«Радуга», «Свитязянка», «Планета». Вместе с фотографом Вадимом Качаном и художниками Оксаной Аракчеевой и Геннадием Козелом вспоминаем заведения общепита, ставшие в советские годы культовыми. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
«Радуга»
— В конце 1970-х я учился в Белорусском технологическом институте имени С. М. Кирова (сейчас Белорусский государственный технологический университет. — Прим. авт.), а жил в общежитии на улице Ульяновской. У нас с ребятами была традиция: за день до получения стипендии ужинали в «Радуге», которая располагалась в левой башне «Ворот Минска» на Привокзальной площади. Сбрасывались деньгами. Всегда хватало на 150–200 г водки, а также на недорогой, один на компанию из шести человек, салат. Официантки нас знали, жалели и приносили порции побольше, — делится воспоминаниями фотограф В. Качан.
В начале 2000-х режиссер анимационного кино, критик Олег Белоусов издал книгу «Это мой город». О «Радуге» он пишет: «Иногда отправлялись в ресторан. Смеясь, рассказываю своим детям, что невероятно богатым считал себя, когда, «выцыганив» у родителей старую, еще до хрущевской денежной реформы десятку, встречал девушку, у которой была пятерка, и мы закатывались в «Радугу». 15 рублей хватало и на бутылку сухого, и на «мясные» салатики. Что еще нужно студенту! Музыка гремела, в каждом ресторане был свой оркестр. Среди оркестрантов кто-то учился в мединституте, кто-то из своих однокашников, университетских «зашибал копейку», «лабая» по вечерам в кабаках. Быть знакомым с музыкантами было невероятно шикарно и престижно. Но, правда, десятки перепадали не часто».
Сегодня на месте «Радуги» другое заведение общепита.
«Кавярня»
— В моей молодости, в 1980-е, мы часто собирались в Троицком предместье, — продолжает фотограф. — В 1986 году в День художника на набережной возле него организовали выставку-продажу живописи. «Кавярня» в то время была одним из самых посещаемых заведений. Из его окон открывался прекрасный вид на город. Да и само предместье, лишь недавно отреставрированное, считалось наимоднейшим кварталом столицы. Кофе здесь готовили на раскаленном песке. Знали бы вы, какие очереди выстраивались за этим вкуснейшим напитком! В хорошую погоду посетители любили выходить на наружную лестницу с чашкой кофе. С тех пор я кофеман.
«Юбилейный»
— Этот ресторан находится в одноименной гостинице напротив Дворца спорта. В 1980-х площадку возле него мы называли паркетом — тротуарная плитка была уложена так же, как это покрытие. Однако заведение запомнилось другим. Моя мама сильно заболела, и для поднятия иммунитета врач посоветовал ей есть черную икру по ложечке в день. Недуг тяжелый, я поставил на уши всех! Мне помогли. Отправился к шеф-повару «Юбилейного» с запиской от знакомого. Он удивился, но в помощи не отказал. Мы приехали на склад, а там чего только нет… Рог изобилия! И это в период тотального дефицита! В итоге купил черную икру, и моя мама спустя время выздоровела, — делится В. Качан.
Там же, напротив Дворца спорта, более 40 лет назад работало заведение, название которого фотограф, к сожалению, не вспомнил. Зато в памяти осталось следующее: еду подавали комплексами, как тогда их именовали. К рюмке водки полагался стакан минеральной воды и бутерброд (на выбор — с салом или килькой). Поскольку частного общепита и торговли в ту пору не существовало, государство таким образом настаивало на очевидном тезисе: пить без закуски вредно для здоровья.
«Лакомка» и «Планета»
Художник, иллюстратор детских книг О. Аракчеева вспоминает:
— Мы жили на Ленинском проспекте (ныне Независимости) в доме № 13. В том самом, где сейчас располагается кинотеатр «Центральный». После занятий в гимназии № 42 я, семиклассница, шла с подружкой в «Лакомку». На деньги, сэкономленные на школьных обедах, покупали там вкуснейшие пирожные. Мы были счастливы! Позже постоянно посещали кафе «Весна», которое находилось через дорогу.
В студенческие годы, в начале 1980-х, стали фанатками ресторана «Планета», что в комплексе одноименной гостиницы на пр. Победителей. Каждое субботнее утро покупали с подругой входные билеты, иначе вечером туда не попадешь. Цена — 5 рублей. В стоимость входили алкогольный коктейль и бутерброд с красной икрой.
«Свитязянка»
Весной брала интервью у художника Г. Козела. Он рассказал, как во время учебы в Белорусском государственном театрально-художественном институте (сейчас Белорусская государственная академия искусств. — Прим. авт.) часто приходил с друзьями-студентами в одно из первых частных кафе в столице, располагавшееся на ул. Сурганова. Вспомнил такой забавный эпизод:
— Как-то сидим мы с Василием Матусевичем и Глебом Шутовым на летней террасе «Свитязянки». Это была наша «штаб-квартира». Видим, к нам идет Владимир Зинкевич. Подошел, говорит: «Так, три монументалиста на один кабак… Ребята, перебор».
Историю «Свитязянки» я узнала из старого номера «Вечернего Минска». В материале «Кафе на подряде» владелец заведения, а ранее бармен в ресторане «Потсдам», ныне покойный Олег Шейко рассказал журналисту о том, как проходили ремонтные работы по реконструкции кафе.
Ему помогали жена Елена и на первых порах ее мать. Семья планировала оформить новое заведение в спортивном стиле, надеясь, что «Свитязянка» станет кафе по интересам, где будут собираться спортсмены. Дело в том, что О. Шейко был бегуном. Именно ему летом 1980 года доверили нести олимпийский факел от БССР.
В начале 1990-х заведение облюбовали авангардные поэты, студенты академии искусств и музыканты.
Фото из интернета