Время неумолимо, и мы не всегда успеваем за его стремительным бегом. Но иногда стоит остановиться и оглянуться назад, чтобы в полной мере осознать масштабы перемен.
Именно такую возможность я хочу предоставить вам сегодня, дорогие читатели. Давайте вместе посмотрим, как изменился наш автомобильный рынок за последние три года - с декабря 2021 по декабрь 2024.
За этот относительно короткий период облик российского авторынка преобразился до неузнаваемости.
Многие популярные модели пережили смену поколений или масштабные обновления, некоторые бренды ушли с рынка, уступив место другим, а цены, повинуясь каким-то своим законам, неуклонно ползли вверх.
Чтобы наглядно представить динамику, я собрал данные и сравнил актуальные прайс-листы с ценами трехлетней давности. И вот что из этого получилось.
Лада: народный выбор по новым ценам
Настоящие бестселлеры АвтоВАЗа - Lada Granta и Vesta - по-прежнему остаются самыми доступными и востребованными автомобилями на рынке. Правда, за удовольствие приобщиться к народному выбору сегодня придется выложить куда больше, чем в 2021 году.
Цена базовой Гранты выросла с 598 900 до 699 900 руб (в реальности цена в районе 1 млн руб), а минимальная стоимость седана Веста увеличилась с 862 900 до 1 239 900 руб.
Еще ощутимее подорожание старой-доброй Нивы: модель Legend теперь стоит минимум 981 000 руб. против прежних 693 000, а версия Travel обойдется в 1 314 000 руб. вместо 879 900.
Не стал исключением и возрожденный Largus. За три года любимец дачников и таксистов подскочил в цене практически вдвое: с 829 900 до 1 660 000 руб.
Китайский прорыв
Пока отечественный автопром сражался за кошельки россиян, настоящую революцию на рынке совершили китайские бренды. Самым популярным среди них стал Haval, чей компактный кроссовер Jolion даже после рестайлинга остался в числе бестселлеров.
Конечно, за успехи пришлось заплатить подорожанием. Если в конце 2021-го модный паркетник можно было взять за 1 449 000 руб., то сегодня он стоит минимум от 2 млн.
Та же участь постигла кроссоверы F7 и F7x, прибавившие по 700-900 тыс. руб., а также брутальный пикап GWM Poer, чей прайс вырос до 3 449 000 руб.
Не отстают от соотечественника и марки Chery с Geely. За три года "китайцы" серьезно расширили свои линейки, но и цены взвинтили будь здоров.
Так, компактный Tiggo 4 подорожал с 1 140 000 до 1 920 000 руб., а флагманский Tiggo 8 Pro перешагнул отметку в 3,3 млн. Базовый Geely Coolray прибавил больше миллиона, добравшись до 2 799 190 руб., а его старший брат Atlas ушел далеко за 3,5 млн.
На фоне масс-маркета из Китая особняком стоит премиальный GAC. Единственная модель бренда - большой кроссовер GS8 - за три года подорожал с 2 315 000 до 3 599 000 руб. в базе.
Корейский гамбит: от Hyundai-Kia к Solaris
Пожалуй, самые драматичные метаморфозы произошли с корейскими автомобилями. Уход Hyundai и Kia с рынка стал настоящим потрясением для россиян, привыкших видеть Rio и Solaris в топах продаж.
Но рынок не терпит пустоты, и на смену корейцам пришел новый бренд Solaris.
Под этой маркой сегодня продаются перелицованные модели Hyundai и Kia локальной сборки. Правда, доступными их уже не назовешь.
Бывший лидер Hyundai Creta в новом обличье Solaris HC стоит минимум 2 513 000 руб. против 1 349 000 в 2021 году, а трансформировавшийся из Rio X хэтчбек Solaris KRX подорожал без малого до 2,1 млн.
Русская классика: подорожание УАЗов
На обочине рынка скромно приютились старожилы из Ульяновска. Несмотря на архаичную конструкцию и спартанский уровень комфорта, УАЗы тоже ощутимо прибавили в цене.
Например, аскетичный "Хантер" подорожал с 1 007 000 до 1 530 000 руб., флагманский "Патриот" перешагнул рубеж в 1,7 млн, а классическая "Буханка" доросла до 1 450 000 целковых.
Хуже всего, что за три года ульяновцы растеряли версии с "автоматом". Сегодня за механическую трансмиссию приходится доплачивать, а АКПП на УАЗах больше не встретишь.
Заключение
Средние цены за три года выросли в полтора-два раза, причем подорожание коснулось всех сегментов - от бюджетных "Лад" до премиальных "китайцев". Наиболее доступной маркой осталась Lada, но и ее прайсы уже кусаются.
В остальном же российский авторынок стал заметно "азиатским". Помимо привычных корейцев (пусть и в новом обличье), серьезную долю рынка отвоевали Haval, Geely, Chery и Changan, потеснив европейцев и японцев.
Конечно, цены не стоят на месте, и еще через три года нас наверняка ждут новые сюрпризы. Какие? Давайте подождем до декабря 2027-го и посмотрим. А пока - выбирайте автомобиль по вкусу и кошельку, и удачи на дорогах!