Из русской классики мы помним, что именно «на водах» чаще всего отдыхали герои, именно там с ними происходили самые захватывающие истории, случались бурные романы и разыгрывались любовные драмы.
Очень любила русская аристократия и богема отдыхать «на водах».
Но так было не всегда.
Увлечение «водами» началось в России со времен Петра I. Точнее, сначала увлекся Петр, а за ним в принудительном порядке все светское общество.
Еще во время Великого посольства русский царь нахватался всякого заграничного. В том числе странной практики лечения «целебными водами». Петр немало поездил по заграничным «водам». Бывал в городке Спа в тогдашних Австрийских Нидерландах (сейчас Бельгия), в Карловых Варах в Богемии (Чехия), в Пирмонте в Нижней Саксонии (Германия).
Заграничные курорты пришлись царю по душе, и даже очень, но его не оставляла мечта устроить такие же у себя на родине. Оставалась сущая мелочь – найти целебные источники.
Поэтому 24 июня 1717 года царь подписал указ «О приискании в России минеральных вод», который предписывал «искать в нашем государстве (а особливо в таких местах, где есть железные руды) ключевых вод, которыми мочно пользоваться от болезней».
В авангарде поисковых работ был поставлен лейб-медик доктор Готлиб Шобер, получивший для этой миссии самые широкие полномочия.
Зоной поисков был определен Кавказ, где издавна ходили легенды о неких исцеляющих источниках. То некий старик умоется водой из родника и помолодеет лет на двадцать, то охотник упадет в источник и излечится от ревматизма. И опять же, знаменитое кавказское долголетие… Мало ли, вдруг от водички?
Путь Шобера и его экспедиции лежал к городу Терки, русское поселение-крепость на Северном Кавказе, что в Астраханской губернии.
Терские казаки давно пользовались минеральными источниками, но Шобер приехал и все задокументировал.
«Вода в ключах, особливо в главном, испущает великий пар, притом так прозрачна, что ежели бросить туда копейку, то ясно можно оную на дне видеть. Кажется, что безпрестанно кипит, и так вода горяча, что можно в ней варить яйца…», - пишет доктор о минеральном источнике, окруженном шестью более мелкими ключами в 90 верстах от Терского города.
Шобер упоминает, что водой из источников успешно лечатся местные жители и рассказывает, как целебная вода помогла калмыцкому князю: «…Он был ранен двумя пулями в грудь и от того тяжело дышал, кашлял, в груди было колотье и харкал кровью. Но как он несколько раз попользовался теплицами, то он вылечился немедленно».
Источники были названы Теплицами Святого Петра.
Прямо на месте доктор провел химический анализ воды и пришел к выводу, что она исключительно полезна для человека: «…она состоятельною своею в огне солью утоляет в теле кислые влажности. А снаружи почти всякой может употреблять с великою пользою».
Нашел доктор Шобер и источник с холодной минеральной водой. И не просто нашел, а приказал расчистить от земли и камней, которыми он был засыпан: «… Но как я приказал вырыть землю на аршин глубиною, то начала бить минеральная вода больше и чище прежнего».
Сам Петр побывал на своих «теплицах» в 1722 году и «лично исследовал целебное свойство тамошних горячих минеральных источников».
Сейчас это Брагунские источники на территории нынешней Чеченской Республики неподалеку от Гудермеса.
Межу тем доктор Шобер намекал в своих записях, что в двух-трех днях пути от Теплиц Святого Петра есть куда более крупные источники с «кислыми водами». Однако ему было поручено «только в его царского величества землях искать минеральную воду». А те земли, что с «кислыми водами», не были российскими. Они были кабардинскими.
А в это время далеко на севере творилась своя история.
В карельских лесах некий крестьянин по имени Иван Рябоев, страдавший сердечной болезнью, обнаружил незамерзающий родник, из которого пил несколько дней и после этого почувствовал себя значительно лучше. Он сообщил о чудесном источнике управляющему Кончезерским железоделательным заводом, на котором работал. Тот посчитал нужным доложить об этом ко двору.
Петр I заинтересовался новостью и отправил к месту экспедицию для проведения исследований.
Подопытными стали люди простые, по большей части из солдат.
Результаты обнадеживали.
«Барабанщик Нижегородского полку Иван Шарапов имел кровавый понос 6 месяцев, зело отчего изнемог, и был бессилен, к тому и цвет в лице изменился и стал блед. И от 27 генваря тех вод повседневно до 18 февраля пил и получил себе от того полное здравие».
«Семен Лихачев, солдат Олонецкого баталиона, имел 6 месяцев болезнь во утробе и удушье, и все тело его было желто, и когда 18 дней оной воды пил, получил совершенное здравие».
Таким образом мужики получили «полное здравие», крестьянин Рябоев - вольную, Олонецкий комендант Георгий Геннин – памятную табличку, а Россия – первый курорт.
20 марта 1719 года Петр I подписал указ «О целительных водах, открытах на Олонце». Курорт получил название Марциальные воды в честь древнеримского бога Марса – в воде содержалось много железа.
Петр лично принимал участие в составлении «Правил докторских, как при оных водах поступать". Некоторые рекомендации были весьма занимательны.
«А перед обедом чарку водки тем, которые обыкли, выпить позволяется, а особливо анисовой, а за обедом рюмки три вина Бургонского или рейнвейну, или легкого вина Французского, так же от жажды полпива или легкого самого пива пить помалу не запрещается, а квасу, кислых щей, такожде браги весьма запрещается».
Там же были перечислены болезни, от которых можно было избавиться с помощью марциальных вод: «…цынготную, ипохондрию, желчь, бессильство желудка, рвоту, понос, чесуйную, каменную, ежели песок или малые камни, и оные из почек гонит, от водяной, от запору, от апелепсии, выгоняют глисты, лечат килы и от прочих болезней силу имеют».
Специально для царя возле источника построили деревянный дворец с выходом к минеральному ключу. Петр провел там несколько недель, лечился марциальной водою, играл в бирюльки и шахматы и все это, не отрываясь от дел государственных.
Царь был воодушевлен.
А если Петр был воодушевлен, значит, его приближенные могли забыть о о спокойном отдыхе в деревне с вареньем из яблок и брусники. Всем нужно было ехать на новый курорт и старательно оздоравливаться. А если кто считал себя и без того здоровым, так царь быстро мог это недоразумение исправить.
Подданные роптали н не верили в эффективность «водного» лечения. Царь боролся с антиминеральщиками твердою рукою и активной пропагандой.
Докторские правила предписывали определенную длительность лечения, и сбежать раньше пациент не мог. А ежели сбежал, то пусть потом не рассказывает, что ему не помогло.
Приехавший на Марциальные воды по приказу императора князь Александр Меншиков с удивлением обнаружил в карельской глуши царицу Прасковью Федоровну, генерал-адмирала Апраксина и князя Ивана Трубецкого, которых Петр тоже заставил ехать на поправку здоровья.
В 1721 году в Марциальных водах появилась гостиница и церковь. Храм стоит и по сей день.
Тем не менее после смерти Петра I курорт пришел в упадок. Позже, при Александре II, марциальные воды были вновь исследованы и признаны полезными, но возродился курорт только в советское время.
Со временем российский высший свет все же распробовал прелести отдыха «на водах». Давайте мы с вами побываем на нескольких курортах, которые были особо популярны у российской аристократии.