награждены орденами Красного Знамени.

     28 октября 1941 года пехота 601-го МСП, которую поддерживали 10 танков 25-го танкового батальона, в том числе один КВ, вновь атаковала вдоль Минского шоссе в направлении перекрестка юго-западнее Дорохово. Танки опять прошли в Дорохово в направлении перекрестка, а пехота вновь была отрезана вражеским огнем и успеха не имела, хотя по документам 25-й танковой бригады противник "в панике бежал", оставив на поле боя до 15 орудий.
     В бою отличился экипаж танка КВ лейтенанта Волкова, который "
...смело расчищал путь нашей пехоте, раздавив несколько противотанковых орудий". К сожалению, этот танк КВ в Дорохово был подбит и сгорел, а сам лейтенант Волков был ранен. В этом бою в Дорохово в танке Т-34 также погиб и бывший командир маршевой роты танков КВ лейтенант Денисов.

Танк КВ-1 производства ЧКЗ выпуска октября 1941 год
Танк КВ-1 производства ЧКЗ выпуска октября 1941 год

29 октября 1941 года после боев под Дорохово 25-й танковый батальон с уцелевшей матчастью был выведен в резерв командующего 5-й армией в район деревни Часцы к востоку от Кубинки на восстановление. В этом районе он находился до 16 ноября 1941 года.

     Вечером 16 ноября 25-я танковая бригада получила приказ срочно выдвигаться в район города Истра на волоколамское направление. На эту дату 25-й танковый батальон бригады насчитывал 21 танк, в том числе один КВ и шесть Т-34. К 16.00 17 ноября батальон сосредоточился в лесу около деревни Телепнево к западу от Истры.
     Вечером 17 ноября штаб 25-й ТБР получил приказ на марш на клинское направление. В ходе этого марша единственный танк КВ 25-й ТБР отстал от колонны бригады. Позже в селе Спас-Заулок его перехватил вновь назначенный командующий 30-й армией генерал-майор Лелюшенко, который в летом 1941 года командовал 21-м механизированным корпусом, и направил "
...для боя вдоль Ленинградского шоссе. Огнем артиллерии противника танк был подбит (заклинение маски, разбита гусеница и ведущее колесо), после чего танк был отправлен на рембазу в город Москва".

Танкисты из экипажа этого КВ позже учитывались в документах 17-й танковой бригады, так что, возможно, этот танк уже в начале декабря 1941 года попал в 17-ю ТБР и участвовал в бою в районе деревни Селиваниха. Напомню, что 17-я ТБР 1 декабря 1941 года в деревне Козино "по акту" получила три танка КВ, которые могли прибыть как раз с московских рембаз.

25-я танковая бригада после боев на клинском направлении в начале декабря 1941 года была выведена из боев и направлена на переформирование. На фронт она вернулась только в сентябре 1942 года как тяжелая танковая бригада 8-го танкового корпуса. О боях с участием её танков КВ осенью 1942 года в будущем будут отдельные рассказы.

     Теперь собственно вернемся к вышеприведенным фотоснимкам двух танков КВ-1, которые на профильной странице сайта учтены под номерами 20 и 19 соответственно. К сожалению, подписей либо других привязок по ним нет. Один раз только в комплекте со снимками этих танков продавали фотоснимок застрявшего танка Pz.III. Прошу знатоков матчасти этих танков подсказать из какой он дивизии. Желательно аргументированно.

Застрявший в замерзшем пруду немецкий танк  Pz.III
Застрявший в замерзшем пруду немецкий танк Pz.III

Так как нет пока других привязок, то примерил эти танки на вариант с Дорохово и 25-й танковой бригадой исключительно по матчасти. На снимках видно, что на оба этих танка установлены 90 мм "ижорские" башни с "короткой" нишей, т.е. собраны из комплектов, которые поступали в Челябинск летом 1941 года из Ленинграда.

Так что с большой вероятностью на этих снимках видны танки, которые были собраны еще в сентябре 1941 года. Отправлены они на фронт тремя первыми эшелонами и попали в состав ряда танковых бригад Западного фронта, но по ним потерь по два танка по одному району вроде как и не было.

На этом все. По танку капитана Синяговского будет отдельная запись, а исправления и дополнения приветствуются.

Кто еще не подписался на канал, то обязательно подпишитесь. Если кому был интересна эта информация, то прошу не стеснятся ставить палец вверх для продвижения канала.

Оригинал текста опубликован в моем Живом Журнале (https://iam-krasnoyarsk.livejournal.com/301830.html).

Список источников:

1. Сайт Тяжелые танки КВ (kv1ehkranami.narod.ru);

2. Живой журнал ув. litl-bro (https://litl-bro.livejournal.com/);

3. Документы штаба 5-й армии, 82-й мотострелковой дивизии, 25-й танковой бригады и 24-го отдельного учебного танкового батальона (ЦАМО РФ, сайты Память народа, Подвиг народа, ОБД Мемориал);

4. Аукционы eBay.