Найти в Дзене
Школа Вокала.

Регистры для начинающих. Как работают связки, форсировка дыхания, индивидуальное строение ,выравнивание при постановке голоса.

В первых трех частях взгляды из методик классики, современности, науки о регистрах.

Часть 1.Классическое понимание регистров.

По классическому определению, под регистром подразумевается ряд последовательных и однородных звуков, производимых действием одного и того же механизма.

Существует два однородных способа звукообразования: грудной и фальцетный:

грудной - полное замыкание голосовой щели, связки вибрируют всей своей массой, гортань занимает относительно низкое положение.
С акустической стороны наблюдается большое богатство звука обертонами, их сила;

фальцет - замыкание голосовой щели неполное, вибрируют лишь края связок. С акустической стороны звук гораздо беднее обертонами, чем грудной. Чистый фальцет как регистр профессионального оперного пения в расчет не принимается.

Грудной регистр подразделяется на три подрегистра: грудной, медиум (микст), головной.

У мужчин их два: грудной, головной.

У женщин - три: грудной, микст, головной.

Микст - это плавный переход от грудного звучания к головному и фальцетному (смыкание связок занимает серединное положение). При миксте работают и грудной, и головной резонаторы. В этой работе (над микстом) очень важен слуховой контроль и поиск удобства в ощущениях.

Певец должен избежать переломных нот, выравнивая голос посредством хорошо контролируемого дыхания и еле заметного изменения гласного звука в смысле более темной его окраски, называемого “прикрытием” гласного, поэтому есть термины “открытые” и “прикрытые” звуки.

Прикрытый звук - это звук более округленный по тембру с максимальным использованием верхних и нижних резонаторов и одновременным сохранением чувства опоры. Прикрытые звуки легче воспроизводятся, если глотка в меру расширяется, а гортань опускается ниже её нормального положения, то есть сохранением при пении вокального зевка.

Сглаживание, выравнивание звуков делается заблаговременно с более высоких или низких нот

ПЕКЕРСКАЯ ВОКАЛЬНЫЙ БУКВАРЬ.

источник интернет
источник интернет

Часть 2.Современное понимание регистров.

Шерил выделяет следующие 6 вокальных регистров:

  1. Штробас — самый низкий вокальный регистр, хрипловатый звук, который образуется с помощью колебания ложных связок. Это происходит из-за наличия шума (хрипа, рычания).
  2. Грудной — начинается после штробаса и связан с резонированием в области грудной клетки.
  3. Микстовый — это переходный регистр, который позволяет певцам сделать незаметным для уха переключение грудного и головного звучания путем их смешения. Границы этого диапазона индивидуальны.
  4. Головной — это способ фонации без привлечения грудного окраса, звук резонирует только в голове.
  5. Фальцетный — (от итальянского «ложный») исторически считался неестественным, искусственным звуком. Сегодня фальцет широко применяется, поэтому требует тщательной отработки.

6. Свистковый — находится выше фальцета и является самым высоким регистром.

Современная вокальная методика обучения вокалу Шерил Портер. Навык переключения между регистрами.

фото интернет
фото интернет

Часть 3.Регистры у начинающих.

У необученных певцов голос имеет регистровое строение, то есть звучит на разных участках диапазона поразному.

Если предложить необученному певцу спеть снизу доверху весь звукоряд, имеющийся в распоряжении его голоса, то* подходя к определенным звукам, певец чувствует неудобство* неуверенность, после чего голос вновь легко идет вверх — но имея уже другую окраску, другой характер. Он начинает звучать в другом регистре. Переход от одного характера звучания к другому, т. е. перемена регистра, сопровождается не только тембровыми изменениями звука голоса, но и ясно ощущается самим певцом субъективно.

Певец чувствует, что при переходе из регистра в регистр его голосовой аппарат начинает работать иначе, по другому принципу. Происходит смена механизма, которым извлекается звук. Изменению окраски звука сопутствует перемена в работе голосовых органов.

Регистры мужского голоса.

Если заставить петь, поднимаясь вверх по диапазону, молодого, необученного певца, то, подходя к так называемым переходным нотам, он уже чувствует сильное напряжение и невозможность далее петь, сохраняя прежнее звучание. Максимум, на что он способен, это взять форсированным голосом, криком еще полтона или тон вверх, после чего голос неминуемо «ломается» и дальнейшее повышение звука возможно только фальцетом— фистулой.

Регистры женского голоса

имеют ту же природу, что и регистры мужского голоса, т. е. зависят от изменения типа работы голосовых связок. В грудном регистре они работают по грудному типу колебаний, аналогичному с грудным типом их колебаний у мужчин. В так называемом центре — главном участке диапазона женского голоса — по смешанному типу. На флажолетных предельных звуках у высоких голосов — близко к фальцетному типу. Фальцет, так ярко выраженный у всех мужчин, у подавляю460 щего большинства женщин отсутствует, что связано с формой гортани и иным расположением волокон в вокальных мышцах.

Основные общие принципы работы над ровностью диапазона певческого голоса у женщин те же, что и у мужчин: совершенствование смешанного голосообразования на центре, верная динамика звука, плавная подача дыхания, использование темных гласных о и у при формировании верхних звуков — округление голоса, мягкая атака и свободное звучание голоса.

Выравнивание звучания достигается:

  • Микстованием
  • Затемнением звука
  • Прикрытием звука

В следствии чего на всем диапазоне переходы сглажены и голос звучит ровно.

ДМИТРИЕВ ОСНОВЫ ВОКАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ.

источник интернет
источник интернет

Часть 4.Ошибки начинающих при выравнивании регистров.

У начинающих возникает много ошибок при выравнивании звука, поэтому и трудности и зажимы впоследствии возникают.

Мне приходиться на уроках постоянно с этим сталкиваться у тех, кто поет давно и не понимает, почему в каких- то местах не получается.

Потому что с самого начала сделано не правильно и не идет.

Исправлять -это гораздо сложнее и дольше, чем начать и поставить сразу правильно.

Избежать ошибки дает знание:

  • как работают связки,
  • что дает форсировка дыхания,
  • как влияет индивидуальное строение,
  • выравнивание происходит при постановке голоса, т.е. на начальном этапе.

Все это рассказала здесь:

7 упражнений на выравнивание регистров на разных слогах, интервалах, скачках, мелодических конструкциях, которые отрегулируют все переходные участки.

Помните.

Сначала вы ровняете стены, а потом можно их красить или клеить обои. Основа должна быть ровной.

Источник интернет
Источник интернет