ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: 1МВ. Бронеавтомобили русской армии (02). Пулеметные
Уже на рубеже 1914-1915 гг. боевые действия первых бронеавтомобильных взводов показали, что для поддержки атак пулеметных бронеавтомобилей необходимо иметь еще и пушечные броневики, способные подавлять своими орудиями опорные пункты сопротивления противника, малоуязвимые для пулеметного огня. Поэтому в марте 1915 г. был введен новый штат автоброневых взводов, по которому число пулеметных броневиков было сокращено до двух машин, а третьим бронеавтомобилем взвода стал броневик, вооруженный пушкой (для чего спешно разработали и запустили в серийное производство на Путиловском заводе артиллерийский бронеавтомобиль на шасси грузовика «Гарфорд»). Введение в состав взвода тяжелой машины вынудило для ее снабжения увеличить и численность вспомогательного транспорта - на два 1,5-тонных и одного 3-тонного грузовика. Теперь автоброневзвод состоял из 2 пулеметных и 1 пушечного броневиков, 4 легковых и 4 грузовых автомобилей, автомастерской, автоцистерны и 4 мотоциклов (один с коляской). По этому новому штату в 1915-1916 гг. сформировали еще 35 взводов (из них 10 – не с «Гарфордами», а с «Ланчестерами»). Ранние 8 взводов, сформированных еще в 1914 г., так же получили по «Гарфорду», однако в них по-прежнему оставалось по 3 пулеметных броневика.
Тяжелый бронеавтомобиль «Путилов-Гарфорд» (48 машин)
Вес — 8,6 т (впоследствии 11 т); вооружение: 1х76,2 мм пушка, 3х7,62-мм пулемета; броня — 6,5 мм (впоследствии 7-13 мм); мощность двигателя — 35 л.с.; максимальная скорость – 15-18 км/ч; запас хода по шоссе 100 – 120 км; экипаж 9 человек
Пушечный бронеавтомобиль «Путилов-Гарфорд» предназначался для огневой поддержки действий броневиков с пулеметным вооружением. Строился на Путиловском заводе на шасси четырехтонного грузового автомобиля американской фирмы «Гарфорд Мотор Трак Корпорейшн» по проекту генерал-майора М.В. Филатова. В октябре 1915 г. партия из 30 изготовленных машин была отправлена на фронт для армии; а в 1916 г. было построено еще 18 бронеавтомобилей «Путилов-Гарфорд» для Морского ведомства. Эти машины поступили на вооружение Броневого артиллерийского дивизиона сухопутного фронта морской крепости города Ревель. Все бронеавтомобили «Путилов-Гарфорд» широко использовались в боевых действиях во время Первой мировой и Гражданской войн.
Конструкция: двухосный заднеприводный бронеавтомобиль с передним расположением силовой установки; за ней отделение управления, в средней и кормовой частях машины располагалось боевое отделение. На армейских броневиках уже в войсках оборудовали второй, задний пост управления - для движения задним ходом. А на «флотских» бронеавтомобилях выпуска 1916 г. второй пост управления монтировали еще на заводе - с правой стороны рядом с водителем; наблюдение за местностью при движении задним ходом осуществлялось через забронированное зеркало, установленного с правой стороны кабины. Экипаж бронеавтомобиля состоял из девяти человек: командира машины, двух водителей (на переднем и заднем постах управления), двух артиллеристов, командира пулеметного расчета и трех пулеметчиков; один из которых при стрельбе из орудия подавал артиллерийские выстрелы.
Вооружение основное: 76,2-мм противоштурмовая (короткоствольная) пушка обр.1910 г., установленная на тумбе в кормовой части машины в поворотной орудийной башне. Ее угол обстрела по горизонту – 230 градусов; стрельба вперед по курсу невозможна (но это и не требовалось - по тактике применения пушечная машина должна была двигаться в бой задним ходом). Ствол пушки от пуль и осколков был прикрыт громоздким броневым кожухом. Боезапас пушки: поначалу 44 выстрела, с 1916 – 60 выстрелов; снаряды - 6,2 кг осколочно-фугасные гранаты, и картечь. Вспомогательное оружие: три 7,62-мм пулемета «Максим» обр.1910 г. Два по бортам бронеавтомобиля в специальных броневых спонсонах (угол обстрела из каждого – 110 градусов). Третий пулемет - в орудийной башне справа от пушки. Боекомплект: 20 лент (5.000 патронов); с 1916 г. – 28 лент (9.000 патронов).
Огонь из орудия велся прямой наводкой с коротких остановок; дальность стрельбы не превышала 3 км. Приборами наблюдения служили смотровые щели, изнутри закрывавшиеся броневыми заслонками. Клепаный броневой корпус машины собирался из катаных броневых листов толщиной 6,5 мм, крепившихся на стальном каркасе клепками. На «морских» машинах выпуска 1916 г. толщина брони корпуса была увеличена до 7-9 мм, а орудийной башни — до 8-13 мм. Изнутри корпус бронеавтомобиля был обшит войлоком или холстом.
Двигатель: карбюраторный, фирмы «Джеффсри» мощностью 35 л.с., установленный под сиденьем водителя. Пуск двигателя с помощью заводной рукоятки или от электростартера. Запас топлива: 98 л, при необходимости дополнительного запаса топлива мог использоваться бак для воды. В трансмиссии машины использовалась четырехступенчатая коробка передач и реверсивная муфта, обеспечивавшая четыре передачи при движении задним ходом. Цепной привод на задние ведущие колеса был защищен броневыми кожухами. Колеса: массивные деревянные спицованные, с литыми шинами; передние односкатные, задние двухскатные; с «грузошинами» из сплошной резины.
Машина имела боевую массу 8,6 т (масса «морских» машин выпуска 1916 г. из-за более толстой брони возросла до 11 т). Для двигателя мощностью всего в 35 л.с. такая нагрузка была чрезмерно большой, что ограничивало проходимость машины - бронеавтомобиль «Путилов-Гарфорд» мог передвигаться, в основном, только по шоссейным дорогам. Но и по ним его максимальная скорость составляла только 15-18 км/ч при движении вперед, и 3-4 км/ч при движении задним ходом.
Тем не менее, хотя и медлительные, но надежные и обладавшие большой огневой мощью эти бронеавтомобили были любимы их экипажами и солдатами пехоты, которых пушечные броневики не раз выручали в бою. Многим из этих машин присваивались собственные названия: «Дракон», «Громобой», «Чудовище»…
Несмотря на сложность совместного с более легкими пулеметными броневиками использования, «Гарфорды» показали себя в боях очень хорошо, их активно применяли на всех фронтах. Мощное вооружение и качественное бронирование компенсировали недостатки этих машин в проходимости.
Из 48 построенных «Путиловых-Гарфордов» за время Первой мировой и Гражданской войн в боях погибли 14 машин; 2 броневика попали в руки немцев, а при развале Российской империи 3 «Гарфорда» оказались у поляков, и 2 – у латышей. Остальные 27 таких бронеавтомобилей состояли на вооружении РККА вплоть до 1931 г.
Бронеавтомобиль «Ланчестер» (20 машин)
Вес 4,8 т; вооружение: 1х37-мм пушка, 1х7,62-мм пулемет; броня 5-8 мм; мощность двигателя 60 л.с.; скорость до 60 км/ч; запас хода по шоссе 150 – 180 км; экипаж — 4 человека.
Русская версия этого броневика представляла собой тот же британский однопулеметный бронеавтомобиль «Ланчестер» обр.1914 г., закупленный в Англии в сентябре 1915-го (в количестве 20 штук), на котором усилили броню и вооружение. Вместо стоявшего в башне пулемета «Виккерс» в России установили 37-мм пушку «Гочкис» на тумбовой установке; однако в качестве вспомогательного оружия в амбразуре кормовой дверцы башни разместили 7,62-мм пулемет «Максим». Боекомплект машины: 200 выстрелов к пушке и 12 лент (3.000 патронов) к пулемету. Установка «Гочкисов» на всех купленных «Ланчестерах» была вызвана недостатком на фронте бронеавтомобилей с пушечным вооружением. Переоборудованные в пушечные бронеавтомобили «Ланчестеры» активно применялись во время Первой мировой войны, и в Гражданской войне в России.
Двигатель: карбюраторный шестицилиндровый мощностью 60 л.с. Емкость топливных баков составляла 82 л. Колесная формула: 4x2. Передние односкатные и задние двухскатные колеса с проволочными спицами; шины пневматические, заполненные гусматиком. Бронирование: спереди и с боков - 8-мм; наклонные листы крыши башни - 6-мм; боковые окна отделения управления - 5-мм.
Недостатком бронеавтомобиля «Ланчестер» было: обилие петель из алюминиевого сплава, которые часто ломались, и слишком малый для русского фронта клиренс, не позволявший преодолевать многие препятствия. Так же фугасное действие 37-мм снарядов была явно недостаточно эффективным для подавления противника.
Тем не менее, в боях на русском фронте бронеавтомобили «Ланчестер» зарекомендовали себя очень надежными и неприхотливыми машинами, выдерживавшими долгие марши по пересеченной местности. И что удивительно для иностранной техники, «Ланчестеры» вполне успешно переносили сложные условия русской зимы. Эти броневики в годы Первой мировой войны использовались в боях на Юго-Западном фронте, а в Гражданской войне действовали в составе и Красной, и Белой армий. При этом в январе 1918 г. число «Ланчестеров» в Красной Армии пополнилось еще 12 броневиками этого типа. Они были оставлены в России эвакуированным на родину британским автобронедивизионом, в года Первой мировой сражавшимся в составе русской императорской армии сначала на Кавказе, а затем на Румынском фронте. И в Галиции.
Зенитные бронированные колесные машины
Первую мировую войну можно назвать еще и первой «войной моторов». Ведь кроме традиционных для предыдущих войн пехоты и артиллерии, в ней впервые в довольно массовом количестве начали участвовать бронеавтомобили, танки и самолеты. Появление в воздухе авиации, практически неуязвимой для огня наземных войск, вынудило пехоту искать способы борьбы с новой опасностью. И эти поиски породили новый вид оружия – зенитную артиллерию. А необходимость быстрой переброски довольно тяжелых пушек «увязала» их с автомобилями. А близость к противнику + «зубастость» самих аэропланов, вскоре вооружившихся пулеметами, породила зенитные бронеавтомобили…
Бронированная зенитная САУ на шасси «Руссо-Балт» (4 машины)
Вес - 6,6 т; вооружение: 1х76,2-мм зенитная пушка; броня — 3,5 мм; мощность двигателя — 65 л.с.; скорость до 30 км/ч; экипаж — 8 человек
Первая русская зенитная самоходная установка на шасси автомобиля «Руссо-Балт» была создана в начале 1915 г. на Путиловском заводе. Всего к середине марта 1915 г. изготовили 4 машины, вошедшие в состав 1-й Отдельной батареи.
Бронированная зенитная САУ имела компоновочную схему с передним расположением силовой установки и отделения управления. Открытое боевое отделение с установленным вооружением, располагалось в кормовой части в кузове машины. Стрельба велась только при остановке машины; для устойчивости при стрельбе устанавливались три откидных упора, обеспечивавшие возможность ведения кругового огня. В состав экипажа машины входили два водителя и шесть человек орудийной прислуги.
Оружие: 76,2-мм противоаэропланная пушка обр. 1914 г. системы Лендера-Тернавского (длина ствола 30,5 калибров). Лафет зенитной пушки состоял из тумбы со станиной, люльки с противооткатными устройствами, подъемного и поворотного механизмов и оптических прицельных приспособлений. Угол возвышения орудия +65 градусов. Дальность стрельбы — 8.300 м, высота стрельбы — 5.000 м, скорострельность — до 25 выстр./мин. Стрельба велась 6,5-кг фугасными гранатами и шрапнелью с дистанционными 22- и 28-секундными трубками. Возимый боекомплект - 64 выстрела в двух зарядных ящиках в передней и кормовой части кузова.
Отделения управления и силовой установки имели круговую противопульную броневую защиту толщиной 3,5 мм. Грузовая платформа прикрывалась лишь откидными броневыми бортами.
Двигатель: четырехтактный четырехцилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения мощностью 65 л.с. Топливный бак был размещен в отделении управления под сиденьем водителя. Колесная формула 4x2, подвеска машины рессорная. Передние рессоры подвески были прикрыты металлическими кожухами; у задних ведущих колес были установлены колодочные тормоза. Для повышения проходимости на слабых грунтах ширина деревянных дисков колес была увеличена. Шины резиновые, сплошные. При необходимости, для увеличения сцепных свойств на колеса могли устанавливаться цепи.
1-я Отдельная батерея бронированных ЗСУ активно использовалась русской армией в ходе Первой мировой войны с марта 1915 до февраля 1917 г. (дальнейшая судьба батареи и этих ЗСУ с момента революции не отслеживается). Однако известны два успешных боевых эпизода этой батареи. 30 мая 1915 г под Пултуском бронированные зенитки сбили немецкий самолет; а 12 июня 1916 г. при отражении налета 10 немецких аэропланов на подразделения 5-й Армии ЗСУ «Руссо-Балт» сбили трех из них.
Бронированная зенитная САУ на шасси «Пирлесс» (16 машин)
Вес — 4,8 т; вооружение: 1х40-мм зенитная пушка, 1х7,62-мм пулемет; броня 7-8 мм; мощность двигателя — 32 л.с.; скорость до 45 км/ч; запас хода по шоссе 250 км; экипаж — 5 человек
Зенитная самоходная установка на шасси автомобиля «Пирлесс» была создана по заказу Русской императорской армии британской фирмой «Виккерс», и поставлена в Россию в 1916 г. в количестве 16 экземпляров. Зимой 1916-1917 гг. бронеавтомобили были усовершенствованы на Путиловском заводе (установлены щитовое прикрытие орудийного расчета и 7,62-мм пулемет «Максим» для самообороны).
Бронированная зенитная САУ на базе двухосных неполноприводных грузовых автомобилей (колесная формула 4х2) фирмы «Пирлесс» с карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения мощностью 32 л.с. имела открытый сверху корпус.
Компоновка: переднее расположение отделений силовой установки и управления; в центральной и кормовой частях машины располагалось боевое отделение. В нем находилась 40-мм автоматическая зенитная пушка-пулемет «Виккерс» с темпом стрельбы 300 выстр/мин, установленная на тумбе и имевшая угол обстрела в горизонтали 360 градусов, а в вертикали до +80 градусов. Для подъема орудия использовалась зубчатая дуга, для поворота -зубчатый круг. Питалась пушка-пулемет из ленты на 25 выстрелов 0,92 кг гранатами с 10-секундной и 18-сскундной дистанционными трубками. Противопульная броневая защита состояла из 8-мм броневых листов на клепке.
Из этих зенитных бронированных САУ были сформированы четыре Отдельные бронированные батареи, отправленные на фронт в мае 1917 г. Об их участии в Первой мировой войне сведения практически отсутствуют (одни источники говорят об их широком применении, другие – лишь об эпизодическом). В годы Гражданской войны «Пирлессы» использовались всеми противоборствующими сторонами (больше не как зенитные, а для стрельбы по наземным целям). На вооружении РККА «Пирлессы» оставались вплоть до конца 20-х гг.
ОКОНЧАНИЕ: 1МВ. Бронеавтомобили русской армии (04). «Остины» - самые многочисленные броневики России
Список других статей канала, посвященных теме «История бронетехники» можно найти ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.