В рамках проекта по созданию композитного крыла самолета МС-21, университет в Новочеркасске активно занимается разработкой роботизированных систем. Одним из ключевых направлений сотрудничества Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) с ПАО «Яковлев» стало создание системы автоматической выкладки сухой углеродной ленты.
Они заключили контракт на сумму более 1,8 млрд рублей для разработки и поставки этой технологии, которая будет использоваться для изготовления преформ обшивок панелей крыла МС-21 из полимерных композиционных материалов.
Программное обеспечение и математические алгоритмы
Разработанное программное обеспечение и математические алгоритмы являются основой всего комплекса, включая автоматическую выкладку сухой углеродной ленты и лазерную сварку для ее межслойного склеивания. Основным преимуществом этой системы является удобный человеко-машинный интерфейс, который значительно облегчает управление.
Разработка НПИ открывает новые горизонты для выполнения технологических процессов, описанных в разработанных чертежах. Автоматическая выкладка углеродной ленты осуществляется для изготовления панелей, лонжеронов крыла и панелей центроплана, что соответствует возможностям иностранного оборудования и делает его очень эффективным в производстве.
Финансовая поддержка и сотрудничество
В рамках реализации контрактов между АО «АэроКомпозит» и НПИ банк «Центр-инвест» предоставил гарантии на сумму более 600 млн рублей для обеспечения производства крыла российского лайнера среднего класса. Этот финансовый вклад позволил НПИ закупить необходимое оборудование и материалы для внедрения инновационных технологий в процесс производства.
АО «АэроКомпозит» совместно с НПИ начали работу над созданием роботизированных комплексов в 2020 году. Производственные испытания первого прототипа выкладочной головы проходят в лаборатории компании в Москве, а второй прототип находится на заводе в Ульяновске.
Инновационные разработки
Технические разработки инженеров университета привели к созданию робота-укладчика, способного заменить иностранное оборудование. Автоматическая выкладка углеродной ленты осуществляется под различными углами, что обеспечивает высокую прочность конечного продукта. Планируется запустить производство полномасштабных выкладочных порталов и роботов, основанных на этих технических решениях.
Новые двигатели ПД-8
В то же время, на Рыбинском двигателестроительном предприятии «ОДК-Сатурн» были изготовлены дополнительно два новых двигателя ПД-8. Эти силовые установки уже переданы ПАО «Яковлев» в Комсомольск-на-Амуре для установки на третий опытный самолет SJ-100 с заводским номером 97003. Как отметили в пресс-службе ОДК, произведенные силовые установки успешно прошли стендовые испытания, подтвердив заявленные характеристики.
Безопасность и сертификация
Испытания двигателей ПД-8 на полностью импортозамещённом борту 97003 включают дополнительные системы, такие как системы отбора воздуха, бортовых измерений, пожаротушения и противообледенения. Этот важный этап подготовки обеспечивает безопасность лётных испытаний. Без такого оборудования невозможно проводить испытания двигателей в реальных условиях, сообщили в ОДК.
Двигатель ПД-8 представляет собой двухконтурный турбовентилятор с тягой 8 тонн. Изначально в 2019 году этот двигатель планировался для установки на самолёт Бе-200 в замену украинскому Д-436ТП. Однако было принято решение в первую очередь разработать ПД-8 для самолета SSJ-New, чтобы обойти разногласия по росту стоимости «горячей» части от Snecma для двигателя Sam146, поставляемого в Рыбинск. За шесть лет проект успешно реализован, применив опыт создания ПД-14, на который потребовалось восемь лет разработки.
В настоящее время самолет «Суперджет» с ПД-8 проходит заводские испытания перед началом сертификационных испытаний. В ходе этих испытаний три опытных самолета SJ-100 должны совершить около 200 полетов для ускорения процесса сертификации вторым бортом с новыми двигателями.
Перспективы
В 2026 году начнутся поставки нового лайнера «Суперджет» с двигателем ПД-8 авиакомпаниям после окончания сертификации в конце 2025 года. Лайнер будет полностью отечественным.