Найти в Дзене
Историк-любитель

Бронетехника Великобритании. Первые серийные танки типа "ромб", 1916

Оглавление

Позиционная война на полях Первой Мировой Войны заставила конструкторов всё-таки вывести на поле боя своё детище – танки. И сегодня я хочу поговорить с вами об истории создания первого в мире серийного танка Mark I.

Первый в мире серийный танк Mark I. Фотография в свободном доступе.
Первый в мире серийный танк Mark I. Фотография в свободном доступе.

Предыстория

К 1915 году боевые действия на фронтах Первой Мировой Войны окончательно перешли в позиционную стадию. Артиллерия, которую применяли для разрушения позиций противника, обеспечивала небольшой успех, но основная задача по прорыву укреплений всё равно лежала «на плечах» у пехоты. Тогда некий лейтенант Суинтон предложил идею создания самоходной боевой машины, защищённой от пуль и осколков, и при этом способной оказывать действенную помощь наступающей пехоте. Идея понравилась не сразу, и как ни странно, за постройку первого опытного танка взялось Британское Адмиралтейство – уж очень понравилась идея будущему премьер-министру Уинстону Черчиллю.

Однако первая опытная модель, под названием «Little Willie» не прошла даже ходовых испытаний, зато смогла послужить базой для создания первого настоящего серийного танка – Mark I. Именно на «Малыше Вилли» были отработаны все узлы будущих серийных танков, отработана компоновка боевой машины, а также определены основные задачи танка. Всё это позволило разработать первые прототипы в кратчайшие сроки, что сделало британскую армию самой вооружённой в мире (хотя бы на какое-то время) и существенно попортило жизнь (а многим и в буквальном смысле) войскам Германской империи.

История создания

Согласно плану заводских испытаний, танку «Малыш Вилли» была поставлена задача преодолевать различные укрепления противника, в том числе вертикальные (высотой до полутора метров) и рвы шириной до 2.5 метров. Несмотря на свои габариты, первый опытный танк не смог их преодолевать, а про вертикальные преграды можно и не упоминать – он их не преодолел бы чисто физически. Тогда военные пошли другим путем – они «напрягли» конструкторов, дабы те создали новую по компоновке боевую машину, которая не заваливалась бы носом в траншеи (откуда самостоятельно выбраться могла не сразу), а также способную преодолевать вертикальные преграды. Разумеется, вооружение, бронирование и силовую установку необходимо было сохранить, согласно изначальным требованиям.

Уильям Эшби Триттон (слева) и Уолтер Гордон Уилсон - "отцы" танковой промышленности Великобритании.
Уильям Эшби Триттон (слева) и Уолтер Гордон Уилсон - "отцы" танковой промышленности Великобритании.

Так, путём проб и ошибок, конструкторы Уильям Триттон и Уолтер Гордон Вилсон создали так называемый «танк-ромб», пока только на бумаге. Продемонстрировав проект военным, конструкторы встретили общее одобрение комиссии и принялись за его воплощение в металле. К декабрю 1915 года был готов первый ходовой прототип, который послужит базой для отработки всех недостатков конструкции (благо их выявят немало в ходе испытаний). Разработку первого серийного танка вели в обстановке полной секретности – конструкторам было запрещено даже намекать на постройку чего-то такого.

Взяв за основу конструкцию «Малыша Вилли», Триттон и Вилсон решили несколько изменить машину, не только придав ей ромбовидную форму, но и хорошенько поработав над её компоновкой. Машине существенно занизили центр тяжести, что должно было положительно повлиять на её проходимость по рыхлым грунтам и «лунному пейзажу». Однако на практике это вызвало определённые трудности – их преодоление заняло почти полгода, и лишь к сентябрю 1916 года была сформирована первая боевая часть, состоящая из 49 машин, которые всё ещё представляли собой ненадёжные боевые машины. Но об этом позже.

Конструкция

Танк Mark I имел необычную для современных танков ромбовидную форму, которая по идее, должна была увеличить длину гусениц, следовательно, повысить проходимость машины при преодолении препятствий. Все планы по установке башни потерпели крах – Mark I имел слишком большие габариты, но артиллерийского вооружения танк всё же не лишили. В отличии от современных танков, Mark I не имел чёткого разделения по компоновке – двигатель и трансмиссионный блок находились в центральном отсеке, с небольшим смещением к корме, отсек управления был в передней части танка. Для управления танком требовалось восемь (!) членов экипажа

Броневой корпус

Корпус Mark I представлял собой бронированную коробку с дифференцированной толщиной броневых листов толщиной 10 мм во лбу, по бортам и корме, днище и крыша корпуса имели толщину в 5-6 мм. Такая толщина могла защитить от пуль из стрелкового оружия и пулемётов, а также осколков ручных гранат и артиллерийских снарядов. Почему такой тонкий корпус?

Mark I, первый серийный танк. Фотография в свободном доступе.
Mark I, первый серийный танк. Фотография в свободном доступе.

Потому что конструкторы были скованы в выборе ходовой части и двигательной установки – а «таскать» танк весом в 28 тонн, мягко говоря, сложновато. Тем не менее, корпус обеспечивал неплохую по тем временам защиту экипажа, а также неплохо выполнял свои обязанности. Ровно до тех пор, пока противник не перестал разбегаться при одном виде этого рычащего монстра и научился с ними бороться.

Вооружение

Существовало две версии первых танков – «самец» и «самка». Отличались они только вооружением – «самец» имел смешанное пулемётно-пушечное вооружение, «самка» - только пулемётное. Оба типа танков предлагалось использовать вместе – «самки» эффективно боролись бы с пехотой противника, а «самцы» боролись бы с лёгкими укреплениями противника и пулемётными точками противника, параллельно помогая «самкам» бороться с пехотой противника.

"Самец" ромбовидного танка преодолевает препятствие. Фотография в свободном доступе.
"Самец" ромбовидного танка преодолевает препятствие. Фотография в свободном доступе.

«Самцы» производились с орудийными спонсонами, расположенными по бортам танка, в каждом из которых устанавливалась 57-мм «сухопутная» версия морской пушки QF 6-pounder Hotchkiss с вертикальным клиновым затвором, гидравлическим откатником и пружинным накатником. Длина ствола пушек составляла 2.28 метра (40 калибров). В качестве маски орудия выступали цилиндрические щиты, прикрывавшие амбразуры. Наведение пушек – ручное, с использованием плечевого упора и без всякого рода механических приспособлений. «Поле зрения» пушки – 110 градусов, со смешными углами вертикального наведения. Объяснялось это конструкцией спонсона – наводчик (он же стрелок-артиллерист) буквально стоял на коленях, и ни вверх, ни вниз ствол направить не смог бы никак. Боекомплект на обе пушки составлял 334 унитарных снаряда осколочно-фугасного типа, расположенных в укладках на нижних частях спонсонов и между их боковых стенок. Максимальная скорострельность пушек составляла до двадцати выстрелов в минуту, а эффективная дальность стрельбы из пушек устанавливалась в районе одной сухопутной мили. Наведение на цель осуществлялось при помощи простейшего телескопического прицела с оптическими линзами небольшого увеличения (точно сказать не могу, никакой информации об этом не нашёл.

Позади пушек спонсонов «Большого Вилли» располагались два пулемёта Hotchkiss Mle 1909 (по одному на спонсон), ещё по одному располагалось в лобовой и кормовой части танка. Все эти пулемёты обеспечивали почти круговой обстрел, и при отсутствии или бездействии артиллерии противника, танк мог играть роль полевого передвижного форта. Все эти пулемёты могли быть с лёгкостью демонтированы при необходимости использования вне танка, а также легко установлены на свои места. Естественно, никакого электроспуска у пулемётов не было.

"Самка" тяжёлого британского танка. Фотография в свободном доступе.
"Самка" тяжёлого британского танка. Фотография в свободном доступе.

«Самки», как я уже говорил выше, имели только пулемётное вооружение – четыре станковых 7.7 пулемёта Виккерс (британская версия пулемёта Максима) с водяным охлаждением устанавливалось в спонсонах, ещё по одному Hotchkiss Mle 1909 было расположено в лобовой и кормовой части танка. Боекомплект составлял 5760 патронов для «самцов» и 30 080 патронов для «самок». Питались все пулемёты от одинаковых матерчатых лент, каждая из которых вмещала 320 патронов. Помимо этого, у каждого члена экипажа по штату был личный револьвер, с помощью которого они могли отстреливаться от противника через портики в вертикальных листах танка.

Средства наблюдения и связи

Контроль за обстановкой на местности командир и водитель танка могли осуществлять через свои смотровые лючки в переднем лобовом листе. Каждый лючок мог открываться и закрываться полностью, либо оставлять узкую смотровую щель. Также у них были перископические смотровые приборы, использование которых на ходу по пересечённой местности было не только неудобным, но и опасным – возможность получить травму была слишком высокой. Остальным членам экипажа повезло чуть больше – у них были только смотровые щели, изнутри прикрываемые толстым стеклом (триплексов тогда ещё не было). Это тоже было травматичным для экипажа – при обстреле эти стёкла легко бились осколками внутрь машины, а экипаж мог получать ранения не только от осколков стекла, но и от брызг свинца и осколков снарядов, залетавших внутрь при обстрелах.

Один из членов экипажа передаёт пакет данных на командный пункт. Фотография в свободном доступе.
Один из членов экипажа передаёт пакет данных на командный пункт. Фотография в свободном доступе.

Радиостанции на танках предусмотрено не было совсем, ни внутри танка, ни с внешним миром. Грохот двигателя и остальных частей заставлял членов экипажа привлекать к себе внимание, стуча по корпусу чем-то металлическим, и буквально на пальцах объясняя остальным членам экипажа, что от них требуется. С внешним миром связь была ещё прозаичнее – использовались, как правило, цветные флажки (эффективность которых была близка к нулевой – сложные погодные условия, боевая обстановка и прочие факторы делали их применение бесполезным). В какой-то момент было принято решение использовать голубиную почту, но маленькие птахи чрезвычайно быстро гибли внутри танка – то от грохота сердечко разорвёт, то от жары. Бесполезной оказалась и телефонная связь – катушка, которая влезала в кормовое отделение танка, не могла нести кабель достаточной длины, да ещё и риск повреждения линии осколками играл свою роль.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Танк оснащался рядным шестицилиндровым бесклапанным бензиновым двигателем карбюраторного типа с водяным охлаждением от компании Daimler. При рабочем объёме в 13 литров, двигатель мог развить до 105 лошадиных сил мощности, что позволяло «таскать» боевую машину по полям со скоростью до 6.5 км/ч по шоссе и до 3.5 км/ч по грунту. Двигатель, как я уже говорил, располагался в средней части танка с небольшим смещением к корме, не имел никаких глушителей и защитных кожухов. Питался он из двух топливных баков ёмкостью в 114 литров, расположенных под крышей корпуса по бортам. Топливо подавалось в двигатель самотёком, поэтому при сильном крене на нос или корму подача топлива могла прекратиться и танк попросту глох. Поэтому, в случае крена, одному из членов «моторной группы» приходилось вручную лить топливо в карбюратор, чтобы двигатель не заглох.

В состав трансмиссии входили:

· Карданный вал;

· Главный фрикцион конусного типа на феродовой прокладке;

· Двухступенчатая механическая коробка передач со скользящим переключением;

· Червячный редуктор;

· Дифференциал;

· Бортовые коробки передач, связанные с дифференциалом;

· Два ленточных тормоза (по одному на борт);

· Две цепных передачи для раскручивания ведущих задних колёс;

· Два однорядных редуктора;

Управлять ходом машины приходилось сразу трём или четырём членам экипажа – механик-водитель задавал курс движения, командир танка управлял бортовыми тормозами, поворачивая машину, а ещё два помощника водителя управляли бортовыми передачами.

Ходовая часть применительно к одному борту состояла из ведущего заднего колеса, двадцати шести опорных катков и ленивца, расположенного в передней части машины. Понятие подвески у данной серии танков было понятием очень условным – вроде бы и есть, а толку от неё никакой нет. Двигался танк благодаря двум гусеницам, каждая шириной в 52 сантиметра, собираемых из девяноста траков, которые производились из броневой стали. Для облегчения поворота служили два задних колеса, которые крепились при помощи хитрого пружинного упора (управлялись они из танка при помощи тросов). Однако практической пользы они не имели – в одном из первых боёв попаданием снаряда тележку разбило, но танк своей подвижности не потерял, потому от использования тележек вскоре отказались.

Дальнейшие модификации

На основе Mark I было создано ещё девять модификаций, каждая из которых заметно отличалась от базовой модели. Давайте рассмотрим каждую из них в отдельности.

Mark II

Одним из немногих отличий данной серии был более узкий корпус, который позволил сделать гусеницы немного шире. Конструкторам пришлось пожертвовать внутренним пространством боевой машины в угоду проходимости и без того тесное «боевое» отделение танка стало ещё опаснее для экипажа – вытяжек для пороховых газов ещё не было предусмотрено, рёв двигателя и грохот от стрельбы орудий и пулемётов вызывали акустические травмы, добивала танкистов и жара.

Подбитый Mark II - первая модификация британского танка. Фотография в свободном доступе.
Подбитый Mark II - первая модификация британского танка. Фотография в свободном доступе.

Одним из главных новшеств Mark II стала эпициклическая система передач Уилсона, устанавливаемая на бортовые приводы. Она оказалась надёжнее изначальной конструкции, а также легче.

Но военному ведомству серийное производство нового танка показалось неоправданно дорогим, и двадцатью пятью машинами серию пришлось ограничить. Изначально они использовались как учебные машины, но из-за нехватки танков на фронте, их пришлось в срочном порядке дооборудовать вооружением и отправлять во Францию. Там они себя показали ничуть не лучше, чем Mark I в плане боевых качеств, но уже демонстрировали большую надёжность ходовой части.

Mark III

Эта модель получила изменения, направленные на защиту от снарядов. У неё усилили бронирование лобовой части, барбет (цилиндр, заменяющий маску вооружения танка) стал чуть меньше, что в теории должно было привести к уменьшению общей массы танка и экономии бронированной стали, однако не срослось – новый танк за счёт увеличения толщины стали, получился тяжелее на полтонны.

Mark III на учебном полигоне - именно поэтому у него не установлено вооружения. Фотография в свободном доступе.
Mark III на учебном полигоне - именно поэтому у него не установлено вооружения. Фотография в свободном доступе.

Всего было построено пятьдесят танков данной модели в «мужской» и «женской» модификациях, однако о фактах боевого применения Mark III ничего не известно – есть данные лишь о том, что их использовали в качестве учебных машин на полигоне в Бовингтоне.

Mark IV

Эта модель уже была «боевой» - толщину бронелистов в ней ещё больше увеличили (борта получили 12 мм брони), что могло защитить от немецких бронебойных пуль для стрелкового оружия. Также в этой модели протестировали новые пулемёты Льюиса с воздушным охлаждением, которые достаточно быстро перегревались, а также сильно загрязняли атмосферу боевого отделения пороховыми газами. Всё это создавало экипажу сильные неудобства и на поздних сериях от пулемётов Льюиса отказались, заменив их проверенными пулемётами Hotchkiss Mle 1909. Вентиляции на танках всё ещё не было.

Mark IV собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Mark IV собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

Изменения затронули и орудийную часть – по сообщениям военных, танки часто цеплялись стволами орудий за деревья или стены, а также зачерпывали землю при движении по «лунному пейзажу». Чтобы этого избежать, конструкторам пришлось снизить боевые характеристики танка, укоротив ствол пушки до 23 калибров.

Также изменения коснулись расположения топливных баков – они расположились между задними ветвями гусениц, вне «боевого» отделения танка. Горючее теперь подавалось принудительно, экипаж уже мог не бояться заглохнуть посреди поля боя. Прикрыли и цепную передачу, которая шла к ведущим колёсам – теперь она не забивалась грязью, и ходовая часть стала немного надёжнее. Защитили и механика-водителя – смотровой люк прикрыли бронированной плитой со смотровой щелью, забранной толстым стеклом.

Именно этой модификации «посчастливилось» участвовать в первом мире встречном танковом бою 26 марта 1918 года – три Mark IV (два из которых были пулемётными), и их экипажи были вымотаны газовой атакой и собственными машинами. В лесу Аббе, недалеко от деревни Каши, что во Франции, они встретились с тремя немецкими танками A7V. Несмотря на перевес в вооружении в сторону немецких танков, англичане сумели отогнать танки противника. Именно в этом бою танкисты увидели истинное значение маневренности.

Боевое крещение этой модификации произошло во время боя за Мессин, однако массово эти танки применили в ходе сражения при Камбре (там их было около 450 штук). Всего за год было выпущено чуть больше тысячи танков этой модификации, и они стояли на вооружении до конца Первой Мировой Войны. Закончился их серийный выпуск с появлением модели Mark V.

Mark V

Данная модификация сильно отличалась от своих предшественников, причём отличия были как во внешнем виде, так и во внутренностях. Отличить новую модель можно было по воздухозаборникам системы охлаждения, которые располагались по бортам танка. Увеличилась в размерах командирская рубка. В корме танка теперь штатно размещался один пулемёт Vickers с водяным охлаждением (на предыдущих моделях это было опциональным решением).

Эта модификация получила новый двигатель Ricardo, развивавший уже сто пятьдесят лошадиных сил, новую четырёхскоростную планетарную коробку передач, а также новую систему охлаждения двигателя. Отныне машиной мог управлять только один человек (помощники, переключающие передачи на бортовых КПП стали не нужны).

Mark V, "затрофеенный" и установленный в Архангельске как памятни Гражданской войны. Фотография в свободном доступе.
Mark V, "затрофеенный" и установленный в Архангельске как памятни Гражданской войны. Фотография в свободном доступе.

Произошли изменения и в вооружении – танку вернули длинноствольные пушки (длина ствола составляла сорок калибров), а штатным противопехотным оружием стали сразу четыре пулемёта Hotchkiss Mle 1909. «Самки» вооружались всё также – пять пулемётов Vickers с водяным охлаждением (по два на борт и один в носу) и одним пулемётом Hotchkiss Mle 1909 в корме. Всего таких танков было выпущено четыреста штук (по 200 «самцов» и «самок»).

Повоевать танки успели практически везде – и в кайзеровской армии, и в послевоенной Германии, и во Франции. Некоторое количество единиц было захвачено молодой Красной Армией в боях с белогвардейцами. Кстати, в России эта модификация носила имя «Рикардо», по отлитому на блоке цилиндров названию двигателя. Они стояли на вооружении различных армий мира примерно до 30-х годов ХХ века (СССР, Британия), а кое-где и до начала Второй Мировой Войны (например, Польша, Япония, Латвия и Эстония). Где-то я встречал, что один из таких напрочь устаревших танков был в составе Берлинского гарнизона и его пытались использовать для защиты города в 1945 году.

Mark V*

Данная модификация была попыткой создать на базе танка бронированную машину пехоты – вся модернизация заключалась в том, что в разрезанный пополам корпус вваривалась дополнительная двухметровая секция, и танк мог перевозить до стрелкового взвода (25 бойцов) или иной полезный груз. Благодаря удлинению гусениц улучшилось сцепление танка с поверхностью, а также появилась возможность преодолевать более широкие препятствия на местности (рвы, окопы и т.д.). Вооружение осталось идентично модели Mark V.

Первая попытка перебросить танками десант произошла во время сражения за Амьен, однако была неудачной – вентиляция на танках всё также отсутствовала, и солдаты попросту угорали от смрада и жары в «боевом» отсеке танка. Особенно быстро это происходило в боевой обстановке, когда «работали» пушки и пулемёты танка.

Mark V**

Эта модификация являлась прямым «наследником» Mark V* - в силу удлинения корпуса (а также утяжеления машины) существенно снизились маневренность и скорость передвижения танка. Поэтому конструкторы установили в него новый двигатель мощностью в 225 лошадиных сил, внесли некоторые изменения в подвеску и трансмиссионный блок, а также установили более узкие гусеницы. Таким образом они увеличили удельное давление танка на грунт, зато повысили скорость и уменьшили радиус разворота боевой машины.

Mark VII

Эту модификацию танка сделали продолжением серии Mark V, и единственными улучшениями, внесёнными в конструкцию, стало оснащение танка гидравлической трансмиссией, в состав которой входила и вариаторная коробка передач (!), установлена вентиляция, а также электрический стартер двигателя. Управление танка было максимально упрощено, существенно увеличилась подвижность боевой машины. Однако эта модификация была слишком дорогой для вооружённых сил Великобритании – из 75 заказанных машин военные забрали лишь три, остановив заказ на следующие машины.

Mark VIII “Liberty”

Эта модификация была совместной разработкой конструкторов Великобритании и США – благодаря совместной разработке, этот тяжёлый танк фактически стал венцом развития линейки ромбовидных танков. Существенно изменилось бронирование и размещение систем вооружения, установлен максимально производительный двигатель Liberty L12 мощностью в 338 лошадиных сил, была применена система «втягивания» спонсонов для удобства транспортировки по железной дороге.

Mark VIII Liberty собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Mark VIII Liberty собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

Артиллерийское вооружение монтировалось также в спонсонах, однако их целиком отдали артиллеристам – пулемёты монтировались в своеобразной башенке на крыше танка. Всего их было пять – два в лобовой проекции, ещё два в бортовых и один в кормовой проекции башни. Устанавливались в башне пулемёты Браунинга образца 1919 года (модификация создавалась конкретно под США), а в спонсонах устанавливались две 57-мм пушки Hotchkiss 6 pounder Mk II с длиной ствола в 23 калибра. Сектор обстрела каждого орудия составлял 100 градусов, у пулемётов в шаровых установках этот параметр составлял 30 градусов.

Улучшена была и коробка передач майора Вилсона – теперь танк имел две скорости вперёд и две назад. Причём переключать их можно было без полной остановки машины, буквально на ходу. Улучшили и условия для экипажа – их было от восьми до одиннадцати человек (механик-водитель, командир машины, заряжающий и стрелок на каждое орудие, пять пулемётчиков и инженер-механик). Все они находились в отдельном отсеке, который отделялся от моторного специальной перегородкой, что существенно снижало уровень шума и загазованности в машине, а также была улучшена вентиляция боевого отделения.

Mark IX

Последняя модификация британского ромбовидного тяжёлого танка создавалась как бронированный транспортёр пехоты. Его разработка началась в сентябре 1917 года и по задумке создателей, был необходим для переброски пехоты непосредственно к укреплённым позициям противника. Построен он был на базе Mark V**, но сильно отличался от последнего – вопреки требованием военных на него не навешивались спонсоны, а всё вооружение состояло из двух пулемётов Hotchkiss Mle 1909, установленных в лобовой проекции башни.

Двигатель был сдвинут вперёд, а на освободившемся пространстве были установлены посадочные места для тридцати пехотинцев в полном снаряжении. Посадка и высадка осуществлялась через большие овальные двери в бортах, а чтобы во время транспортировки десантники не маялись бездельем, они могли стрелять по противнику через бойницы, расположенные в бортах танка.

На базе этой модификации были попытки создать танк-амфибию, которая могла передвигаться как по воде, так и по суше. Для этого гусеницы танка были дооборудованы специальными дорожками-гребнями на гусеницах, а корпус подвергся полной герметизации. Однако скорость движения по воде всё равно оставалась чрезвычайно низкой и от этой разработки вскоре отказались. Но опыт, полученный на этом танке, в дальнейшем был применён на других моделях.

Боевое применение

История боевого применения ромбовидных британских танков слишком обширна, чтобы уместить её в одной публикации – они воевали практически по всему Западному фронту, в России и на Ближнем Востоке. И если в первые боевые выходы танки несли хаос, смерть и разрушения, то вскоре с ними научились бороться, причём довольно быстро и успешно. Первыми, кто подбил английский танк, были турецкие войска – они столкнулись с ними на Ближнем Востоке, и танк удалось подбить из 57-мм британской же пушки, огромное количество которых было распродано по всему миру непосредственно перед войной.

Первый танк Mark I отправляется в бой. Фотография в свободном доступе.
Первый танк Mark I отправляется в бой. Фотография в свободном доступе.

Но этим неуклюжим и неповоротливым машинам с кучей недостатков, удалось заявить о себе – очень скоро танки стали неотъемлемой частью боёв на суше, где их боевые характеристики стали раскрываться всё больше в зависимости от используемой тактики ведения боя. Конечно, уже спустя десять лет после своего появления, танки сильно изменились, но «ромбы» сухопутных крейсеров навечно оставили свой след в истории сражений.

Заключение

Лично я считаю, что «ромб» всему голова, то есть именно с них начались активные разработки танков по всему миру. Да, они существенно изменились с момента своего появления на фронтах, но не изменилось их назначение – бороться с противником любыми доступными средствами. И сегодня, глядя на «дедушек» современных танков, мы можем лишь представлять, насколько сложным был путь от первых прототипов до танков нашего времени.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!