Гурьевский сервиз - это не только овеществлённая история правления императора Александра I, не только память о войне 1812-го года, не только своеобразный поклон русскому и другим народам России за их вклад в развитие и защиту страны, но и ответ... - ответ на технологический и культурологический вызов, брошенный Наполеоном России при вручении Александру I в Эрфурте (а обещанного ещё в Тильзите) дипломатического дара - Египетского сервиза Севрской мануфактуры.
Ответ получился пышный, богатый, но всё же более традиционный, нежели устремлённый в космическое будущее Египетский сервиз Наполеона (о нём читайте здесь https://dzen.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/velikie-servizy-mira-sevr-egipetskii-serviz-napoleona-631b0afe21b4205959faf533). Да, Гурьевский (Русский) сервиз выполнен не в остромодной тогда ампирной технике - остаются множество приёмов, в которых невооружённым глазом заметен КЛАССИЦИЗМ, однако впечатление он всё равно производит невероятное, и запоминается раз и навсегда.
Сервиз был заказан управляющим Кабинетом Его Императорского Величества графом Дмитрием Александровичем Гурьевым в 1809-м году. Выполнен под руководством модельмейстера ИФЗ, адъюнкт-профессора Академии художеств Степана Степановича Пименова (1784-1833). Данный сервиз – самое значительное произведение в фарфоре, им созданное. Изготовление первичного состава сервиза затянулось на долгие семь лет (с 1809 по 1816), не в последнюю очередь из-за подготовки и ведения боевых действий во время Отечественной войны 1812-го года и последующего Заграничного похода русской армии (одновременно на армию и на предметы роскоши финансов в казне не хватало, нужды армии были в приоритете).
Сервиз был рассчитан на 50 персон и официально назывался Русским, поскольку все тарелки были расписаны сценами из "народной жизни". Каждая тарелка имела индивидуальный рисунок - сюжет нигде не повторялся. Таким образом, по задумке, сервиз должен был прославлять народы, населяющие Россию, причём не элитарную перебуржскую бюрократическую прослойку, где половина, если не больше, были наёмниками-иностранцами, а "простых" людей (из всех народов, населяющих Россию).
Для создания грандиозного сервиза Гурьев решил прежде усовершенствовать фарфоровое производство, "дотянув" его до лучших мировых брендов. В Россию были приглашены высококлассные специалисты-технологи: профессор Женевского университета Франц Гаттенбергер (в 1803 г. был назначен директором ИФЗ), арканист (составитель фарфоровой массы) Шульц, механик Шрейбер и обжигальщик Зейфферт (все - из Берлинской Королевской мануфактуры). Пригласили французов, считавшихся лучшими кадрами Севра: живописцев Жака-Франсуа Свебаха, Анри Адама и Дени Моро. К ним присоединились севрский токарь Фердинанд Давиньон и позолотчик Бокур, который должен был обучить русских мастеров искусству цировки и полировки слоя золота на фарфоре (с ним заключили особый контракт на четыре года). В те времена именно Севр задавал мировую фарфоровую моду, и соответственно, соперничество шло именно с ним.
Первая партия посуды из нового сервиза поименована в реестре поднесенных Александру I "в первый день января 1810-го года разных изделий Стеклянного и Фарфорового заводов". В том же году к празднику Св. Пасхи подготовили еще четыре вазы. В 1811-м году Гурьев сообщил императору о выделке ещё девяти предметов. Работа над составом длилась до 1816-го года.
Первоначально сервиз хранился в Зимнем дворце, в личных покоях супруги Александра I - Елизаветы Алексеевны. В Петергофском дворце, куда он был перевезён в 1848-м году он стал "употребляем по комнатам приезжающих... принцев".
К Гурьевскому сервизу постоянно выполнялись доделки. Всего было создано (с учётом доделок) в правление Дома Романовых приблизительно 4500 предметов. Честно говоря, как-то не верится, но считается, что в итоге на декорирование предметов сервиза ушло несколько килограммов золота.
Сначала сервиз был назван "Русским", и во всех российских архивных документах до 1824-го года включительно он записан именно под этим названием. "Гурьевским" он стал позднее. Лично мне больше нравится название Русский.
На всех предметах набора изображены сцены из жизни тогдашнего русского общества, т.н. "простых людей". На чашки, супницы, тарелки, вазы, Передачи бутылочные и пр. были нанесены виды Санкт-Петербурга, Москвы, Петергофа и Гатчины - с картин и гравюр российских (Андрея Ухтомского, Степана Галактионова, Семёна Щедрина, Фёдора Алексеева) и иностранных художников, а также иллюстрации из книг "Народы России" и "Петербургские сцены и типы". Что касается отдельных сцен из жизни крестьян, которыми украшен ряд предметов, то они были "позаимствованы" с рисунков Венецианова. Основа сервиза - тарелки с тёмно-вишневыми бортами и сложным золотым орнаментом, индивидуальным для каждого диаметра и типа.
Русский (Гурьевский) сервиз восхищает зрителя не только благодаря своим несомненным художественным достоинствам, необыкновенной выделке, но и потому что является историческим памятником, отражающим стилистические тенденции в русском искусстве того времени. Его патриотическое содержание было усилено фактом разгрома вторгшейся в Россию "общеевропейской" армии Наполеона в 1812-ом году.
Составленный в 1815 году "Послужной список" дает возможность определить имена 64-х заводских живописцев, занимавшихся под руководством начальника художественной части Г. Адама копированием с изобразительных источников. На русском фарфоре первые подписи на своих работах стали ставить трудившиеся по контрактам иностранцы. Одним из них был С. Шифляр, нанятый на ИФЗ в 1809 году "для лучшей отделки вещей" и работавший на заводе до 1813 года вольнонаемным живописцем. В собрании ГМЗ "Петергоф" его подпись имеется на шести тарелках сервиза .
Картины на десертных тарелках можно рассматривать как своеобразную энциклопедию, посвященную жителям России. Такую оценку сюжеты росписи получили и у современников: "...драгоценнейшее собрание видов обширной Российской Империи, которое подаст понятие о разнообразных красотах богатой Природы, о любопытнейших заведениях и исторических местах - от Новой Земли до Крыма и Кавказа, от Камчатки и Нерчинска - до Москвы и Смоленска!"
В общем декоративном решении всех предметов ансамбля важное значение имеет золотой орнамент, отличающийся высоким качеством исполнения. На тарелках первой половины XIX-го века он поражает удивительным многообразием вариантов и прилежной тонкостью цировки (цировка - это гравировка или нанесение рисунка золотом по золоту).
При использования на Высочайших приемах некоторые предметы приходили в негодность. К 1857-му году пригодными признали всего 416 предметов, в связи с чем на Императорский фарфоровый завод поступил заказ на пополнение сервиза, и после проведения необходимых работ в 1859-м году в петергофскую сервизную кладовую поступили дополнительно 203 (!) глубокие и 273 (!) плоские тарелки, 20 солонок и 14 компотьеров на коленопреклонных женских фигурах, 10 новых бутылочных передач, а также отсутствовавшие ранее 80 (!) кофейных чашек с блюдцами. Особенностью Гурьевского сервиза считается отказ от таких эффектных утилитарных предметов, как чайники и кофейники.
В настоящее время основная часть сервиза хранится в Екатерининском корпусе в Петергофе. Но отдельные предметы и наборы из сервиза находятся как в различных музеях страны (например, в "Эрмитаже", в Русском музее Санкт-Петербурга, Подмосковном музее в Архангельском (в павильоне "Каприз"), и т.д.), так и в частных коллекциях. Некоторые предметы даже выставлены на продажу. Информации почему так случилось, не отыскал, но предположу, что сервиз в 1920-е годы разделил участь многих императорских сервизов, пущенных на продажу. Могу только порадоваться, что большинство ваз и больших предметов сохранилось, и сервиз (в Петергофе) не производит впечатление сильно "растерянного".
В основе композиционного решения сервиза лежит принцип, отличный от парадных дворцовых сервизов. Здесь скульптура не играет роли украшения, она является необходимой составной частью предметов утилитарного назначения и способствует повышению пластической выразительности.
Очень удачно решён синтез скульптуры и посудной формы. Подставками для ваз и чаш служат "фигуры русских девушек и юношей в национальных костюмах". Все компоненты сервиза – скульптура, форма посуды, роспись – подчинены одной основной идее.
Русский ампирный фарфор не столько прославлял деяния императора (как во Франции), сколько являлся отражением национальных тем и сюжетов в искусстве, что и показывает данный сервиз. Отечественная война 1812 г. послужила также рождению серии "военных тарелок", изображавших солдат и офицеров в мундирах всех родов войск. Также на Императорском заводе вошло в обычай изображать на чашках известных деятелей того времени, особенно прославленных полководцев (и - само собой - коронованных особ).
На этом о Русском (Гурьевском) сервизе - всё. Это блог фарфороголика на Яндекс-Дзен. Для тех, кому интересен фарфор как неотъемлемая часть культуры Человечества: подписывайтесь, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если статья понравилась - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Спасибо всем, кто дочитал.