Он настолько огромный, что вообще сложно представить, как этот автомобиль едет по дороге. Длина автомобиля тут без малого десять метров, высота — четыре, ширина — два восемьдесят.
С чего начинается история этого
«Франкенштейна» из красной армии? Во-первых, с города Ярославля, когда на свет появился Я-14, затем он стал ОП-200… опытный-200, и уж потом, на выходе, ЯАЗ. То был 1947 год. Как всегда, хотя никто и не скрывал, машину строили, имея перед глазами американские образцы. Такие, как грузовики фирмы Mack или Federal.
Когда ЯАЗ стал МАЗ? Страна была единая, производство машин надо было распределить. Тем более, что в Москве был ЗИС, недалеко ГАЗ, вот и решили передать всю документацию на Минский автомобильный завод. Это было начало 50-х.
Но, справедливости ради, стоит отметить, что МАЗ уже к тому времени был достаточно серьезным советским предприятием, где занимались сборкой американских грузовиков, поставленных по ленд-лизу, ремонтом техники и производством прицепов.
Еще одно событие, повлиявшее на появление нашего героя — развитие Ракетных войск стратегического назначения СССР (РВСН СССР). Именно для обслуживания ракет и появился этот АДС-50… Или так, часть комплекса АКДС-30А.
Но, что точно, в состав АКДС-30А входило несколько машин сразу, две из них были именно МАЗ 200, а точнее — МАЗ 200 Ша1. Проще говоря, шасси от грузового автомобиля.
Что есть Ша1. Минский автомобильный завод отгружал конструкцию, состоящую из рамы, ходовой части, капотной части и рамки лобового стекла.
Ходовая часть. Подвеска автомобиля рессорная, сзади есть подрессорники. Задний мост имеет двойную главную передачу, передается крутящий момент от двигателя через дифференциал с коническими шестернями и полуоси разгруженного типа на ведущие колеса. Если просто объяснять, в конструкции, по сути, два редуктора. Один поменьше крутит, тот который побольше.
Передняя также рессорная. Тормоза везде барабанные, других не было. Они имеют пневматический привод на все колёса. Атмосферный воздух нагнетался компрессором, размещённым в моторном отсеке… Который я сейчас открою.
Итак, про американцев и наш автопром. Мотор — не точная, но копия GMC «4-71». ЯМЗ-204. Его делали на американском закупленном оборудовании, это точно. Он двухтактный, четырехцилиндровый, естественно, дизель. Объём 4654 см3. Максимальная мощность 120 л. с., при 2000 об/мин. Максимальный крутящий момент — 461 Н·м при 1300 об/мин.
Из необычного: тут стоит продувочный насос типа «Рутс». А это значит, что клапаны есть только для выпуска отработанных газов, а продувка и смесь поступают через окна, которые открываются, когда поршень идет вниз.
На этом, собственно, МАЗ 200 и заканчивается, и начинается азотно и кислорододобывающая станция.
Кузов у этой станции типа Уралец-371С. Его возводили на Механическом завод «Уралец», в посёлке Уралец недалеко от Нижнего Тагила. Предприятие умело делать подобные конструкции. На раме грузовика собирался каркас домика и обшивался металлом. Естественно, все стены были утеплены.
Оборудование, которого нет, но все технологические отверстия были просчитаны до сантиметра. Основная часть, добывающего полезный газ, стояла посередине. Если посмотреть сохранившиеся фотографии, свободного места тут практически не было.
Для справки, оборудование делалось на Омском заводе кислородного машиностроения (ОЗКМ), или «почтовый ящик № 8». Располагался он на окраине Амурского поселка. Именно там собирали автомобильные кислорододобывающие (КДС) и азотодобывающие станции (АДС). Если думать, что у нас азотодобывающая станция, то производительность ее 220 кубометров азота в час.
Сижу ровно посередине. Не сиденье, а стул. Запуск мотора флажком. Этот мотор очень своеобразный, он может запуститься не в ту сторону, пойти в разнос или перегреться. Надеюсь, прохлада на улице нам сегодня на руку.
Ехать на таком домике не очень практично, но чертовски увлекательно. Как Емеля, но не на печи, а в печи. Но если честно, такие машины много и не ездили, а если и ездили, то паровозиком, не спеша, для серьезных дел. В состав автопоезда входили два МАЗ 200, как и ЗИЛ-150 с брезентовым тентом для перевозки оборудования и прочего, ну еще и прицеп. Обслуживали все это хозяйство 13 человек.
Данные комплексы производили с 1962 до 1965. Всего было выпущено 449 цельнометаллических кузовов на шасси МАЗ-200Ш1 для азотодобывающей станции АДС-50, которые обслуживали зенитно-ракетные комплексы ПВО «Шексна», «Двина», «Десна» и «Чусовая», и еще 198 вспомогательных машин к кислорододобывающей станции АКДС-70.
Живьем, в полной комплектации, я видел такие станции на полигоне МАДИ. Но они чудесным образом пропали. Куда-то… Думаю, со временем, я их найду… охота-то продолжается.