Найти в Дзене
В Движении

Битва за скорость: какие советские автомобили были самыми быстрыми

Скорость - одна из главных страстей автолюбителей во все времена. Но если на Западе погоня за ней была главным двигателем прогресса автопрома, то в СССР приоритеты были совсем другими.

Автомобиль должен был в первую очередь перевозить людей и грузы, а не тешить самолюбие отдельных "выскочек". Тем не менее, соревнование по максимальной скорости шло и среди советских машин.

Давайте же выясним, какие серийные легковушки были самыми быстрыми в стране Советов. Причем, чтобы уравнять шансы, возьмем только базовые модели без учета спецверсий и доработок. Итак, встречайте наш рейтинг!

Москвич-2140 (142 км/ч)

Начнем с "Москвича-2140", который встал на конвейер в 1976 году, придя на смену модели 412. Новинка была ее глубокой модернизацией - с улучшенным салоном, иным дизайном и передними дисковыми тормозами.

-2

Под капотом трудился 75-сильный мотор объемом 1,5 л от УЗАМ-412. Коробка передач - 4-ступенчатая "механика", привод - задний. Также предлагали 68-сильную версию мотора под 76-й бензин. В конце 70-х цена составляла 7300 рублей.

-3

"Москвичи" экспортировались в соцстраны Европы, Грецию и Скандинавию под маркой Elit. Сборка велась и на болгарском заводе "Балкан". Всего до 1988 года, когда модель сменил 2141, было сделано 818 тысяч "сороковых". Максималка по паспорту - 142 км/ч.

ЗАЗ-1102 Таврия (148 км/ч)

В 1988 году на Запорожском автозаводе состоялся дебют первого переднеприводного советского автомобиля - ЗАЗ-1102 "Таврия". Хотя опытные образцы строили еще с 70-х, официальное ТЗ от Минавтопрома конструкторы получили только в 1978-м. Еще десятилетие ушло на доводку до конвейера.

-4

"Таврия" получила 3-дверный кузов хэтчбек, передний привод и расположенный спереди мотор водяного охлаждения. Это был лицензионный двигатель MЕМЗ объемом 1,1 л и мощностью 53 л.с. в паре с 5-ступенчатой "механикой".

-5

В 90-е на базе "Таврии" появились универсал, лифтбек "Славута", коммерческие пикапы и фургоны. С конца 90-х выпускался модернизированный вариант "Таврия Нова".

География экспорта включала Восточную Европу, Грецию, Францию и Англию. В 1991-м цена составляла 5100 рублей. Паспортная "максималка" - 148 км/ч.

ГАЗ-3102 (150 км/ч)

Начало 80-х ознаменовалось появлением на Горьковском автозаводе новой модели - ГАЗ-3102. Изначально планировалось, что она придет на смену легендарной "двадцать четвертой", однако в реальности лишь пополнила линейку "Волг".

-6

Хотя 3102 базировалась на агрегатах предшественницы, внешне и по уровню комфорта она заметно превосходила ГАЗ-24.

Новый флагман предназначался для партийной номенклатуры среднего уровня и не был доступен ни рядовым покупателям, ни таксопаркам.

Главной "изюминкой" ГАЗ-3102 стала 2,4-литровая "четверка" мощностью 105 л.с. с прогрессивным фаркамерно-факельным зажиганием.

Такая система обеспечивала лучшую тягу и экономичность по сравнению с традиционными моторами, но была требовательна к обслуживанию и страдала от перегрева.

-7

Коробка передач - 4-ступенчатая "механика", привод классический задний. Кроме того, "ноль вторая" щеголяла дисковыми тормозами спереди и модернизированной передней подвеской.

В 90-е "ноль вторая" лишилась эксклюзивного статуса и стала общедоступной. После ряда модернизаций модель продержалась на конвейере до 2008 года. Максимальная скорость по ТХ - 150 км/ч.

ВАЗ-2106 (152 км/ч)

Четвертое место в рейтинге достается "шестерке", выпуск которой начался на Волжском автозаводе в 1975 году. Это была модернизация "тройки" - с иным оформлением передка и кормы, улучшенным интерьером и отделкой.

-8

Под капотом ВАЗ-2106 трудился новый мотор объемом 1,6 л и мощностью 75 "лошадей". Он стал дальнейшим развитием агрегата от 2103. Коробка - сначала 4-ступка, а с 1987-го 5-ступенчатая. Задний привод, конечно же, остался неизменным.

-9

В 80-е "шестерка" стоила 8400 рублей. До снятия с производства в 2006 году было сделано около 4,3 млн экземпляров. Максималка по паспорту - 152 км/ч. Сюда же можно отнести и ВАЗ-2107 с тем же мотором.

Москвич-2141 (155 км/ч)

Третья ступенька подиума достается еще одному "Москвичу" - модели 2141, чье производство стартовало в 1986 году. Первоначально планировался заднеприводный автомобиль классом между "Жигулями" и "Волгой".

-10

Но в 1977-м решили делать машину с передним приводом, образцом для которой выбрали Simca 1308. Впрочем, кроме дизайна серийный 2141 мало что взял от "француза".

Помимо базового 5-дверного хэтчбека, планировали седан, пикап и даже минивэн. Кроме того, для "сорок первого" разрабатывали собственные двигатели. Но увы, до конвейера они не добрались.

-11

В итоге москвичи комплектовались моторами от Волжского автозавода объемом 1,6 л (75 л.с.) и уфимскими 1,5-литровыми УЗАМ (72 л.с.). Коробка передач - 5-ступенчатая механика.

В 1991 году модель модернизировали, а в 1997-м провели рестайлинг и переименовали в "Святогор". На конвейере Москвич-2141 продержался до 2001 года. В конце 80-х его цена составляла 8500 рублей. Паспортная максимальная скорость - 155 км/ч.

ВАЗ-2109 (160 км/ч)

Серебро нашего рейтинга уходит к ВАЗ-2109 - переднеприводному хэтчбеку, дебютировавшему в 1986 году, на год позже родственной "восьмерки".

-12

От нее "девятка" унаследовала всю техническую начинку, предлагая более практичный 5-дверный кузов. Неудивительно, что она быстро завоевала популярность у отечественных автолюбителей.

ВАЗ-2109 оснащался тремя моторами: 1,1 л (54 л.с.), 1,3 л (65 л.с.) и 1,5 л (72 л.с.). КПП - четырехступка, а с 1989-го пятиступенчатая "механика". Цена в 1986 году составляла 8900 рублей.

-13

В 1990-х "девятки" прошли модернизацию, получив длинное крыло и другую решетку радиатора. На конвейере модель продержалась до 2011 года.

Среди советских автомобилей, доступных массовому покупателю, у ВАЗ-2109 была самая высокая максимальная скорость - 160 км/ч по паспорту.

ЗИЛ-117 (200 км/ч)

Ну а победителем гонки за максимальную скорость становится ЗИЛ-117 - укороченная версия лимузина ЗИЛ-114 для партийных чиновников среднего уровня.

-14

По сравнению с "исходником" 117-й считался более динамичным и скоростным. По легенде, одну из таких машин любил "погонять" Леонид Брежнев.

ЗИЛ-117 оснащался бензиновым V8 объемом 7 литров и мощностью 300 "лошадей", работающим в паре с трехступенчатой АКПП. Также предлагались гидроусилитель руля, электростеклоподъемники, центральный замок и кондиционер.

-15

Всего с 1971 по 1978 год было построено около 50 экземпляров ЗИЛ-117. Это был самый быстрый серийный советский легковой автомобиль, способный разогнаться до 200 км/ч.

Заключение

Пусть представленный рейтинг и не является истиной в последней инстанции, в целом он дает довольно объективное представление о скоростных возможностях серийных советских машин.

При этом не стоит забывать, что реальная максималка у многих моделей могла быть и выше - все зависело от конкретного экземпляра и мастерства водителя. Уверен, среди вас, найдется немало людей, пробовавших разогнать свои "Лады" и "Москвичи" за заветные цифры из техпаспорта.