Филировка звука - изменение динамики звучания взятой ноты.
Звуки всегда не прямые от начала до конца, а искусно и по-разному сделанные. Важно и как вы прикасаетесь к звуку, и как развиваете и как заканчиваете.
И чем разнообразнее ваше мастерство в этом, тем интереснее ваше пение.
Филировка по сути показывает то,насколько вы владеете вокальной техникой. Используя филировку можно выразительно «рисовать» звуком голоса ,плести узоры. Владеть динамическими переходами: крещендо — увеличение громкости и диминуэндо — снижение громкости, надо все время ,т.е. и на слове и на фразе.
Красиво сфилированный звук-это и прием и способ выразить разные чувства, гамму переживаний, разноцветная палитра.
Упражнения на филировку следует включать в число ежедневных.
Когда вы работаете над кавером, то анализируете полностью вокал исполнителя:
- Какая манера пения.
- Какие вокальные приёмы.
- Какая филировка звука.
- Какая атака звука.
- Какая звуковысотность каждой ноты, если это какие-то украшения, например, мелизм и какая динамика в разных украшениях.
Например, как приёмы и динамика меняются на одной фразе.
По динамике. Вы начинаете на пиано(тихо), потом развиваете на крещендо(постепенно увеличивая динамику) и уходите на форте (громко).
По приемам. Начали с субтона и ушли в тванг.
То есть делаете анализ всего вокала и всей мелодической линии.
А теперь немного тонкостей от мастеров.
"Первый звук должен быть хорошо атакован, должен получить достаточную силу и устойчивость и затем постепенно, медленно, естественно ослаблен до piano. Нужно следить, чтобы звучание оставалось в "одной точке", или, иначе говоря, одинаково "опертым", собранным, в высокой позиции. Обычно при переходе от forte к piano звук имеет тенденцию "отодвинуться" (распуститься, стать менее "опертым").
Этого следует решительно избегать. Лучше прекратить филирование, не доводя его до piano, чем исказить качество звука".
Из книги: О.П. Колпикова, Ю. Н. Кузнецова. Вокальная подготовка.
Филировка может служить отличным показателем правильности певческого звукообразования. Этим ее свойством пользовались старые итальянские педагоги XVII-XVIII веков.
Они начинали постановку голоса с нахождения филирующихся звуков и в дальнейшем развитии голоса отталкивались от них.
Само название филировка связано с умением изменять силу звука, сводя его к едва слышимому звучанию, подобному звуковой нити. Тренируйте ваше умение постепенно убирать силу звука до почти полного замирания, или наоборот, начать звук едва слышно и постепенно, плавно развернуть его в полное, мощное звучание.
Упражнения на филировку и на дыхание.
Вчера выложила упражнение "Эта распевка тренирует длить дыхание 15 секунд на гамме до мажор." Так вот там я прибегаю к филировке звука на гамме вниз, чтобы удержать дыхание.
Умение филировать звук и умение удерживать звук на дыхании очень связаны. Поэтому упражнения на филировку разовьют и ваше певческое дыхание.
Упражняйтесь в филировке на одном выдержанном звуке.
Помните про “опору “дыхания. Изменение в громкости звука должно происходить не резко, а очень плавно и очень незаметно. Следите, чтобы звук развивался без дрожания и изменения интонации.
Занимаясь только над одним выдержаным звуком ,вы сможете увеличивать время звучания ноты и ,соответственно совершенствовать свое дыхание.