Найти в Дзене
Вечерняя Казань

Казанские кафе расслабились после введения «запрета» на проверки

Оглавление

Прошлый год ознаменовался массовыми отравлениями в точках общественного питания в столице Татарстана. Управление Роспотребнадзора республики связывает это с мораторием на плановые проверки.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Мораторий на неналоговые плановые проверки бизнеса был введен в марте 2022 года в целях поддержки малого и среднего бизнеса и снижения административной нагрузки в условиях кризиса. Исключением стали объекты, отнесенные к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска. Ранее плановые проверки проводили по установленному графику.

На данный момент наведаться на предприятие инспектор может только в рамках внеплановой проверки, но для этого нужны будут существенные основания в виде жалобы на бизнес. По словам юриста Роберта Фазлеева, заявление со стороны потребителя должно быть обосновано доказательствами (фото, видео и так далее).

В мае 2023 года мораторий решили продлить до 2030 года.

К чему это привело?

Опасность моратория, по словам Фазлеева, в возможном злоупотреблении со стороны предпринимателей: понимая отсутствие контроля и проверок, бизнес может расслабиться. Именно это и произошло, считает руководитель Управления Роспотребнадзора по Татарстану – главный государственный санитарный врач по республике Марина Патяшина. По данным ведомства, часто выявляемые нарушения: работа с широким ассортиментом блюд при отсутствии условий для их приготовления (нет производственных цехов), нарушение поточности технологических процессов, неудовлетворительное состояние производственных помещений; несоблюдение режимов мытья (обработки) и дезинфекции оборудования, инвентаря, столовой посуды.

Также нередки случаи несоблюдения условий и сроков хранения продуктов питания и готовых блюд; отсутствие медицинских осмотров и медкнижек у персонала, отсутствие условий для соблюдения элементарных правил личной гигиены персоналом.

По данным ведомства, 3,7% нестандартных проб было выявлено в прошлом году, большую часть из которых обнаружили на предприятиях общепита. Всего за 2024 год была приостановлена работа 45 заведений, в том числе 18 кафе и ресторанов. С 2022 года статистика закрытых точек общественного питания, однако количество серьезных нарушений увеличивается. Ведомство отстояло права потребителей в 1,5 тысячи судебных заседаний. Благодаря работе управления удалось вернуть пострадавшим 124 миллиона рублей.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Прошлый год в Казани был богат на случаи массовых отравлений в кафе и ресторанах. Так, например, в начале года закрыли суши-бар в Ново-Савиновском районе. Его работа была приостановлена после отравления посетителей.

В июне зафиксировали четыре случая острой кишечной инфекции в кафе «Исфара». Сотрудники управления Роспотребнадзора выявили грубые нарушения санитарных норм: в заведении не было отдельных специальных цехов, в помещениях бегали тараканы, а сотрудники не соблюдали правил обработки столовой и кухонной посуды.

Через несколько месяцев шесть человек были доставлены в больницу с кишечной инфекцией после похода в национальное кафе татарской кухни «Азу». Заведение закрыли на 30 суток. После внеплановой проверки Роспотребнадзор выявил нарушения санитарно-эпидемиологических предписаний: условия хранения не соблюдались, а сырье и готовая продукция обрабатывались на одном столе. Был обнаружен 121 килограмм еды без маркировки, в готовых блюдах нашли сальмонеллу. Сальмонеллезом заразилось четверо сотрудников кафе.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

В конце года ресторан «Дали», расположенный в центре Казани, закрыли из-за нарушения санитарных норм. Сотрудники управления отправились в общепит после случая заражения бактериальной кишечной инфекцией. В ходе проверки выявлено, что из-за недостатка оборудования и инвентаря нарушались некоторые технологические процессы. А продукты хранились без маркировки.

«Мы всегда призываем коллег к сохранению безопасности и соблюдению всех правил»

По словам исполнительного директора Ассоциации рестораторов и отельеров Казани Галины Шарафутдиновой, введение моратория — хорошая практика для предпринимателей, поскольку проверки — это стресс и напряжение.

- На сегодняшний день мы видим, как государственные структуры переводят часть проверок в профилактические визиты. И это не может не радовать, потому что количество внеплановых проверок сокращается. После них мы исправляем некоторые моменты. Это даёт возможность бизнесу без напряжения в таком хорошем диалоге создавать социально ответственные проекты, — отметила собеседница.

После пандемии бизнесмены наконец «встали на ноги», что ознаменовалось несколькими открытиями заведений. Но для начинающих рестораторов подобные моратории не дают понимания всех бизнес-процессов.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

- Неважно, есть проверки или нет, но, когда создается бизнес, инвесторам и предпринимателям необходимо провести, так скажем, боевой экскурс в правила создания и ведения того или иного бизнеса. Для нас очень важно, чтобы человек, который открывает общепит, понимал все нормы и правила, — рассказала Шарафутдинова.

Собеседница отмечает, что мораторий мог «расслабить» тех предпринимателей, которые надеются, что после закрытия одного заведения они смогут открыть новое под другим ИП и названием.

При встречах с коллегами рестораторы призывают к сохранению безопасности и соблюдению правил, поскольку ассоциации важно доверие со стороны контролирующих органов и гостей.

По словам юриста Дарьи Хамматовой, по сравнению с тем, что было 10 лет назад, сейчас предприниматели охотнее соблюдают законодательство в плане защиты прав потребителей. Зачастую они стараются мирным путём урегулировать возникшие вопросы, конфликты, неприятные ситуации и, как правило, до суда уже не доводят.

Управление Роспотребнадзора по Татарстану советует в первую очередь обращать внимание на общедоступную зону: состояние обеденного зала, туалетных комнат. Если в обеденном зале не убрано: крошки на полу, засаленные скатерти и меню, неприятный запах, неопрятный персонал, а на витринах или линии раздачи блюда без упаковки, не прикрыты и заветрены, то лучше отказаться от питания в данном заведении. Рекомендуется перед посещением объекта питания почитать отзывы в социальных сетях, интернете.

Автор: Алина Камалютдинова

Еда
6,93 млн интересуются