Амфибия ВВА-14, созданная и испытывавшаяся в 1972 году под руководством итальянско-советского авиаконструктора Роберта Бартини, несомненно представляла собой одну из наиболее странных в истории авиации конструкций. Ни на что непохожую. В том числе, как легко видеть, и на Фантомаса. Данное обозначение проекту было дано просто для конспирации — чтобы не догадались враги.
Что касается тактико-технических характеристик, то 52-тонная машина могла перевозить 5 тонн груза или 32 пассажира (со штатным вооружением) на расстояние 2500 километров со скоростью 760 километров в час. И, разумеется, будучи амфибией, самолёт мог садиться на воду. Являясь трёхфюзеляжным, при посадке «Фантомас» использовал два боковых фюзеляжа, как поплавки.
И если б дело этим и ограничивалось.
На воду, как, впрочем, и на сушу — считая за таковую и палубу корабля, — ВВА-14 мог садиться вертикально. Для чего, помимо двух маршевых турбореактивных двигателей тягой по 6.8 тонн, оборудовался ещё и дюжиной подъёмных — с направленными вниз соплами — двигателей, тягой по 4.4 тонны каждый. Как вишенку же на торте конструктор предлагал заказчикам возможность эксплуатации аппарата в режиме экраноплана. При скорости 500 километров в час на высоте 8-12 метров между корпусом и водой возникала воздушная подушка. В таком случае экономичной тяги на уровне 4 тонн хватало на 5000 километров полёта.
Но заказчики, в лице советских ВВС, — как и флот, — не заинтересовались, попросив КБ привести проект к виду предполагающему возможность сколько-то разумного использования. Вертикально взлетающий самолёт — это прекрасно. Но в таком случае, самолёту не нужна посадка на воду, а значит, и трёхфюзеляжная конструкция с поплавками и огромным «лбом». С одним фюзеляжем он полетит быстрее и дальше.
Амфибии же, в свою очередь, не требуется возможность вертикального взлёта и посадки, — она и так обладает опцией безаэродромной эксплуатации. Соответственно, избавившись от подъёмных двигателей, можно вчетверо увеличить грузоподъёмность (или втрое дальность полёта) и вдвое уменьшить цену машины.
В связи с потрясениями мирового порядка и платформы каналу требуется поддержка: ЮMany 4100 1168 3178 5907
Наконец, в режиме экраноплана аппарат не нуждается ни в крыльях такой площади, ни в настолько мощных маршевых двигателях. Нет. Правда. Крылья даже вредны, — опасны, — при поворотах и крене они могут зацепить воду… То есть, военные попросили Бартини для начала отвинтить от самолёта всё лишнее, — а там только видно будет, хорошо ли получилось.
В процессе же доработки проект предсказуемо угас. От него просто ничего не осталось.
Лишним оказалось всё.