Первые бронеавтомобили появились в армиях различных стран в 1900 - 1903 гг., и их испытания привели к отрицательным выводам: эти машины малоэффективны и непригодны для выполнения задач разведки, преследования противника и уничтожения его живой силы. Это было связано с несовершенством автомобилей того времени, на шасси которых они создавались, под тяжестью навешенной брони они просто «не тянули». Поэтому к началу Первой мировой войны (1914 - 1918 гг.) производство бронемашин почти не велось. Что касается России, то создание первого опытного отечественного бронеавтомобиля было связано с русско-японской войной 1904-1905 гг. тогда подъесаул 7-го Сибирского казачьего полка князь М.А. Накашидзе предложил Главнокомандующему на Дальнем Востоке генерал-адъютанту Н.П. Линевичу снабдить армию «блиндированным автомобилем, вооруженным пулеметами», и использовать его в боевых операциях. Для создания такого автомобиля командованием были разработаны соответствующие боевой машине требования, и выделено 30.000 рублей на постройку опытного образца. Бронеавтомобиль Накашидзе был построен на французской фирме «Шаррон Жирардо и Вуа», и в 1906-1907 гг. проходил испытания под Петербургом. Вердикт комиссии был однозначен: бронеавтомобиль для боевого применения не пригоден, так как громоздок, и способен передвигаться только по хорошим дорогам с твердым покрытием, а на проселочных дорогах он «вязнет». На ходу стрельба из пулеметов практически бесполезна по причине крайне низкой ее точности. К тому же французская броня пробивается из «трехлинейки» уже со 100 м, а пулеметная стрельба из «Гочкисов» создает в машине высокую загазованность. Поэтому развития эта модель не получила.
Тем не менее, идея бронированного боевого автомобиля не была отброшена полностью, и русское военное командование стало следить за тем, что в этом направлении предпринимается в европейских странах.
В 1912 г. Россия купила в Германии новую немецкую разработку - «Блиндированный автобус «Бенц», который оказался несколько лучше бронеавтомобиля Накашидзе. Он был оснащен более крепкой немецкой броней и тремя пулеметами «Максим» (два в бортовых амбразурах и один – во вращающейся башенке). Однако и этот бронеавтомобиль существовал только в одном экземпляре. До октября 1914 г. «Блиндированный автобус «Бенц» находился в собственности Амурской железной дороги, и только с началом Первой мировой войны был «принят в Военное ведомство».
Вообще до начала Первой мировой войны Российское Военное ведомство приобретало лишь отдельные образцы бронеавтомобилей - для испытаний. Однако после того, как с началом боевых действий немцы в августе 1914 г. применили в Восточной Пруссии против русских войск Северо-Западного фронта легкие бронеавтомобили, в русской армии в качестве ответных мер стали изготавливать броневую защиту автомобилей - из подручных средств. Так, в том же августе 1914 г. штабс-капитан Бажанов щитами от трофейных немецких орудий забронировал грузовой автомобиль итальянского производства, вооружил его. двумя пулеметами, и использовал в боевых действиях. Положительные отзывы об успешном применении на фронте таких «самодельных» бронеавтомобилей, а также сведения о появлении аналогичных боевых машин у союзников по Антанте, способствовали тому, что Военное ведомство России поставило вопрос перед правительством о заводском производстве бронеавтомобилей.
Первые 8 бронеавтомобилей были созданы на шасси производившихся в Риге грузовиков «Руссо-Балт», забронированных и вооруженных двумя пулеметами «Максим» на Ижорском заводе под Петроградом. В октябре 1914 г. эти бронеавтомобили в составе 1-й автомобильной пулеметной роты отправились на фронт.
Но так как единственный в России автомобильный Русско-Балтийский завод имел недостаточные производственные мощности для выпуска шасси под постоянно возраставшую потребность армии в бронеавтомобилях, Военное ведомство обратилось за помощью к союзникам по Антанте. В начале сентября 1914 г. Россия приобрела в Великобритании 48 бронеавтомобилей фирмы «Остин», во Франции - 40 фирмы «Рено», и в Италии - один фирмы «Изотта-Фраскини». Кроме готовых бронемашин, Россия закупила за границей у ряда фирм еще и 1.216 автомобилей различного назначения.
В октябре 1914 г. на Ижорском заводе на шасси четырехтонного грузового автомобиля «Маннесман-Мулаг» изготовили бронеавтомобиль, вооруженный установленной открыто на тумбе в кузове 47-мм морской пушкой «Гочкис». Пушка имела коробчатое броневое прикрытие, кабина управления была так же забронирована; вооружение дополняли два пулемета. В марте 1915 г. Ижорский завод отправил на фронт еще 4 пушечных бронеавтомобиля с подобным бронированием, но на шасси трехтонных грузовиков «Паккард»; вооружены они были 37-мм автоматической пушкой и пулеметом.
Весной и летом 1915 г. на Ижорском, Путиловском, Обуховском заводах, и на нескольких частных предприятиях началось бронирование более 50 автомобилей различных марок отечественного и зарубежного производства. Эти работы осуществлялись по проектам русских военных изобретателей генерал-майора Филатова, штабс-капитанов Былинского, Некрасова, Мгеброва, прапорщика Вонлярлярского… Около половины из них имели пушечно-пулеметное вооружение, остальные – только пулеметное. Правда, некоторая часть этих разработок была воплощена в металле всего в одном-двух, максимум в трех экземплярах – что неудивительно для того времени поисков новых решений и сплошных экспериментов. Но в этих статьях я опишу только массовые образцы бронеавтомобилей, находившиеся в строю русской армии в более-менее значительном количестве, и как-то влиявших на ход боевых действий.
Опыт боевого применения первых сформированных броневых взводов позволил к осени 1915 г. определить основные характеристики, необходимые для пулеметных бронеавтомобилей, и с их учетом было заказано еще 256 бронированных автомобилей отечественного изготовления и производства различных иностранных фирм. Однако боевое применение иностранных бронеавтомобилей показало, что они нуждаются в замене имеющихся 3,5 – 4 мм броневых листов на более толстые: до 6 - 7 мм. Более 100 полученных из-за границы бронемашин оказались непригодны к боевому применению на фронте из-за слишком тонкой брони и никудышной проходимости в условиях русского бездорожья и сложных погодных условий. Таковыми были признаны присланные в 1915 г. 25 броневиков «Шеффилд-Симплекс», 30 «Армстронг-Уитворт-Фиат», 10 «Армстронг-Уитворт-Жаррот», и 36 «Армия-Мотор-Лориес». В результате эти бронеавтомобили на вооружение русской императорской армии приняты не были; длительное время их пытались усовершенствовать, или переделать в железнодорожные дрезины, и лишь некоторые из этих машин в единичных экземплярах спорадически применялись в боевых действиях (в основном уже в Гражданскую войну, когда в боях использовалось все, что могло хоть как-то стрелять). Не намного лучше были и 40 бронеавтомобилей «Рено», прозванных в России за характерную форму их бронекорпуса «ящиками». «Рено» имели слишком тонкую броню (4 мм) и довольно слабый двигатель (20 л.с.). Для улучшения боевых возможностей «ящиков» 11 «Рено» были перебронированы и вооружены по проекту штабс-капитана В.А. Мгеброва, а остальные 29 использовались только как транспортные для подвоза боеприпасов.
Практически из всех присланных Антантой броневиков только 48 пулеметных бронеавтомобилей «Остин» первой серии имели достаточную проходимость и были несколько более надежными (хотя и у них наблюдались прогибы рамы шасси и кожуха дифференциала). Правда, броня «Остинов» пробивалась винтовочными пулями уже с 75 м; поэтому на этих машинах 3-4 мм броневые листы английского производства заменили на более толстые 7-мм броневые листы производства Ижорского завода. Низкие боевые качества иностранных машин заставили Военное министерство в конце ноября 1915 г. отказаться от приобретения бронеавтомобилей за рубежом, и перейти к закупкам только шасси автомобилей - бронирование и установка вооружения производились на отечественных заводах.
В ноябре 1915 г. на вооружение Русской армии поступили 60 бронеавтомобилей «Остин» второй серии. Они отличались от предыдущих более прочными рамой шасси и дифференциалом, более толстой броней и более мощным двигателем. После прибытия бронеавтомобилей из Великобритании на русских заводах на них монтировались пулеметные установки российского производства, в каждом делали кормовую входную дверь и устанавливали дополнительный кормовой пост управления движением назад.
Той же осенью 1915 г. в строй русской армии вступили первые 30 пушечных бронеавтомобилей «Путилов-Гарфорд» отечественной разработки (проект генерал-майора М.В. Филатова на шасси американского грузовика «Гарфорд»). Он стал самым массовым русским пушечным бронеавтомобилем Первой мировой войны (за 1915-1916 гг. было построено 48 «Путиловых-Гарфордов»). Эти мощные и надежные броневики играли важную роль в боях, прикрывая орудийным огнем свою пехоту и поддерживая действия пулеметных бронеавтомобилей.
Весной 1916 г. в Россию из Англии прибыли 20 пулеметных бронеавтомобилей «Ланчестер»; которые оказались очень надежными и неприхотливыми машинами, вполне успешно передвигавшиеся по весенней грязи, а впоследствии хорошо переносившие морозы и снегопады русской зимы. Правда, из-за нехватки в русской армии пушечных бронеавтомобилей их в кратчайшие сроки переделали из пулеметных в пушечные. В таком виде «Ланчестеры» очень активно использовались в боях, и зарекомендовали себя в них с самой лучшей стороны. Кроме этих 20 «российско-британских» броневиков в составе русской императорской армии воевали еще 12 «Ланчестеров» из британского автобронедивизиона, присланного в Россию из Англии в мае 1916 г. Этот автобронедивизион имел на вооружении 28 бронеавтомобилей, 12 из которых являлись «Ланчестерами». А в январе 1918 г. в связи с переходом в России власти к большевикам личный состав дивизиона был отозван назад в Англию; техника же его осталась в России. В результате Красная Армия пополнилось и этими «Ланчестерами»…
Осенью 1916 г. на Юго-Западный фронт отправились 30 пулеметных бронеавтомобилей отечественного производства, созданных на шасси американского полноприводного (4х4) грузового автомобиля «Джеффери» по проекту штабс-капитана Поплавко. Поплавко разработал необычный штурмовой бронеавтомобиль, оснащенный специальным приспособлением для уничтожения проволочных заграждений. Этот броневик мог легко прорывать заграждения перед окопами противника, подходить к окопу вплотную, и пулеметным огнем сверху простреливать его, уничтожая всех, кто скрывался на дне, чтобы обеспечить следующей за ним пехоте беспрепятственное занятие этой позиции. Все 30 таких броневиков вошли в состав особого автоброневого дивизиона, и в 1917 г. приняли активное участие в боевых действиях Первой мировой войны, сыграв в боях довольно важную роль.
Летом 1916 г. на фронте и в тылу Россия имела 107 пулеметных и 81 пушечный бронеавтомобиль. Кроме того, ожидалось прибытие уже заказанных ранее за границей 60 пулеметных бронеавтомобилей «Остин», а так же 60 шасси автомобилей «Остин» и 90 шасси автомобилей «Фиат». На этих шасси собирались строить свои бронеавтомобили на Путиловском и Ижорском заводах. Планировалось, что начиная с января 1917 г. ежемесячно каждый завод будет производить по 10 бронеавтомобилей. Однако из-за того, что шасси «Остин» начали прибывать в Россию только в январе 1917 г., работа путиловцев задержалась, а после Февральской революции изготовление бронеавтомобилей и вовсе прекратилось до ноября 1917 г. Вновь Путиловский завод приступил к бронированию 60 шасси «Остин только в конце ноября – уже при советской власти. Ижорский же завод, несмотря на крайне тяжелую обстановку в стране, бурлившей революционными событиями, все-таки сумел изготовить за 1917 год 36 бронеавтомобилей на шасси машины «Фиат»…
Тем не менее, хотя бы в конце 1917 - начале 1918 гг., но все 60 британских «Остинов» третьей серии все же вступили в состав уже Красной Армии. А в ходе Гражданской войны российские заводы на шасси английских автомобилей построили еще 52 броневика «Остин-Путиловец». Таким образом, пулеметный «Остин» стал самым массовым бронеавтомобилем русской, и затем и Красной армий (общее количество служивших России «Остинов» составило 220 броневиков). А в общей сложности за годы Первой мировой войны русская армия получила около 400 бронеавтомобилей, из которых было сформировано 50 броневых отрядов.
Произошедшие в России за 1917 г. подряд две революции породили в стране Гражданскую войну, продолжавшуюся более трех лет. Ведение этих боевых действий так же требовало использования в сражениях и бронеавтомобилей, доказавших в боях Первой мировой свою военную необходимость. Броневики в годы имевшей маневренный характер Гражданской войны кроме обычного для них огневого содействия пехоте и коннице в составе броневых отрядов, использовались и для выполнения самостоятельных задач: рейдов во фланги и по тылам противника для нарушения управления, разгрома баз снабжения и нарушения коммуникаций. Поэтому на протяжении всей гражданской войны производством новых и ремонтом поврежденных бронеавтомобилей занимались предприятия Петрограда, Москвы, Нижнего Новгорода, Коломны и Брянска. Заводы, получавшие заказы на производство бронеавтомобилей, ставились на централизованное плановое снабжение, что было крайне важным в условиях царившей в стране разрухи. Практически по всей стране по крупицам собирались имевшиеся запасы автоброневого имущества и броневых плит, оставшихся от старой армии. За период с ноября 1918 по март 1921 г. заводами, выполнявшими заказы советского правительства, было изготовлено 109 и восстановлено около 170 бронеавтомобилей.
Такое количество бронеавтомобилей позволило в годы гражданской войны обеспечить материальной частью свыше 80 сформированных в Красной Армии автобронеотрядов. Всего же за время Первой мировой и Гражданской войн в войска поступило 605 бронеавтомобилей как отечественного, так и иностранного производства. Выпуск бронеавтомобилей в годы Первой мировой и Гражданской войн в цифрах был таким: до февральской революции 1917 г. изготовлено 386 броневиков, за период революционных бурлений 1917 г. – 110, а за три года гражданской войны (1918-1920 гг.) – еще 109.
ПРОДОЛЖЕНИЕ: 1МВ. Бронеавтомобили русской армии (02). Пулеметные
Список других статей канала, посвященных теме «История бронетехники» можно найти ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.