Поговорим о скользкой треске, необъятных палтусах и о красном золоте Аляски!
Не так давно я выкладывал статьи о заводе и видах тихоокеанского лосося, с которым довелось работать. (Ссылки на статьи: https://zen.yandex.ru/media/id/62fd4a16ce1d937fea0e77da/detali-raboty-na-rybokombinate-v-ssha-630d1a9c1d98544275df2698?&) (https://zen.yandex.ru/media/id/62fd4a16ce1d937fea0e77da/detali-raboty-na-rybokombinate-v-ssha-630d1a9c1d98544275df2698?&).
Но не одним лососем едины! Работа на рыбной переработке включала в себя и другие виды морских жителей, а также совершенно различные позиции, можно сказать, должности. Начну по порядку.
Самое первое, с чем мне пришлось столкнуться - это black cod. Или черная треска. Еще одно название - угольная рыба. Добывалась на протяжении всех 4 месяцев. Средние размеры рыбы были около 40-50 см и вес под 6-7 фунтов.
Изначально нас обучили разделывать ее для получения шейных колец. Якобы считается местным деликатесом. Сам не пробовал, не знаю, да и не очень то хотелось). Гибкая и склизкая треска постоянна выпрыгивала из резиновых перчаток, поэтому часто на методично работающем конвейере получались завалы. Из-за этого с угольной рыбой никто не любил работать.
Еще одна не такая частая на производстве рыбка - желтоглазый морской окунь. Тогда для нас была в диковинку. Красного или розового оттенка, с коротким и гротескным туловищем и с шипастой головой. Об эти шипы были порваны не одна пара перчаток. Причём можно было получить даже не хилую рану от невнимательности. Поэтому рыбу американцы называют "rockfish", из-за ее острых шипов на голове и таких же острых, как бритва, плавников.
Несколько раз приплывали суда с совсем экзотическим грузом. Это были скаты. Небольшие, от 5 до 15 фунтов. Интерес к такой рыбе был неподдельный. Но стойкий и резкий "амбре" исходящий от рыбы, многих отвадил от ее разделки.)
Ну и последний вид обитателей морских глубин, работа с которым никогда не обходилась без моего участия. Halibut, по-нашему палтус. Камбалообразные великаны. Очень причудливая рыба. Одна сторона чисто белая, а другая грязно-песочного цвета. Халибут так маскируется, так как является хищником и ждет в добычу засаде, зарывшись в песок на дне. Два ассиметрично расположенных глаза, оба на одной стороне, зорко выслеживают добычу.
Палтус - рыба большая и тяжелая. Именно тогда, когда приплывало судно с такой рыбой, мой прямой начальник Тэй всегда направлял меня на эту позицию. Стояла специальная отдельная линия оборудований для палтуса. Погрузчик привозил тоут с рыбой, ставил на подъемник. Я стоял наверху в бункере-бассейне и манипулятором поднимал загруженный тоут к себе наверх. Пространство в нем было много. Стоял по колено в халибутах и воде. Мне нужно было переворачивать каждую особь белой стороной вверх для удобства разделки. Дальше отправлял их своим коллегам, которые работали на гильотине. После этого палтусы разделывались, потрошились и отчищались от слизи и грязного льда. Ну а затем их так же укладывали в тоуты со льдом для дальнейшей транспортировки. Чуть не забыл про головы. От гильотины эта часть рыбы шла по дополнительной линии работникам, которые нарезали щеки. Оказывается, тоже деликатес.
Ниже приведу фотоотчет:
В среднем попадались экземпляры весом 40-60 фунтов, длиной до 1 метра. Но бывало, что привозили тяжеловесов. Рекордсмен, для которого мне пришлось звать помощь, весил 274 фунта (124 кг), а его длина была около 180 см (и это далеко не предел). Такого борова просто невозможно было подцепить руками и перевернуть в одиночку. Но вдвоем управились. Работал на данной ответственной позиции все лето, поэтому вернулся домой, набрав несколько кг мышечной массы. 30 тонн палтуса в день - вот залог укрепленной спины и рук)! Спасибо за это моему камбалообразному другу!
Напоследок вернемся к лососю. Ну и какой же рыбзавод без икры? Тщательно следили, чтоб вся икра собиралась в пластиковую тару, как и молоки. Направляли сие сокровище в икорный цех, где трудились японцы и наши друзья из Сибири. А там уже начиналась магия.
В специальных чанах с сильно концентрированной солёной водой икра выдерживалась при определенной температуре. Затем разделялась по размеру (буквально пинцетами) и по качеству на категории (полный процесс очень сложный, поэтому расписывать не буду). Продукт низших категорий направлялся на производство животного корма, остальное - на рынки и в магазины. Конечно же, самая качественная икра предназначалась для США и Японии.
Ну и, наконец, позиция для самых опытных. До этого рабочего места под конец июля стали допускать вашего покорного слугу и еще пару ребят из Пензы. Это разделка лосося на филе. Требовалась филигранная работа. (Вроде родственные слова даже). Обучал нас лично Тэй. Орудовать ножом нужно было осторожно, точно и изящно, под определенным углом и в нужном направлении. Это было похоже на настоящее искусство. Даже мысленно представлял себе, будто разделочным ножом творю каллиграфию! Миллиметр право или влево, либо слишком глубокий разрез - и кижуча можно отправлять в утиль. Тонкие косточки выдергивали вручную пинцетами. Работа для усидчивых и терпеливых. По итогу получали идеальной формы нарезку красной рыбы, которую отправляли специальным заказом в рестораны Аляски, Канады и Калифорнии.
На сегодня рассказ о работе на Icicle Seafoods inc. подошел к концу. Но это еще далеко не все, что я хотел вам поведать о труде на рыбном производстве. Следите за выходом статей)!