До того как отправиться в Карелию, я представлял этот регион немного иначе: дикие леса, старые аутентичные деревушки и отсутствие какой-либо цивилизации.
На практике всё оказалось несколько иначе. Да, леса тут действительно дикие и обширные. Но в остальном моё мнение поменялось.
В Карелии идеальные дороги (я про асфальтированные, конечно), есть множество отличных отелей, а полузаброшенных деревенек оказалось не так уж и много.
И всё же, одну классную деревню удалось найти. Она находится по пути от Сортавалы до Петрозаводска и называется Кинерма.
Кроме множества аутентичных карельских домов (о которых я вам, пожалуй, расскажу в отдельной статье), тут обнаружился почти заброшенный ГАЗ-52.
А если говорить точнее, то перед нами, скорее всего, самосвал ГАЗ-52-02, да ещё и с оригинальной старой передней маской. Поправьте меня, если ошибаюсь.
В общем, автомобиль любопытный, давайте про него расскажу чуть подробнее.
В 1962—1963 годах была разработана гибридная модель с двигателем наиболее массового советского грузовика ГАЗ-51 и с использованием узлов и деталей предсерийного на тот момент автомобиля с большей грузоподъёмностью ГАЗ-53.
К производству готовили сразу две модели: бортовой грузовик ГАЗ-52 (колёсная база 3300 мм) и шасси ГАЗ-52А (3700 мм).
Но если бортовой изготовили лишь небольшой партией, то шасси ГАЗ-52А выпускали более или менее серийно. Причём до 1975 года ГАЗ-52А и ГАЗ-51 выпускались параллельно.
ГАЗ-52 получил кабину от грузовика ГАЗ-53. Рама также практически не отличалась. Всё это сильно усложняет идентификацию моделей.
Главное отличие заключалось в использовании рядного шестицилиндрового двигателя вместо восьмицилиндрового на грузовиках семейства ГАЗ-53.
Визуально можно отличить, пожалуй, лишь по колёсам: на ГАЗ-52 устанавливались колёса и шины от ГАЗ-51 размером 220—508 (7,50-20 дюймов), колёса с шестью отверстиями, а на ГАЗ-53 — шины несколько бо́льшего размера — 240—508 (8,25—20 дюймов), колёса с тремя отверстиями.
Внимательные сразу же полезут смотреть колёса на моих фотографиях и увидят, что у дисков всего три отверстия.
Но перед нами именно ГАЗ-52. По крайней мере так утверждает владелец грузовика, с которым мне удалось поговорить.
В июне 1966 года грузовикам ГАЗ-52А был присвоен индекс ГАЗ-52-01. В таком виде он выпускался до 1993 года.
С 1975 года параллельно наладили выпуск короткобазного бортового грузовика ГАЗ-52-04 с одноимённым двигателем мощностью 75 лошадиных сил.
Самосвальное шасси ГАЗ-52-02 производили с 1975 по 1983 годы. Его разрабатывали специально для Саранского завода автосамосвалов, который монтировал кузова на шасси.
ГАЗ-52-02 имел короткую колёсную базу (3300 мм) и укороченный на 292 мм задний свес.
Самосвал общего назначения назывался ГАЗ-САЗ-3503, а строительный - ГАЗ-САЗ-3504.
Грузовик, который вы видите на фотографиях, хотя и имеет современные российские номера, вряд ли уже способен передвигаться своим ходом.
Скорее он стал памятником под открытым небом: если загуглите название этой деревни, то скорее всего увидите снимки этого грузовика.
А ведь его состояние очень даже неплохое (не смотрите на ржавчину на кабине и кузове). У него практически полностью оригинальная комплектность.
Настоящая легенда! Труженик города и села. Хорошо, что он хотя бы дожил до наших дней.