Зенитный бронеавтомобиль на базе «Руссо-Балт тип Т» разрабатывался одновременно с первым отечественным серийным бронеавтомобилем, но уже под другие задачи. В его задачи входила борьба с летательными аппаратами противника, и по стечению обстоятельств, он стал первым в истории Русской Императорской Армии боевым зенитным транспортом.
История создания
Ещё до начала Первой Мировой Войны военные начали понимать, что авиация развивается слишком стремительно, и не за горами тот день, когда военные действия будут идти и в воздухе. Ну и по армейской традиции, если есть какая-либо боевая машина, но в скором времени кто-то придумает средство, которое позволит бороться с этой машиной. Так получилось и с авиацией – появление в ряде иностранных армий большого количества самолётов и иных летательных аппаратов заставило конструкторов по всему миру разрабатывать средства борьбы с воздушными целями.
Не стала исключением и Российская Империя – в 1913 году Главное артиллерийское управление Российской Империи одобрило проект по созданию «противоаэростатного орудия калибра 76,2 мм» (так в те годы называли зенитные пушки), документация по которым была передана Путиловскому заводу для проведения дальнейших работ по созданию артиллерии нового типа. К концу 1914 года несколько прототипов уже были собраны и готовились к испытаниям, но военное руководство решило, что стационарные противоаэростатные орудия не будут эффективными и потребовало установить их на бронеавтомобили.
Такой проект не стал инновацией – ещё в 1911 немецкие инженеры предлагали построить что-то похожее, и даже участвовали в переговорах с русским военным агентом. Однако договор подписать не удалось, и новую технику для Русской Императорской Армии пришлось разрабатывать самостоятельно.
Выполняя требования военных, конструкторы решили подобрать для нового орудия подходящее шасси – учитывая параметры пушки, выбор остановили на пятитонном грузовом автомобиле «Руссо-Балт тип Т». По мнению конструкторов, этот грузовик был оптимальным решением для создания первой отечественной зенитной самоходной артиллерийской установки. При этом они поступили весьма странно при создании боевой машины – бронировать решили только моторный отсек и кабину, оставив орудие и артиллерийский расчёт без какой-либо защиты. Конструкторы, сами того не ведая, пошли по пути английских коллег, создавших Thornycroft J type (которые «кончились» через восемь месяцев после своего появления на фронте.
В будущее конструкторы, конечно же, смотреть не умели, да и к коллегам на острове за советом не спешили (оно и правильно) и поэтому справедливо надеялись, что новая техника непосредственно на линии боевого соприкосновения войск работать не будет. Видимо, это и было ещё одной причиной, почему конструкторы не хотели перегружать шасси, однако военные всё же настояли, чтобы экипаж мог хоть как-то защищаться от винтовочного огня и осколков, поэтому в финальной версии проекта по бортам зенитной машины установили лёгкие щитки из бронированной стали. Защита была такой себе, но хотя бы что-то…
Строительство новых машин начали уже в 1914 году, не дожидаясь официального принятия на вооружение новых «противоаэростатных орудий». В феврале 1915 года решили совместить испытания новой техники, и сформированная за несколько дней автомобильная зенитная батарея вышла на полигон. В течении нескольких недель батарею гоняли до седьмого пота, после чего военная комиссия решила, что у новой техники есть серьёзные перспективы. В марте того же года все уже имевшиеся на вооружении зенитные автомобили, вместе с транспортёрами снарядов (кстати, их роль исполняли трёхтонные Руссо-Балт тип М) были сведены в одну батарею под командованием штабс-капитана Тарновского, после чего были отправлены на территорию современной Польши. Всего было выпущено четыре бронеавтомобиля данной модификации.
Описание конструкции
Как и вышеуказанный британский аналог, «Руссо-Балт тип Т» не был полноценной бронированной машиной – конструкторы изначально планировали использовать его вдали от линии соприкосновения войск, позволяя работать только по зенитным целям, прикрывая тем самым пехоту, а также различные тыловые постройки.
Корпус
Конструкторы не особо «мудрили» с переделкой грузового автомобиля – взяв от него шасси, они посадили на него пространственную раму, на которую при помощи клёпки устанавливали довольно тонкие листы брони (от 4 до 6 мм по разным источникам). И то, это распространялось только на кабину – борта «боевого отделения» прикрывались низенькими бронелистами, за которыми можно укрыться разве что лёжа, а само орудие и вовсе не прикрывалось никакими щитками.
Никаких тут вам рациональных углов бронирования, никакой дополнительной защиты для экипажа – в прямой бой вас мало кто выпустит, а против воздушных целей работайте на упреждение. Скорее всего, конструкторы этой самоходной зенитной установки считали именно так.
В кабине размещались два члена экипажа – механик-водитель и командир машины. Ещё четыре человека экипажа (заряжающий, наводчик и два подносчика снарядов) располагались в открытом кузове. Там же располагался и возимый боекомплект, размещённый в ящиках (пара десятков снарядов, точнее сказать не могу). Эти же ящики (вернее, их крышки, сделанные под лавку) были «посадочными» местами артиллерийского расчёта.
Вооружение
Единственным вооружением зенитного бронеавтомобиля Руссо-Балт тип Т была 76-мм зенитная пушка образца 1914/15 годов (также её называли 3-дюймовая противоаэропланная пушка Лендера или Тарновского—Лендера, также 8-К). Это первое в истории российской оружейной промышленности специализированное орудие, которое предназначено для ведения огня по воздушным целям. Однако не стоит так уничижительно говорить о нём – пушка была способна вести эффективный огонь и по наземным и надводным целям.
Также это была первая пушка, оснащённая клиновым затвором и полуавтоматикой инерционного типа. Размещалась пушка на «родном» лафете, разработанном специально для ведения огня по различным целям – именно поэтому угол вертикальной наводки находился в диапазоне от -5 до +65°. В 1915 году лафет подвергся ещё одной модернизации, связанной с увеличением угла вертикальной наводки до 75°. Компрессор откатного устройства – гидравлический, накатник пружинного типа. Горизонтальная наводка осуществлялась вращением орудия на тумбе, и в зависимости от угла вертикального наведения, орудие могло поражать цели по полному кругу.
В боекомплект орудия могли входить снаряды различного типа, которые применялись для ведения огня из 76-мм полевой пушки образца 1902 года. Но наиболее часто применяли именно снаряды шрапнельного типа, как наиболее подходящие для ведения огня по воздушным целям. Чаще всего применялся снаряд Ш-354П, снаряжавшийся 260 шариками диаметром 12,7 мм. Также в боекомплект грузили 76-мм фугасные гранаты, предназначенные для ведения огня по аэростатам. В зависимости от типа снаряда и его модификации, максимальная досягаемость выстрела по цели составляла 6100 метров по высоте, а при стрельбе в горизонтальном положении ствола – до 9500.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
В качестве силовой установки использовался четырёхцилиндровый рядный двигатель карбюраторного типа «Руссо-Балт», оснащённый системой жидкостного охлаждения. Он выдавал 40 лошадиных сил, чего хватало на движение машины по шоссе со скоростью до 45-50 км/ч. Приводное усилие передавалось на задний ведущий мост бронеавтомобиля при помощи механической трансмиссии с цепной передачей. Питался двигатель от топливного бака ёмкостью в 90 литров, размещённого непосредственно под сиденьями членов экипажа в кабине.
Ходовая часть представлена двумя мостами, соединёнными с рамой через листовую рессорную подвеску полуэллиптической формы. Никакой независимой подвески, что само собой разумеется, не устанавливалось, поэтому до комфортного движения по бездорожью первой самоходной зенитной установке было далеко, да и проходимость её оставляла желать лучшего. По этой причине вести огонь по цели на ходу было решительно невозможно, и устранить этот дефект конструкции при существующих реалиях производства 1914 года, мягко говоря, было нереальной задачей.
Шасси «Тип Т», несмотря на достаточно высокие характеристики, не могло справиться с повышенной нагрузкой при стрельбе. По этой причине зенитный броневик получил набор упоров-аутригеров, предназначенных для передачи энергии отдачи на грунт. Машина имела три откидных упора: два устанавливались по бокам от орудийной тумбы, третья – в задней части рамы. Опускаясь на грунт, аутригеры поднимали машину и исключали передачу нагрузки на рессоры, сохраняя их ресурс. Боковые упоры получали по две тяги. Эти тяги с винтовыми механизмами обеспечивали оптимальное расположение упоров.
Боевое применение
Боевой путь свежесозданной зенитной батареи начался 20 марта 1915 года, когда подразделение было отправлено на фронт. И уже 30 мая того же года батарее удалось взять свой первый трофей – в районе города Пултуск был сбит немецкий самолёт-разведчик. В силу своего активного использования, батарея постоянно увеличивала счёт сбитым воздушным целям. Но самым примечательным, на мой взгляд, стал бой 12 июня 1916 года, когда на батарею налетел с десяток немецких самолётов – немцам было очень важно продолжать чувствовать себя безнаказанными в воздухе. Однако не вышло – три немецких самолёта были сбиты, остальные отогнаны зенитным огнём. В составе батареи потерь не было, противника удалось встретить на дальних подступах.
Вообще судьба батареи прослеживается до начала 1917 года – после начавшейся неразберихи найти адекватную документацию того временного периода достаточно сложно. После февральской революции путь батареи теряется – достоверно установить, была ли она расформирована из-за выявленного разложения, уничтожена в бою или же отправлена на утилизацию как ненужная, мне не удалось. Хотя где-то проскакивала информация, что зенитные грузовики несли службу и во время Гражданской войны – однако сказать точно, какие это были грузовики, я не могу.
Заключение
Бронеавтомобили Руссо-Балт тип Т стали первой ласточкой, вернее родоначальниками целого ряда образцов бронированной техники, предназначенной для борьбы с воздушными целями. Продемонстрированная ими боевая эффективность показала перспективность подобной техники, но в силу слишком малого количества, первый отечественный зенитный автомобиль сыграл минимальную роль на фронтах сражений.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!