Найти в Дзене
Петр Власов

1МВ. Бронеавтомобили русской армии (04). «Остины» - самые многочисленные броневики России

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: 1МВ. Бронеавтомобили русской армии (03). Пушечные

«Остины» - самые массовые бронеавтомобили русской императорской армии в Первой мировой войне, и самые многочисленные бронеавтомобили Красной и Белой армий во время Гражданской войны. За пять лет (с 1914 по 1919) в строй русской императорской, а затем Белой и Красной армий вступили 220 колесных броневиков «Остин» в четырех сериях, и еще 12 колесно-гусеничных «Остин-Кегрессов».

Бронеавтомобиль «Остин» (первой серии) – 48 экземпляров

-2

Боевая масса - 5,3 т; вооружение: 2х7,62-мм пулемета; броня 4-7 мм; мощность двигателя - 30 л.с.; максимальная скорость - 50 км/ч; экипаж - 4 человека

Бронеавтомобиль «Остин» (первой серии) был закуплен в сентябре 1914 г. у английской фирмы «Austin». Первые 24 (из 48 закупленных) броневика «Остин» в конце 1914 г. поступили на формирование восьми пулеметных взводов. Остальные 24 «Остина» первой серии прибыли в Россию в начале 1915 г., и в течение этого года так же отправились на фронт во вновь сформированных подразделениях.

Базой для создания бронеавтомобиля послужило шасси легкового шестиместного автомобиля фирмы «Austin». Бронемашина имела компоновочную схему с передним расположением отделения силовой установки, центральным размещением отделения управления и кормовым расположением боевого отделения. В экипаж бронеавтомобиля входили: командир, водитель и два пулеметчика.

-3

Вооружение: 2х7,62-мм пулемета «Максим» с простыми механическими прицелами, установленными в двух вращающихся башнях, установленных рядом. Боекомплект к пулеметам - 6.000 патронов. Но сектор обстрела вперед из пулеметов на первых «Остинах» был ограниченным из-за формы крыши отделения управления. В английском варианте пулеметы не имели бронещитков, из-за чего кожух ствола легко поражался пулями и осколками и, теряя воду, переставал охлаждать оружие. В России же пулеметы стали прикрывать различными бронещитками (каждая мастерская делала свою форму).

-4

Двигатель: карбюраторный мощностью 30 л.с. Механическая коробка передач обеспечивала четыре передачи переднего и одну — заднего хода. Бронеавтомобиль имел зависимую рессорную подвеску и деревянные колеса с шинами. По заказу русской закупочной комиссии «Остины», поставлявшиеся в Россию, комплектовались двумя видами колес: с обычными пневматическими шинами, и «с буферными лентами».
Эти колеса оснащались «пупырчатыми» покрышками, армированными тканью. Англичане считали, что колеса «с буферными» лентами более живучи и лучше подходят для езды по бездорожью. В России же в начале 1915 г. провели ходовые испытания тех и других колес, причем пневматические шины закачали не сжатым воздухом, а гусматиком (автомассой, вытекавшей в пробоины и затвердевавшей в них, что ликвидировало пробоины). Шины, заполненные гусматиком, оказались настолько живучей и долговечней «буферных лент», что при закупке «Остинов» других серий колес с «буферами» больше не заказывали. А гусматиком с середины 1915 г. стали заполнять шины всех русских бронеавтомобилей (кроме «Путиловых-Гарфордов», шины которых были литыми).

Броневая защита «Остинов» представляла собой броневые листы толщиной 4, 6 и 7 мм; соединенные с рамой при помощи заклёпок. Но в первых же боях выяснилось, что столь тонкое бронирование машины не обеспечивало защиту экипажа и наиболее важных систем бронеавтомобиля от пуль стрелкового оружия. Так, одним из наиболее существенных недостатков «Остина» было то, что его командир и водитель могли смотреть вперед только при поднятом подвижном лобовом листе, что в бою делало их очень уязвимыми для пуль и осколков. В России этот недостаток устраняли путем прорезывания в лобовых листах смотровых щелей, что заметно снижало вероятность поражения людей, управляющих движением и боем. В кратчайшие сроки Ижорским заводом была произведена перебронировка машин, еще не убывших на фронт; машины, ранее отправленные на фронт, постепенно отзывались в Петроград для проведения доработок (смена бронелистов и заполнение шин гусматиком).

-5

К маю 1915 г. на всех 48 машинах была осуществлена замена 4-мм броневых листов на 7-мм листы производства Ижорского завода, а так же 6-мм бронелистами защитили отделение управления. Кроме того, на всех бронеавтомобилях поставили 5-мм «щеки» (боковую защиту) пулеметов. Все это привело к увеличению боевой массы бронеавтомобиля, что отрицательно сказалось на скорости движения и вызвало на большинстве бронеавтомобилей прогиб рам шасси и дифференциалов.

Бронеавтомобиль «Остин» (второй серии) - 60 экземпляров

-6

Боевая масса — 5,2 т; вооружение: 2х7,62-мм пулемета; броня 4-8 мм; мощность двигателя — 50 л.с.; скорость до 60 км/ч; Запас хода - 200 км; экипаж — 5 человек

В марте 1915 г. была закуплена вторая серия бронеавтомобиля «Остин». При разработке этого второго варианта фирма учла выявленные в России недостатки машин первой серии. Поэтому вторая серия создавалась на шасси полуторатонного грузового автомобиля той же фирмы «Остин» с более мощным двигателем (так говорится во всех изданиях об «Остине»; но М.В. Коломиец в книге «Русские броневики в бою» утверждает, что фирма грузовиков не выпускала, и все броневики изготавливались на базе усиленного легкового шасси). В остальном компоновочная схема не изменилась: силовая установка – впереди, отделение управления в центре, боевое отделение – в корме. Вооружение тоже осталось прежним, но экипаж бронеавтомобиля второй серии увеличился до 5 человек. Однако, несмотря на усиленную раму грузовика и утолщение бронезащиты до 8 мм, что улучшило боевые возможности бронеавтомобиля, вторая серия сохраняла ряд тех же конструктивных недостатков.

-7

Второй «Остин» по-прежнему имел стесненное боевое отделение; на нем так же отсутствовали боковые приборы наблюдения и не было места для размещения запасного колеса. Так же, как и на первой серии, командир и водитель, чтобы смотреть вперед, вынуждены были даже в бою поднимать подвижный лобовой лист, подставляясь под пули и осколки. В России этот сдвижной лист сделали более толстым, и прорезали в нем щели смотровые щели для командира и водителя, повышая тем их защищенность.

-8

Существенным недостатком обеих серий бронеавтомобилей «Остин» было отсутствие второго (кормового) поста управления для обеспечения движения задним ходом. Этот кормовой пост управления был установлен на машинах второй серии уже в России - силами пулеметных автомобильных взводов и Запасной броневой роты. Для этого на всех бронеавтомобилях была переделана кормовая часть корпуса, в которой установили заднюю дверь (на разных предприятиях исполнялись в разных вариантах).

-9

Бронеавтомобили «Остин» второй серии поступили на вооружение русской армии в ноябре 1915 г., и вместе с «Остинами» первой серии принимали участие в боевых действиях во время Первой мировой и Гражданской войн. Отдельные образцы находились на вооружении РККА вплоть до 1931 г.

Бронеавтомобиль «Остин» (третьей серии) - 60 экземпляров

-10

Боевая масса - 5,3 т; вооружение: 2х7,62-мм пулемета; броня – 7 мм; мощность двигателя - 50 л.с.; максимальная скорость - 50 км/ч; экипаж - 5 человек

В 1916 г. Россия закупила в Англии 60 бронеавтомобилей «Остин» третьей серии, при создании которой был учтен накопившийся боевой опыт первых двух серий. В Россию первые 35 таких машин прибыли в апреле 1917 г., остальные поступили летом; и так как «Остины-3» уже изначально были изготовлены по русским поправкам и не требовали перебронировки, их сразу же стали использовать в боях Первой мировой, а затем – и в Гражданской войне. При этом большинство бронеавтомобилей «Остин» 3-й серии оказались на службе в Красной армии, хотя некоторое их число досталось и белогвардейцам.

-11

В основном «Остин-3», созданный на шасси полуторатонного грузового автомобиля той же фирмы (так утверждается в большинстве изданий об этом броневике, хотя есть мнение, что использовалось шасси 6-местного легкового автомобиля), повторял «Остин» второй серии. Однако он нес вертикальную броню не тоньше 7 мм, и уже изначально имел в корме второй пост управления с рулем, оборудованный на заводе «Austin». Кроме того, наконец-то англичане стали еще на заводе устанавливать броневые «щёки» для защиты водяных кожухов пулеметов от пуль и осколков, сделали для водителя и командира смотровые щели, закрытые пуленепробиваемыми стеклами. А так же оснастили каждую башню съёмными фонарями, которые по ситуации могли прятаться в башню, или выставляться наружу.

-12

Бронеавтомобиль «Остин» (русский) - 52 экземпляра

-13

Боевая масса — 5,2 т; вооружение: 2х7,62-мм пулемета; броня — 7,5 мм; мощность двигателя — 50 л.с.; максимальная скорость — 50 км/ч; запас хода по шоссе - 200 км; экипаж — 5 человек

Бронеавтомобиль «Остин» (русский), в литературе так же часто упоминаемый, как «Остин-Путиловец», был спроектирован и изготовлен на Путиловском заводе в Петрограде на базе присланных из Англии шасси автомобиля фирмы «Остин» (не то полуторатонного грузового, не то усиленного легкового автомобиля – об этом уже говорилось выше). Проект бронирования машины был разработан Путиловским заводом еще в ноябре 1916 г. Однако из-за позднего прибытия первых шасси (январь 1917 г.) и начавшейся затем Февральской революции в России, работы но изготовлению бронеавтомобилей на протяжении всего 1917 г. практически не велись. Лишь к марту 1918 г. Путиловскому заводу удалось изготовить два бронеавтомобиля, а к концу сентября — еще 17. В 1919 г. завод изготовил еще 33 машины, что довело общую численность «Остин-Путиловцев» до 52 броневиков. Все эти бронеавтомобили поступили на вооружение Красной армии. Они активно применялись в боях по разгрому армии генерала Юденича и в советско-польской войне; на вооружении РККА они состояли до начала 30-х гг.

-14

Бронеавтомобиль имел ту же компоновочную схему, что и предшественники, отличаясь от предыдущих серий английских «Остинов» не линейным, а диагональным расположением башен. Такое размещение башен давало существенное сокращение общей ширины машины по сравнению с их поперечным расположением. Еще одним отличием русского от английских «Остинов» стала двускатная крыша – чтобы отстрелянные гильзы скатывались на землю, а не застревали в сочленении башни с крышей, заклинивая ее (как то случалось на «англичанах»).

Все машины были оборудованы вторым (кормовым) постом управления, позволявшим бронеавтомобилю быстро, не разворачиваясь (особенно в период осенне-весенней распутицы), выехать из зоны обстрела. Кроме того, на бронеавтомобилях устанавливались пуленепробиваемые стекла и по одному съемному фонарю в каждой пулеметной башне (так же, как и на английских «Остинах» 3-й серии).

-15

Вооружение бронеавтомобиля представляли два 7,62-мм пулемета «Максим» обр.1910 г., установленных на тумбах во вращающихся башнях с углами горизонтального обстрела 280°. Боекомплект машины состоял из 24 пулеметных лент (по 12 лент на пулемет), из них 4 ленты снаряжались патронами с бронебойными нулями. Пулеметы имели броневое прикрытие («щеки»), а их водяные «рубашки» охлаждения были соединены шлангами с дополнительными водяными баками, размещенными на потолке башен. Особенностью отечественных бронеавтомобилей «Остин» была возможность поражать из пулеметов низколетящие воздушные цели благодаря установке в башнях специальных пулеметных станков, изготовленных на Путиловском заводе по проекту В.А.Халецкого.

-16

Бронирование машины из 7,5-мм катаных броневых листов производства Ижорского завода обеспечивало защиту экипажа от остроконечных винтовочных пуль на дистанции от 55 м. Для предотвращения поражения экипажа окалиной и осколками брони при обстреле отделения управления и боевое были обтянуты сукном или тонким войлоком. Двигатель и ходовая часть «Остинов-Путиловцев» были такими же, как у «Остинов» второй и третьей серий.

Бронеавтомобиль «Остин-Кегресс» (12 экземпляров)

-17

Боевая масса — 5,8 т; экипаж — 5 чел; вооружение: 2х7,62-мм пулемета; броня — 7,5 мм; мощность двигателя - 50 л.с.; максимальная скорость — 25 км/ч; запас хода до 100 км.

Бронеавтомобиль «Остин-Кегресс» изготавливался на Путиловском заводе с конца июня 1919 г. по март 1920 г. Первый образец машины был изготовлен по образщцу бронеавтомобиля «Остин» третьей серии; остальные – по образцу «Остин-Путиловца». За два года серийного производства изготовили 12 бронеавтомобилей (по 6 — в 1919 и в 1920 гг.), которые активно использовались во время отражения наступления генерала Юденича на Петроград и в период советско-польской войны. По состоянию на 1 марта 1931 г. в РККА еще находилось 4 таких бронеавтомобиля

При серийном производстве в качестве базовой машины использовался средний неполноприводный бронеавтомобиль «Остин» (русский), от которого новая машина отличалась сочетанием гусеничного движителя на заднем мосту, и колесного на переднем мосту. Вооружение и броневая защита машины остались такими же, что и на бронеавтомобиле «Остин» (русский).

-18

Гусеничный движитель каждого борта состоял из гусеницы, выполненной из прорезиненной ткани с резиновым протектором, опиравшейся на четыре сдвоенных опорных катка и на два ведущих колеса. Тяговое усилие к ведущим колесам осуществлялась с помощью двух (левой и правой) цепных передач, натяжение которых регулировалось (как и гусениц) с помощью винтовых механизмов натяжения. В качестве механизма поворота гусеничного движителя использовался дифференциал базовой машины.

К дискам передних колес бронеавтомобиля с двух сторон соосно крепились дополнительные маленькие барабаны, не препятствовавшие их качению по хорошей дороге, но на грунтовых дорогах не давали передним колесам вязнуть, воспринимая на себя часть нагрузки. Такие же барабаны крепились впереди и позади гусеничных движителей, обеспечивая возможность машине преодолевать горизонтальные препятствия вроде траншей, рвов и канав.

-19

Масса бронеавтомобиля из-за применения полугусеничного движителя по сравнению с базовой машиной возросла на 500 кг, а максимальная скорость движения снизилась до 25 км/ч. Однако благодаря гусеничному движителю машина приобрела мягкую работу подвески, хорошую приспособленность к преодолению неровностей местности и бесшумность движения. Емкость топливных баков (115 л) обеспечивала бронеавтомобилю запас хода до 100 км.

НАЧАЛО: 1МВ. Бронеавтомобили русской армии (01). Обзор наличия

Список других статей канала, посвященных теме «История бронетехники» можно найти ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.