Найти в Дзене
Изумрудная волна

Обзор речных круизных теплоходов от профессионала (теплоходы эконом-класса, продолжение)

Оглавление

Сегодня я хотел бы продолжить рассказ о речных круизных теплоходах. Ранее, я уже рассказал о теплоходах люксового сегмента (часть первая, часть вторая), немного коснулся теплоходов эконом-класса и класса «Стандарт». С этой статье пойдет рассказ о теплоходах одной судоходной компании. Все они разные, но объединяет их одно – наличие на борту кают различных классов: с удобствами, с частичными удобствами или совсем без удобств и простенькой экскурсионной программой, включенной в стоимость. Правда, дополнительные экскурсии за дополнительную плату могут быть ничуть не хуже, чем экскурсии на теплоходах более высокого класса. Еще на теплоходах эконом класса питание чуть попроще, но, на мой взгляд, не все что выглядит красиво, может быть вкусно. Да и время обслуживания на таких судах чаще всего много меньше, чем на люксовых и премиальных. Лобстеров вам на них не предложат, но, к примеру, просить добавки первого точно не придется, потому что супы подаются в больших супницах. Надеюсь, теперь вы точно поняли почему они называются эконом-классом.

А теперь, позвольте вам представить первый теплоход:

«Михаил Танич»

т/х "Михаил Танич" на Канале имени Москвы (фото с сайта www.fleetphoto.ru)
т/х "Михаил Танич" на Канале имени Москвы (фото с сайта www.fleetphoto.ru)

Построен этот теплоход был в 1962 году в Чехословакии на верфи Slovenske lodenice, расположенной в словацком городе Комарно по проекту 26-37. После постройки судно получило название «Николай Щорс», в честь офицера Русской императорской армии во время Первой мировой войны, затем — командира украинских красногвардейских повстанческих формирований, начальника дивизии Красной Армии времён Гражданской войны. «Украинский Чапаев», так еще его называли. А кто из рожденных в СССР не помнит «Песню о Щорсе»?

«Шёл отряд по берегу, шёл издалека,
Шёл под красным знаменем командир полка»

Изначально теплоход был приписан к Волжскому пароходству: с 1962 по 1982 года родным портом для него был город Горький (Нижний Новгород), а с 1982 года – Астрахань. Почти всю свою жизнь теплоход работал на Волге на транспортной и скорой линиях. В 90-е годы прошлого века теплоход работал периодически из разряда: «год работает, а два стоит». Но, в начале 2000-х годов этот теплоход приобрела московская турфирма «Агидель-круиз» и с 2002 года теплоход стал работать на туристских маршрутах из Москвы. В 2010 году судовладелец решил присвоить теплоходу имя Михаила Исаевича Танича. На борту теплохода даже есть небольшой музей, посвященный творчеству композитора. С 2013 года владельцем теплохода стала компания «Белый лебедь».

На борту есть каюты со всеми удобствами, есть с частичными удобствами, а есть и совсем без удобств. За счет такого разнообразия всегда можно найти для себя вполне экономный вариант круиза. Каюты совсем без удобств двух- и четырехместные расположены на нижней палубе (в трюме). На главной палубе одно-, двух- и трехместные каюты со всеми удобствами, но есть парочка кают с частичными удобствами. Самые дорогие и просторные каюты категории «Л» находятся на шлюпочной палубе.

Теплоход совершает круизы из Москвы. В навигацию 2025 года запланированы круизы выходного дня до Твери, Углича или Мышкина, круиза средней продолжительности 5-8 дней до Ярославля, Костромы, Плеса и даже древнего Городца с посещением Нижнего Новгорода. А также, продолжительные круизы до Чебоксар, Казани и Елабуги.

«К.А.Тимирязев»

т/х "К.А.Тимирязев" (фото с сайта www.fleetphoto.ru)
т/х "К.А.Тимирязев" (фото с сайта www.fleetphoto.ru)

Этот теплоход также принадлежит компании «Белый лебедь». Построен он был в 1959 году, но уже в Германии (ГДР) на верфи в Матиас Тезен в Висмаре по проекту 588. Теплоход сразу получил свое имя «К.А.Тимирязев» и больше никогда его не менял. После постройки судно было направлено Волжскому пароходству с портом приписки Астрахань. До начала 90-х годов он работал на Волге и Дону, а вот в период с 1991 по 1999 теплоход просто стоял в затоне. Осенью 1999 года теплоход приобрела компания «Стрелец-V». Почти два года потребовалось компании, чтобы привести теплоход в эксплуатационное состояние и с 2002 года он стал совершать круизы из Астрахани до Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Перми. Но в 2013 году теплоход был выведен из эксплуатации и до 2016 года опять просто стоял в затоне. А вот в 2017 году теплоход вышел в работу уже от нынешнего оператора.

Как и «Михаил Танич» теплоход «К.А.Тимирязев» относится к эконом-классу, но вот круизы у него уже более интересные и разнообразные. Конечно, главной фишкой для теплоходов проект 588 является возможность совершать круизы до Санкт-Петербурга, правда, с некоторыми ограничениями, которые иногда добавляют седых волос судовладельцам и влекут непонимание со стороны туристов. Но это относится не только к этому конкретному теплоходу, а ко всем судам этого проекта. Что-же это за ограничение? Это запрет на выход в Онежское и Ладожское озера при высоте волны более 1,5 м и весьма причудливое прохождение Ладожского озера. Если четырехпалубные теплоходы имею возможность идти от Свирского буя сразу в сторону острова Валаам, для этих теплоходов такая возможность закрыта, приходится совершать существенный крюк. Вот эти два фактора и вызывают недоумение туристов и претензии из разряда: «А почему мы стоим, если другие теплоходы идут?» и «Почему тот теплоход вместе с нами вышел из Лодейного поля и уже на Валааме, а мы где-то шарахались всю ночь?». Что-либо объяснять им бесполезно, потому что реакция туристов всегда одинакова: «Вы везете нас на неисправном теплоходе». И это несмотря на то, что все теплоходы ежегодно проходят освидетельствования органами технического контроля (Российское Классификационное Общество), аналог ежегодного техосмотра автомобилей и в случае обнаружения какой-либо неисправности или несоответствия проекта эксплуатация судна запрещается.

На теплоходе «К.А.Тимирязев» нет кают без удобств, только каюты со всеми удобствами или с умывальником. Традиционно, каюты с умывальником (самые дешевые) находятся на нижней палубе, на остальных почти все каюты с удобствами. Правда, есть один нюанс – не все каюты одноярусные. Некоторые двухместные каюты имеют два яруса, то есть кровати располагаются друг над другом как в купе поезда.

Во время одного из рейсов навигации 2017 года на борту т/х «К.А.Тимирязев» проходили киносъемки телевизионного художественного фильма «Опасный круиз». Правда, по сюжету он носил название «Ярославна», но это название появилось уже после окончания съемок на постпродакшене (монтаже по-простому).

В навигацию 2025 года на т/х «К.А.Тимирязев» будет совершать круизы из Москвы, хотя и начнет ее из Нижнего Новгорода. Сначала он совершит несколько круизов по Волге до Казани, Болгар и Тетюш, а уже потом отправится в Москву. Круизы на нем очень похожи на круизы на т/х «Михаил Танич», но есть и отличия – это круизы до Санкт-Петербурга (можно круговой, а можно в одну сторону) и Гориц на Волго-Балте. Также будет несколько круизов с заходом на новую зеленую стоянку в Завидово.

И наконец, маленький, но удаленький теплоход «Бородино»

«Бородино»

т/х "Бородино" (фото с сайта www.fleetphoto.ru)
т/х "Бородино" (фото с сайта www.fleetphoto.ru)

Еще один теплоход проекта 305, наряду с «Григорием Пироговым» и «Павлом Мироновым». Построен теплоход был в 1961 году в Венгрии. Изначально получил название «Березина» по одноименной реке, протекающей в Белоруссии, являющейся правым притоком Днепра. По сей день топоним «Березина» во французском языке стал нарицательным и используется как синоним слов «катастрофа, трагедия, несчастье, бедствие». Связано это со сражением на Березине 26-28 ноября 1812 года, во время которого отступающая французская армия была практически полностью уничтожена, спастись удалось лишь Наполеону со свитой и отряду в 9 тысяч штыков, из которых 4000 были его гвардейцами. При переправе через Березину «Великая армия» Наполеона понесла огромные потери (около 50 000 человек) и прекратила своё существование как организованная сила.

Однако, уже через два года теплоход получил другое название «Мотовилихинский рабочий». Мотовилихинский завод – один из двух заводов, положивших начало городу Пермь, наряду с Егошихинским заводом. На Мотовилихинском заводе была возведена первая уральская мартеновская печь (1876), построен мощнейший в Европе паровой 50-тонный молот (1875), в 1886 году на заводе начала работать первая на Урале электростанция, разработана и впервые применена в мировой практике электросварка (1888). Три боковые пушки на крейсере «Аврора» произведены в Перми. Первый выстрел по территории нацистской Германии 2 августа 1944 года был произведён из 152-мм пушки-гаубицы МЛ-20 № 3922, сделанной в Перми на «Мотовилихинском заводе». А первый выстрел по Берлину 20 апреля 1945 года сделала 122-мм корпусная пушка А-19 № 501, сделанная в Перми. Так что история у завода славная. Да и сам теплоход после постройки отправился прямиком в Камское пароходство (порт приписки – Чистополь) для работы на транспортной линии Пермь – Астрахань – Пермь. Да самого развала СССР теплоход работал из Перми, а после 1991 года оказался не у дел. Теплоход был выведен из эксплуатации и отправлен на холодный отстой, который продлился до 1995 года. Именно тогда «Мотовилихинский рабочий» был продан казанской компании для модернизации и переоборудования в VIP теплоход. В 1997 году началось переоборудование, а потом в августе 1998 года грянул дефолт и планам не суждено было сбыться. Все работы были остановлены, покуда его не перекупила московская турфирма «Альба». Владелица фирмы смогла закончить все работы по переоборудованию теплохода и с 1999 года под новым названием «Бородино» теплоход стал работать на туристских маршрутах. Очень быстро она смогла собрать вокруг теплохода круг постоянных клиентов, которые из года в год путешествовали только на нем. Тем более, что теплоход работал в режиме «экспедиционного судна», то есть из года в год открывал новые стоянки, предлагал необычные экскурсии. Но был у судна существенный недостаток – малая пассажировместимость. А малое количество пассажиров на борту, неизбежно влечет за собой увеличение стоимости круизов. Переводить же теплоход в более низкий класс хозяйка теплохода не хотела и в конце-концов в конце 2013 года теплоход был продан компании «Белый лебедь».

Несмотря на то, что сейчас теплоход относится к эконом-классу, он продолжает сохранять свой прежний лоск. Это так поверх смокинга одеть фуфайку.

В настоящее время «Бородино» - один из двух теплоходов, совершающих постоянные круизы по Оке. Навигацию 2024 года т/х «Бородино» начнет рейсом из Нижнего Новгорода до Самары с возвращением в Москву по Оке. Надо сказать, это довольно редкий вариант круиза. А далее, теплоход будет совершать трех, пяти и семидневные круизы из Москвы по Оке до Рязани, Касимова, Мурома, Павлово. Также будет несколько рейсов «Московской кругосветки» в одну и в другую сторону.

Как всегда, в завершение, хочу напомнить, что круизы на 2025 год пока доступны. Так что не стесняйтесь, пишите мне на электронную почту info@rechnoy-kruiz.ru или на WhatsApp +7 925 055 85 18. А еще можно позвонить по телефону +7 495 140 3949. Я с удовольствием помогу отправиться вам в круиз.

P.S. Лайки и подписки приветствуются. Вам все равно, а мне приятно. Хотя и знаю, что эту приписку все равно никто не читает.