Найти в Дзене
Школа Вокала.

Какие вокальные навыки формируются в начале обучения вокалу,а какие есть у вас?

Чему мы учимся и что умеем в результате?

Учимся петь 5 лет-не равно научились. Учимся 10 лет-не равно можем с уверенностью сказать, что умеем петь.

Это, к сожалению, прям картина маслом в большинстве случаев. Педагог не смог донести или до вас не дошло, или вы не готовы. психологически. Причины есть. Их много и они у всех разные.

Когда ко мне приходят ученики, всегда спрашиваю, где учились, сколько времени тренировались, какие навыки и умения у вас есть. Предполагается, что если вы учились, то что-то из нижеперечисленного у вас имеется в виде навыка.

Давайте посмотрим.

К вокальным навыкам относятся:

  1. вокальная техника(теория и практика: звукообразование, голосоведение, дыхание, артикуляция, слуховые навыки, атака звука, дикция, пение без сопровождения музыкального инструмента, разбор произведения, работа с микрофоном, актерское мастерство)
  2. вокальная выразительность(динамика ,филировка, вокальные приемы, образы)

То есть при вашем пении слышно, что это поставленный голос в том самом правильном месте и что вы умело применяете приемы техники и выразительности. Тогда ваша исполнительская деятельность будет успешна.

В вокале мы учимся многому одновременно. Как алмаз шлифуем и оттачиваем грань за гранью. А в результате наступает время, когда весь бриллиант заблестит и засияет всеми гранями.

Рассмотрим эти грани.

1.Звукообразование - это целостный процесс, обусловленный способом взаимодействия дыхания, артикуляции с работой гортани. Этот навык является центральным.

Звукообразование предопределяет в пределах индивидуальных возможностей владение тембром, что обеспечивает умение использовать разнообразную динамику по всему диапазону, различные типы атаки звука, способы артикуляции, модуляции голоса.

Статья по теме:

2.Составной частью звукообразования является умение правильно интонировать. С навыком сознательного управления регистровым звучанием связана подвижность голоса.

Статья по теме:

3.Понимание целостного процесса не исключает выделения отдельных навыков: артикуляцию и дыхание, непосредственно участвовавшие в звукообразовании и обеспечивающих качество дикции, способа звуковедения, динамику.

Каковы бы ни были природные данные, голоса требуют выработки прочных профессиональных вокальных навыков, потому что почти все голоса от природы несовершенны и нуждаются в обработке.

Статья по теме:

4.Навык артикуляции и дикции включает в себя: отчетливое фонетическое определенное произношение слов. Умение находить высокую вокальную позицию за счет специальной организации переднего уклада определенных органов; умение соблюдать единую манеру артикуляции для всех гласных; умение сохранять стабильным уровень гортани в процессе пения гласных; умение максимально растягивать гласные и коротко произносить согласные звуки. При пении произношение текста должно быть понятным, т.к. пение - это вид музыкального искусства, в котором музыка связана со словом. В образовании музыкальной речи, принимают участие органы надставной трубы. Эта часть называется артикуляционным аппаратом и состоит: из ротовой полости с языком, мягким небом, нижней челюстью, глоткой, гортанью.

Именно работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных и согласных), называется артикуляцией. Гласные звуки рождаются в гортани при взаимодействии голосовых связок и дыхания.

Они являются оболочкой, в которую входит певческий звук. Именно поэтому воспитание голоса начинается с работы формирования вокальных гласных.

Образование гласных звуков связано с усилением и присутствием, разной для каждого гласного звука области обертонов, которая называется форманта. Образованный на уровне голосовых складок звук, не имеет определенного гласного т.к. преобразование происходит в надскладочных полостях. Каждая из этих полостей усиливает определенную область обертонов. Чем выше форманта гласного, тем звучнее гласный.

Высокая певческая форманта придает звонкость, «полетность»,собраность, «метал», «близость». Особенности образования гласных звуков влияют на звучание певческого голоса и нужно точно знать, как гласный или согласный звук влияет на весь голосовой аппарат:

Гласный «и» самый звонкий из всех гласных настраивает на головное резонирование и помогает собрать звук.

Гласный «ы» не удобный звук для пения,его артикуляция связана с напряжением корня языка, что может привести к зажиму горла.

Гласный «э» не всегда удобный, способствует активной атаке.

Гласный «а» занимает среднее положение между звонким и глухим. Легко поддается округлению, этот звук помогает лучше других гласных освободить артикуляционный аппарат и выявить природный тембр голоса.

Гласный «о»способствует хорошему поднятию мягкого неба.

Гласный «у» самый глубокий. При произнесении больше поднимается мягкое небо, расширяется ротоглоточная трубка.

При пении йотированных гласных первый звук быстро сменяется вторым, тянущимся звуком.

Согласные звуки делятся на глухие и звонкие. Они возникают в ротовой полости. Гласные и согласные образуются одними и теми же органами.

Активное произношение согласных, вызывает сокращение мышечных стенок ротоглотки, превращая ее в резонатор. При переходе с согласного на гласный звук установка губ, языка, мягкого неба для гласного подготавливается уже при звучании предшествующего согласного.

Чтобы правильно организовать функциональную работу артикуляционного аппарата, необходимо снять напряжение с органов.

Коротко снятые согласные, в пении, и быстрая смена согласных гласными требует мгновенной перестройки артикуляционных органов. Особенно важна полная свобода в движениях языка, губ, нижней челюсти и мягкого неба.

Статья по теме:

5.Фундаментом в пении является дыхание.

Ваша цель- дать лёгким возможность полностью наполниться воздухом, расширяясь как вниз, так и в стороны. Брюшной пресс должен подталкивать диафрагму в сторону лёгких, подобно поршню в насосе. При этом гортань остаётся расслабленной, причём одинаково на всех нотах, от высоких до низких. Таким образом, формируется единая позиционная манера и ровность регистра. И, если корень языка, как утверждают ведущие мировые эстрадные педагоги, опускается вниз, то кончик языка наоборот нацелен вверх, к твёрдому нёбу и к зубам. Звук фокусируется в некую маску в районе рта, микрофонную зону («маск-резонанс» по Э. Ховарду), произношение легкое,чёткое и очень близкое к речевой позиции.

Навык дыхания распадается еще на важные элементы:

1. Певческая установка, которая обеспечивает оптимальные условия для работы дыхательных органов.

2. Глубокий вдох.

3. Задержка дыхания, при которой исполнитель мысленно готовится перейти к концу фразы.

4. Постепенный выдох.

5. Умение распределять дыхание на всю музыкальную фразу. Плавный выдох, экономное расходование дыхания - это основные задачи правильного певческого выдоха,

Начинающие исполнители берут много воздуха при вдохе и, тем самым, расходуя его в начале музыкальной фразы. Такая ситуация приводит к безрезультативному расходу определенной части дыхания. в работе над вокалом.

Статья по теме:

6.Еще важно знать разницу между тремя основными видами атаки звука: мягкой, твёрдой, придыхательной. Связки должны смыкаться не только в результате сигнала головного мозга, но и в результате воздействия на них выдоха - тёплой воздушной волны, идущей по трахее через гортань в микрофон.

Статья по теме:

7.Важно осознать различие двух резонаторов вокалиста: грудного и головного. Заставить звучать эти резонаторы - основная задача. Следующий этап вокальной работы- соединение двух резонаторных зон воедино в области рта в единый звук.

Причем, следует достигать вибрации одновременно в головном и грудном резонаторе. В этом случае образуется «микст», некий смешанный тембр.

8.Вокальные упражнения и распевки должны начинаться от самых примарных и удобных нот ученика, постепенно двигаясь то в одну, то в другую сторону диапазона, расширяя его от занятия к занятию с аккуратным преодолением «переходных нот».

9.Навык выразительности или актерского мастерства.

Этот навык достигается за счет:

  • мимики, выражения глаз, жестов, движений;
  • фразировки, динамических оттенков;
  • тембровых красок голоса;
  • интонации;
  • четкой и правильной дикции;

Выразительность исполнения формируется на основе осмысленности содержания и его эмоционального переживания.

Выразительность бывает:

  • непроизвольная,
  • спонтанно проявляющаяся,
  • произвольная.

Выразительность появляется у начинающего исполнителя только тогда, когда он начинает осмысливать, то, о чём поёт.

Очень тесно взаимосвязаны слуховая и музыкальная выразительность.

10.Работа с микрофоном.

При использовании микрофона слуховые ощущения другие,потому что меняется:

  • тембр голоса;
  • происходит искажение природного звучания голоса в технический;
  • возникают посторонние шумы.

Качество исполнения вокалиста на сцене зависит от правильного использования микрофона. Нужно следить за расстоянием от губ до самого микрофона. Во время выступления можно корректировать расстояние. Например, на высоких звуках нужно отдалять микрофон ото рта, а при низком звучании наоборот приблизить максимально близко, для того, чтобы микрофоном были уловлены все нижние частоты голоса. Все эти правила формируют навык работы с микрофоном, который является необходимым при использовании аппаратуры.

Итак, если все это освоено и хорошо усвоено, то ничто не мешает вам петь: ни язык. который стоит колом, ни дыхание, которого не хватило, ни неудобное слово, ни неудобная нота, ни микрофон, ни неудобный костюм или туфли и т.д.

Вам всё удобно, потому что вы умеете с этим справляться.

Вам свободно в этом МНОГОЗАДАЧНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕНИЯ.

И вам легко.

На протяжении всех лет обучения следите за формированием и развитием важнейших вокальных навыков, постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон ваших певческих возможностей

А сейчас напишите, что конкретно из всего вышеизложенного, вы умеете, а что еще надо освоить, усвоить и как следует напрактиковать.

вокал
вокал

В этой статье про курс для начинающих про основные вокальные навыки с упражнениями. Бери и делай!

Основы вокальной техники вы узнаете на курсе и, следовательно, вокальные навыки тоже. На курсе вы самостоятельно можете натренировать свои умения на упражнениях.

А, если пройти курс с педагогом, то это будет вдвойне успешнее, как показывает практика! Плюс с педагогом вы тренируете вокальные навыки на упражнениях и песнях, соединяя под чутким ухом педагога технику и выразительность.

Запись на уроки ВК https://vk.com/club42295654

И помните, что все мы обречены на успех только при упорной работе по самосовершенствованию.

Педагог по вокалу Ирина Державцева.
Педагог по вокалу Ирина Державцева.

Пение
3339 интересуются