В первых трех частях взгляды из методик классики, современности, науки о регистрах.
Часть 1.Классическое понимание регистров.
По классическому определению, под регистром подразумевается ряд последовательных и однородных звуков, производимых действием одного и того же механизма.
Существует два однородных способа звукообразования: грудной и фальцетный:
грудной - полное замыкание голосовой щели, связки вибрируют всей своей массой, гортань занимает относительно низкое положение.
С акустической стороны наблюдается большое богатство звука обертонами, их сила;
фальцет - замыкание голосовой щели неполное, вибрируют лишь края связок. С акустической стороны звук гораздо беднее обертонами, чем грудной. Чистый фальцет как регистр профессионального оперного пения в расчет не принимается.
Грудной регистр подразделяется на три подрегистра: грудной, медиум (микст), головной.
У мужчин их два: грудной, головной.
У женщин - три: грудной, микст, головной.
Микст - это плавный переход от грудного звучания к головному и фальцетному (смыкание связок занимает серединное положение). При миксте работают и грудной, и головной резонаторы. В этой работе (над микстом) очень важен слуховой контроль и поиск удобства в ощущениях.
Певец должен избежать переломных нот, выравнивая голос посредством хорошо контролируемого дыхания и еле заметного изменения гласного звука в смысле более темной его окраски, называемого “прикрытием” гласного, поэтому есть термины “открытые” и “прикрытые” звуки.
Прикрытый звук - это звук более округленный по тембру с максимальным использованием верхних и нижних резонаторов и одновременным сохранением чувства опоры. Прикрытые звуки легче воспроизводятся, если глотка в меру расширяется, а гортань опускается ниже её нормального положения, то есть сохранением при пении вокального зевка.
Сглаживание, выравнивание звуков делается заблаговременно с более высоких или низких нот
Часть 2.Современное понимание регистров.
Шерил выделяет следующие 6 вокальных регистров:
- Штробас — самый низкий вокальный регистр, хрипловатый звук, который образуется с помощью колебания ложных связок. Это происходит из-за наличия шума (хрипа, рычания).
- Грудной — начинается после штробаса и связан с резонированием в области грудной клетки.
- Микстовый — это переходный регистр, который позволяет певцам сделать незаметным для уха переключение грудного и головного звучания путем их смешения. Границы этого диапазона индивидуальны.
- Головной — это способ фонации без привлечения грудного окраса, звук резонирует только в голове.
- Фальцетный — (от итальянского «ложный») исторически считался неестественным, искусственным звуком. Сегодня фальцет широко применяется, поэтому требует тщательной отработки.
6. Свистковый — находится выше фальцета и является самым высоким регистром.
Современная вокальная методика обучения вокалу Шерил Портер. Навык переключения между регистрами.
Часть 3.Регистры у начинающих.
У необученных певцов голос имеет регистровое строение, то есть звучит на разных участках диапазона поразному.
Если предложить необученному певцу спеть снизу доверху весь звукоряд, имеющийся в распоряжении его голоса, то* подходя к определенным звукам, певец чувствует неудобство* неуверенность, после чего голос вновь легко идет вверх — но имея уже другую окраску, другой характер. Он начинает звучать в другом регистре. Переход от одного характера звучания к другому, т. е. перемена регистра, сопровождается не только тембровыми изменениями звука голоса, но и ясно ощущается самим певцом субъективно.
Певец чувствует, что при переходе из регистра в регистр его голосовой аппарат начинает работать иначе, по другому принципу. Происходит смена механизма, которым извлекается звук. Изменению окраски звука сопутствует перемена в работе голосовых органов.
Регистры мужского голоса.
Если заставить петь, поднимаясь вверх по диапазону, молодого, необученного певца, то, подходя к так называемым переходным нотам, он уже чувствует сильное напряжение и невозможность далее петь, сохраняя прежнее звучание. Максимум, на что он способен, это взять форсированным голосом, криком еще полтона или тон вверх, после чего голос неминуемо «ломается» и дальнейшее повышение звука возможно только фальцетом— фистулой.
Регистры женского голоса
имеют ту же природу, что и регистры мужского голоса, т. е. зависят от изменения типа работы голосовых связок. В грудном регистре они работают по грудному типу колебаний, аналогичному с грудным типом их колебаний у мужчин. В так называемом центре — главном участке диапазона женского голоса — по смешанному типу. На флажолетных предельных звуках у высоких голосов — близко к фальцетному типу. Фальцет, так ярко выраженный у всех мужчин, у подавляю460 щего большинства женщин отсутствует, что связано с формой гортани и иным расположением волокон в вокальных мышцах.
Основные общие принципы работы над ровностью диапазона певческого голоса у женщин те же, что и у мужчин: совершенствование смешанного голосообразования на центре, верная динамика звука, плавная подача дыхания, использование темных гласных о и у при формировании верхних звуков — округление голоса, мягкая атака и свободное звучание голоса.
Выравнивание звучания достигается:
- Микстованием
- Затемнением звука
- Прикрытием звука
В следствии чего на всем диапазоне переходы сглажены и голос звучит ровно.
ДМИТРИЕВ ОСНОВЫ ВОКАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ.
Часть 4.Ошибки начинающих при выравнивании регистров.
У начинающих возникает много ошибок при выравнивании звука, поэтому и трудности и зажимы впоследствии возникают.
Мне приходиться на уроках постоянно с этим сталкиваться у тех, кто поет давно и не понимает, почему в каких- то местах не получается.
Потому что с самого начала сделано не правильно и не идет.
Исправлять -это гораздо сложнее и дольше, чем начать и поставить сразу правильно.
Избежать ошибки дает знание:
- как работают связки,
- что дает форсировка дыхания,
- как влияет индивидуальное строение,
- выравнивание происходит при постановке голоса, т.е. на начальном этапе.
Все это рассказала здесь:
7 упражнений на выравнивание регистров на разных слогах, интервалах, скачках, мелодических конструкциях, которые отрегулируют все переходные участки.
Помните.
Сначала вы ровняете стены, а потом можно их красить или клеить обои. Основа должна быть ровной.