Про еду
Успенский пост не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров и Рождественский посты. В понедельник, среду и пятницу монастырский устав предписывает сухоядение, то есть самый строгий пост, без приготовления пищи на огне; во вторник и четверг – «с варением пищи, но без елея», то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей. В праздник Преображения Господня по церковному Уставу полагается на трапезе рыба.
Каждому человеку необходимо определить свою меру поста. Один может понести постный подвиг в полном объеме, и это будет ему на пользу. Другому, наоборот, следует ослабить пост. Поститься не так строго, как написано в церковном Уставе, могут болеющие люди. Болезнь — тоже своеобразный пост, смирение плоти.
Кроме того, при некоторых заболеваниях гастрономический пост может принести вред здоровью. Прислушайтесь к себе, спросите совета у врача, священника. Своя мера поста − у беременных, у военнослужащих, у тех, кто работает в напряженном ритме или учится.
Конечно, особая тема — детский пост. Порой лучше договориться с детьми о том, что постом они, к примеру, будут есть меньше конфет, чем накладывать на них ограничения в молочной и мясной пище. В любом случае, со всеми сомнениями и вопросами лучше подойти к своему духовнику или священнику, которому доверяете.
До праздника Преображения Господня, когда в храмах были освящены начатки нового урожая, верующие по традиции воздерживались от яблок и других плодов. Смысл их освящения заключается в том, чтобы принести Богу благодарность за новый урожай, а не в том, что плоды во время освящения приобретают какие-то особенные свойства.
Плоды можно приносить в храм для благословения в любое время. Ведь если Господь через мудрых селекционеров устроил так, что яблоки зреют значительно раньше, чем в те времена, когда было установлено освящать плоды, то не стоит ждать, когда эти скороспелки испортятся. Их можно принести в храм, чтобы получить благословение, сказать: «Господи, благодарю Тебя за этот урожай!», после чего можно спокойно употреблять их в пищу.
Пост духовный тесно соединяется с постом телесным подобно тому, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое − живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», – заповедует Святая Церковь.
В посте телесном на первом плане – воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном – воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки.
Там – оставление более питательной и приятной на вкус скоромной пищи и употребление пищи постной – менее питательной; здесь – оставление привычных грехов и упражнение в противоположных им добродетелях.
Сущность поста выражена в следующем церковном песнопении: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением; ибо если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».
И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям: в императорской России даже гражданские законы запрещали в это время публичные маскарады, зрелища, спектакли.
Подготовил Алексей Еремин
Иллюстрация с сайта Йошкар-Олинской епархии