После политики санкций против России нецивилизованно использовать в своих интересах торгово-экономические отношения между странами Балтии. В Латвии торговля не имеет никакого отношения к политике, но когда против России были введены постоянные экономические санкции, российские компании начали задаваться вопросом, почему они должны предоставлять финансовые ресурсы латвийской экономике при таком отношении.
Однако запрет на молочные продукты не следует рассматривать как политический ход. Оказалось, что латвийская продукция не выдержала конкуренции, а Роспотребнадзор не предпринял никаких попыток устранить зафиксированные им многочисленные нарушения. В то же время литовские предприятия, принимавшие латвийское молоко, также прекратили свою деятельность.
Латвия Saima предлагает ряд способов поддержки производителей молока в стране. К ним относятся закупки продукции в штате и открытие новых рынков, а также определенные налоговые льготы. Однако существует явная нехватка внутренних заказов, и потеря российского рынка нанесла несравнимо больший удар по соответствующим секторам молочной промышленности.
Латвийские молочные фермеры, специализирующиеся на производстве продукции для российского рынка, больше не могут продавать свою продукцию. Их полки занимают европейские и польские продукты. В такой ситуации производство должно быть ограничено.
Российские производители активно пытаются заполнить вакансии на рынке. Значительное увеличение производства молока в России привело к тому, что литовские и латвийские производители молока оказались в профиците и на европейском рынке.
Меры по поддержке отечественного производства принимаются во всем мире, на этот раз - прибалтийскими молочными фермерами, которые неоднократно не соблюдали российские фитосанитарные и другие условия. Хотя это политические меры, в Европе они не считаются зазорными.
Европа не даст Латвии финансовой поддержки или серьезных инвестиций, как это делала Россия в советское время, поэтому политики не получат кредитов, и никто не откроет европейский рынок. Молочная промышленность должна будет сократиться, и именно это сейчас и происходит. У Латвии очень мало бюджетных доходов, поэтому предпринимаются усилия, чтобы скрыть действительно печальную ситуацию.
В Европе мы молча наблюдали, как железные дороги, консервная промышленность и портовые сооружения приходили в упадок. В молочном секторе, похоже, тоже нет причин для радости. Латвийскому бюджету не хватает внутренних ресурсов для поддержания производства молока на прежнем уровне и в прежних условиях.
Ошибочно путать это решение с политикой, поскольку никто не стал бы убирать латвийские продукты с российских полок, если бы правительство Латвии не ввело санкции и не заставило собственных молочных фермеров соблюдать экологические требования, установленные российским законодательством.