Вся советская гражданская авиация в предвоенное время оставалась в тени военной. Оно и понятно — военную всячески рекламировали, пропагандировали. Даже самые известные в 30-е годы первые Герои Советского Союза — спасшие челюскинцев лётчики, хоть и выполняли работу сугубо гражданскую, воспринимались как что-то боевое.
И все лётчики гражданской авиации рассматривались как резерв военным. Помните фразу из романа «Два капитана»:
— Военным лётчиком?
— Полярным. А придётся, так и военным!
Пожалуй, самая мирная из военных, и самая военная из гражданских отраслей — санитарная авиация.
Во время Великой Отечественной войны было сформировано 18 эскадрилий и 13 полков санитарной авиации. Их задачей было эвакуировать раненых, но в большей степени доставлять медикаменты, кровь, да и врачей. Понятно, что при тех масштабах потерь, такого количество подразделений явно было мало для эвакуации.
Мне хотелось оценить количество санитарных самолётов в целом в предвоенные годы и их численность к началу войны, но это оказалось не так просто. Всё дело в том, что кроме специализированных самолётов, использовались и другие машины гражданской авиации, которые в статистике не выделялись.
Давайте посмотрим на примерах.
Самыми массовыми являлись самолёты, обозначаемые в документах С-1 (также обозначался СС) и С-2. Это специальные модификации У-2, и правильнее было бы их писать, как У-2С-1 и У-2С-2 (в ходе войны появился ещё и С-3).
Самолётов С-1 в 1934-36 годах в Ленинграде изготовили 99 штук. Отличался самолёт увеличенным гаргротом, где мог разместиться больной на носилках и врач.
В апреле 1941 года С-1 числилось 42, причём 17 неисправных.
В 1940 году стали строить С-2, у которого гаргрот ещё больше увеличили, в бортах прорезали иллюминаторы. Всего построили 365 таких машин. В апреле 1941 года С-2 числилось в ГУГВФ 178, в НКВД — 8, и ещё 39 самолётов С-2 показаны в военной авиации (почему-то в графе разведчики).
Уже в ходе войны появится С-3, вмещавший уже двух раненых, станут выпускать санитарные кассеты, которые можно было подвешивать на любой модификации У-2 над верхним крылом.
Под названием С-2 в советской авиации существовал ещё один самолёт, по которому очень много путаницы. Это самолёт авиаконструктора из Воронежа А. С. Москалева САМ-5бис, изготовленный в 1935-36 годах. Его также обозначили как С-2, в борту фюзеляжа был оборудован большой люк для перевозки двух больных и врача. Обозначение С-2, видимо, дали поскольку С-1 уже был, а С-2 ещё не появился. По поводу изготовления САМ-5бис информация какая-то туманная. Вроде изготовили 37 самолётов (хотя есть и цифра 60).
Самолёты использовали в Средней Азии. В апреле 1941 года самолёты с обозначением САМ-5бис не упоминаются, а вот включён ли он в число указных С-2 — большой вопрос. Я бы предположил, что нет. Возможно и название С-2 для новой санитарной модификации У-2 дали потому, что оно освободилось и САМсы больше не использовались.
Был также создан и вариант САМ-5-2-бис, который мог использоваться как пассажирский, десантный или санитарный. В последнем случае он мог вмещать двое носилок с больными, врача и дополнительно санитара или сидячего больного. Но этот самолёт так и остался опытным.
В числе санитарных самолётов в разных описаниях упоминают машины К-3, К-4 и даже К-5, разработанные под руководством авиаконструктора К. А. Калинина.
Однако, надо учесть, что специализированным санитарным самолётом был лишь К-3. Самолёт мог брать врача и двоих лежачих больных или же на четверых сидячих.
Следующая модель — К-4, уже была самолётов многоцелевым, имевшим аэрофотосьемочную, санитарную и пассажирскую модификации. Всего построено 39 машин и сколько каких модификаций — неизвестно.
Что касается пассажирского самолёта К-5, то у него тоже имелся санитарный вариант (а также топографическая и военно-транспортная модификации). Данные по количеству произведённых самолётов неточны — около 260 машин, как легко догадаться, число санитарных вариантов неизвестно даже приблизительно. В апреле 1941 года в гражданской авиации было 20 самолётов К-5.
Специализированный санитарный вариант был разработан для летающей лодки Ш-2. Построено 16 машин, они отличались наличием отсека для носилок с раненым позади пассажирской кабины.
В качестве санитарного упоминается и самолёт Яковлева АИР-6 или Я-6. У этой машины имелась санитарная модификация, отличавшаяся треугольной дверь в борту для погрузки носилок. Санитарных Я-6 было выпущено 20 штук.
Ну и ещё один самолёт, использовавшийся в качестве санитарного — П-5. По этому самолёту точных данных я пока не нашёл, судя по доступным фото, каким-то переделкам П-5 не подвергался. Количество П-5 в санитарном варианте тоже пока найти не получилось.
Вот, пожалуй, и всё, что можно сказать о самолётах советской предвоенной авиации.
Рекомендую вам также мою статью: