Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Бронеавтомобиль Остин зенитный, 1914

Оглавление

Первая мировая война стала полигоном для испытания новых видов вооружений, в том числе и зенитных. Одним из пионеров в этой области стал русский бронеавтомобиль «Остин» зенитный, созданный в 1914 году на базе шасси грузовика Austin Motor Company.

Бронеавтомобиль Остин зенитный собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Бронеавтомобиль Остин зенитный собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

История создания

В начале XX века авиация развивалась стремительными темпами, и возникла необходимость в защите от воздушных налетов. Вслед за созданием в 1914 году первых отечественных грузовиков на базе шасси Руссо-Балт тип Т, Главное артиллерийское управление Русской армии выдало задание на разработку ещё одной модели зенитного бронеавтомобиля, уже Путиловскому заводу. Планировался выпуск нескольких десятков бронеавтомобилей, поэтому требовалось быстрое и недорогое решение проблемы с нехваткой вооружения.

Причём полного бронирования грузовых автомобилей не требовалось, на передний край их ставить никто не собирался, да и в прямое боестолкновение выпускать тоже. А вот защиту на всякий случай от осколков и стрелкового оружия установить требовалось - мало ли. Тогда конструкторы решили пойти по проторенной дорожке и просто повторить бронеавтомобиль от Руссо-Балт, но уже на базе грузового автомобиля “Остин трёхтонный”. Причины отказа от Руссо-Балт, мне кажется, крылись в неспособности завода покрыть требования военных в массовости выпускаемых шасси (к слову, пятитонное шасси “тип Т” с 1913 по 1915 годы выпустили всего в количестве 20 единиц).

Грузовик Остин трёхтонный, послуживший базой для бронеавтомобиля. Фотография в свободном доступе.
Грузовик Остин трёхтонный, послуживший базой для бронеавтомобиля. Фотография в свободном доступе.

Вставал вопрос вооружения - 76-мм зенитные пушки требовались в сухопутные войска и выделения их на постройку автомобилей никто не разрешал. Но незадолго до начала работ по созданию броневика, на Путиловском заводе, кстати, в инициативном порядке проводились работы по модернизации 57-мм нарезной пушки Гочкиса. Её-то и было решено использовать, да и одобрение военных на применение этих пушек было - по крайней мере, три десятка практически бесполезных на тот момент орудий хранились в Брест-Литовской крепости. Для работ одну из них привезли в Петроград, для установки на броневик, остальные пока оставили в крепости, что сыграло роковую роль.

Сборку бронеавтомобиля закончили в начале июня 1915 года, и практически всё лето машину испытывали в различных моделируемых ситуациях. Военных всё устраивало, и даже было получено разрешение на производство и поставку в войска новой модели, однако судьба решила сыграть злую шутку - в конце августа Брест-Литовск был атакован, разразившийся пожар уничтожил большую часть городских и военных построек и крепость, в которой и хранились орудия, пришлось оставить. Вооружать новые броневики было нечем - создавать новые пушки на Обуховском заводе было нерентабельно, да и незачем. Фактически, на этом историю можно и заканчивать, однако один бронеавтомобиль всё-таки создали? Так давайте его и рассмотрим.

Конструкция

Как я уже говорил, конструкция зенитного бронеавтомобиля “Остин” не особо отличалась от предыдущей модели от Руссо-Балт. Но отличия были не только в вооружении, но и в конструкции корпуса, небольшой доработке шасси…

Корпус

Зенитный бронеавтомобиль Остин был построен на базе шасси от гражданского трёхтонного грузовика с некоторыми изменениями в конструкции – в частности, была собрана бронированная кабина и забронирован капот, «кузовная часть» представляла собой деревянную палубу, с бортов прикрытую невысокими пластинами из бронестали. Высоты этих бортиков хватало для того, чтобы скрыть лежащего неподвижно бойца, а вот уровень защиты оставлял желать лучшего – броня могла защитить лишь от стрелкового оружия и осколков, а также шрапнели, причём лишь с определённых дистанций.

Корпус бронеавтомобиля Остин. Фотография в свободном доступе.
Корпус бронеавтомобиля Остин. Фотография в свободном доступе.

Экипажу предлагалось открыто располагаться на палубе грузового отделения, на которой устанавливалась тумба-лафет для пушки, а также у кабины и в кормовой части бронеавтомобиля размещались два деревянных ящика – боеукладки. Крышки ящиков были оббиты мягким материалом, формируя некоторое подобие скамеек. Это было единственное удобство, созданное для артиллерийской части экипажа.

Чуть лучше дела обстояли у командира машины и водителя – они располагались в закрытой кабине, которая защищала от возможных нападений противника. В определённой мере защищала, конечно – уже со 150 шагов даже винтовочная пуля могла пробить тонкие бронелисты и поразить внутренние элементы бронеавтомобиля или членов экипажа.

Вооружение

Всё вооружение бронеавтомобиля состояло из 57-мм нарезной пушки Гочкиса, изначально закупленной для вооружения малых боевых кораблей. Но уже в начале 1910-х эти пушки массово снимали с кораблей в силу их бесполезности против стремительно наращивающих броню кораблей вероятного противника, и в некотором количестве эти пушки лежали в запасниках. Длина ствола составляла сорок калибров, а благодаря турели, разработанной на Путиловском заводе, ствол можно было задирать под углом до 80°.

57-мм морская пушка Гочкиса. Фотография в свободном доступе.
57-мм морская пушка Гочкиса. Фотография в свободном доступе.

В боекомплект орудия входили стальная граната весом 2,73 кг и картечный снаряд весом 3,69 кг. Способные бороться с лёгкой техникой, живой силой и воздушными целями, казалось бы, эти пушки могли сыграть свою роль на суше. По крайней мере, такими же пушками оснащались британские Mark I, дебютировавшие в 1916 году в битве у реки Сомма, примерно такими же (хотя бы по калибру) вооружались первые немецкие танки A7V. Но роковое для русской армии падение Брест-Литовска сыграло свою роль в вооружении новых бронемашин. Фактически эти пушки могли быть выпущены на Обуховском заводе, но он был перегружен другими заказами, да и особой потребности в этих пушках военное министерство не выказывало.

Другого вооружения бронеавтомобилю не полагалось, поэтому артиллерийский расчёт разоружать не стали – штатные винтовки Мосина образца 1891 года были единственным средством, которым экипаж мог отбиваться от пехоты противника «на дистанции клинча».

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Как я уже говорил, шасси от гражданского трёхтонного грузовика Остин было принято как базовое для зенитного бронеавтомобиля с некоторыми изменениями. В частности, была усилена подвеска, установлены дополнительные аутригеры-упоры, несколько доработаны элементы рамы… В остальном – это было всё то же гражданское шасси, которое приводилось в движение при помощи 30-сильного рядного бензинового двигателя британской разработки. Он давал возможность бронеавтомобилю двигаться со скоростью до 35 км/ч по твёрдому грунту.

Колёсная формула бронеавтомобиля строилась по формуле 4х2, с постоянным приводом на задний мост. Приводное усилие от двигателя, через трёхскоростную коробку передач выводилось при помощи цепей Галля. Задний мост устанавливался на усиленной листовой рессорной подвеске полуэллиптического вида – это было вызвано массой устанавливаемого орудия. Однако первые же стрельбы продемонстрировали, что при выстреле не выдерживают ни тормоза, ни рессоры – поэтому для стрельбы применялись складные выдвижные опоры. Вести огонь в движении не разрешалось.

Оба моста опирались на спицевые колёса, оснащённые тонкими резиновыми бандажами – несмотря на то, что они были металлическими, их хрупкость во время обстрелов могла сыграть с автомобилем злую шутку. Они изготавливались из неброневой стали, благодаря тонкому профилю имели отвратительные ходовые качества – вязли в рыхлом грунте, не амортизировали мелкие неровности на дороге и в целом имели слабое сцепление с дорогой.

Боевое применение

«Остин» зенитный, согласно разрозненным данным, очень ограниченно использовался русской армией во время Первой мировой войны для защиты от воздушных налетов. Точных данных о его службе мне найти не удалось – известно лишь то, что на фронт бронеавтомобиль попал в начале 1916 года, после чего все его следы теряются – возможно, он дослужил до конца Первой Мировой войны, принимал некое участие в Гражданской войне.

Также вполне возможно, что «Остин зенитный» был повреждён или вовсе уничтожен в одном из боёв – об этом также нет никакой информации. Он не упоминался ни в российских, ни в зарубежных источниках, поэтому нельзя сказать ничего определённого. Вернее определённо можно сказать лишь одно – «Остин», как в известной песне, «сгинул, топливо истратив, прям распался на куски» - либо в бою, либо несколько позже был разобран на запчасти.

Когда и как закончилась служба единственного «Остина» тоже неизвестно. Возможно, эта машина успешно выполняла поставленные задачи до самого конца Первой мировой войны и позже была списана по выработке ресурса. Тем не менее, нельзя исключать, что в одном из боев она получила повреждения или даже была уничтожена.

Заключение

«Остин» зенитный 1914 года пополнил печальный список уникальных отечественных боевых машин, судьбу которых история не сохранила. Он входил в ряд «пионеров зенитной самоходной артиллерии», в некотором роде став учебным пособием для конструкторов будущего, хотя бы на чертежах. Он сочетал в себе высокую для того времени мобильность, неплохое зенитное артиллерийское вооружение и достаточно надежную для тыловой машины бронезащиту, что делало его эффективным средством борьбы с войсками и авиацией противника.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!