Найти тему

«Краснодарскому чаю» — 50 лет

Краснодарская пресса сообщила на днях о том, что «Краснодарскому чаю» исполнилось 50 лет. Не тому чаю, конечно, который выращивается и производится в Краснодарском крае России, а торговой марке «Краснодарский чай». С которой, на самом деле, все не очень просто.

Начать, конечно, нужно с того, что юбилей торговой марки «Краснодарский чай» привязан не к конкретной дате, а к 1972 году. Именно в 1972 году было создано производственное объединение «Краснодарский чай», в которое входили все чайные совхозы Краснодарского края. Возглавил это объединение Устим Генрихович Штейман, личность в отечественной чайной культуре совершенно легендарная. Во многом благодаря его усилиям чай, произведенный в Краснодарском крае, оформился в советской чайной культуре в отдельное явление и приобрел некоторую известность за пределами Советского Союза.

Устим Генрихович Штейман (второй слева) с коллегами. rg.ru
Устим Генрихович Штейман (второй слева) с коллегами. rg.ru

При этом, конечно, на официальную регистрацию торговой марки «Краснодарский чай» никто не запарился — в этом не было особой необходимости. И, насколько я понимаю, официального документа, который можно было бы считать формальным подтверждением появления на свет торговой марки «Краснодарский чай», не существует. Возможно, если порыться в архивах производственного объединения, то можно будет найти какой-либо внутренний приказ или распоряжение, но я о таких документах ничего не знаю. И никто, похоже, не знает. Так что дня рождения у торговой марки нет, но есть год рождения. Что тоже неплохо.

В настоящее время с торговой маркой «Краснодарский чай» тоже все сложно. Насколько я понимаю, единственным документом, который хоть как-то регулирует использование слов «Краснодарский чай», является ГОСТ Р 59700-2021, который начал действовать 1 января 2022 года. Этот документ, естественно, к такому понятию как торговая марка не имеет вообще никакого отношения — у ГОСТа другие задачи. Так что, фактически, на сегодняшний день торговая марка «Краснодарский чай» — это фантазийное понятие с элементами карго-культа. Обладая некоторыми внешними признаками торговой марки, «Краснодарский чай» лишен ее сути: набора потребительских характеристики, которые будут отличать краснодарский чай от любого другого чая, легко запоминаться, просто формализоваться и хорошо узнаваться.

Упомянутый ГОСТ, кстати, немного пытается влезать в эту тему, но совершенно беспомощно. Вот как там описаны свойства черного краснодарского чая. Внешний вид настоя: яркий, прозрачный, чистый, цвет от темно-красного до темно-коричневого. Аромат: нежный и приятный. Вкус: терпкий. Над этим даже стебаться не хочется — ну, потому что, повторюсь, задача ГОСТ состоит не в том, чтобы создать региональный бренд.

Короче говоря, в настоящее время краснодарский чай — это чай без чайного лица. Отсутствие такого лица, конечно, никак не помешает зарабатывать на краснодарском чае деньги, как собственно на чае, так и, например, на чайном туризме. Но рассчитывать на рациональный чайный интерес к этому чаю только потому, что он из России и когда-то был самым северным, не стоит.

Кстати. Если кому-то интересно, как можно развивать региональные бренды, то посмотрите сайт Sherry.wine. Большая часть регулирующих документов там, правда, на испанском — но, как известно, любой образованный человек по-испански хоть что-то, да поймет.

Еда
6,93 млн интересуются